Уроки истории. О компетентности

Аналитика,История,Лента событий,Статьи 02 Ноя 2021 11:36
1 отзыв

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Эти уроки мне вспомнились в связи с чехардой и большими кадровыми перестановками, которые сопровождают эпоху перемен.

В IV веке до н.э. Китай еще был разделен на 7 царств («Семицарствие»), постоянно враждовавшие между собой. Больше всего тумаков досталось самому слабому царству Цинь, который терпел жестокие поражения. При очередной смене власти, царем Цинь стал молодой и амбициозный правитель, который хотел превратить свое царство в могущественное государство. Но он не знал, как это сделать, хотя и был очень образованным человеком. И тогда, он прибег к помощи китайских советников, главным образом из ученых и мудрецов, которые предлагали ему самые разные модели по организации военной мощи царства. Но ему все эти предложения не нравились.

Я еще раз подчеркну, что молодой царь был очень умен, сильно мотивирован и все схватывал на лету. И тогда он вспомнил о советнике Шан Яне, который предложил ему широкий комплекс реформ от отмены рабства до привлечения к госслужбе представителей незнатных сословий через испытательные экзамены. Советник также предложил ввести систему легизма — верховенства права и жестоких наказаний за совершенные преступления всех без исключения, независимо от социального положения и личных заслуг перед государством. К числу преступлений была отнесена даже профессиональная некомпетентность.

После этих нововведений и начала казней нерадивых и тупых чиновников, дураки перестали рваться на государственную службу. Началась эра процветания Цинь. Царству удалось объединить все разрозненные царства и создать во II веке до н.э. могущественную китайскую империю во главе с внуком царя-реформатора Цинь Ши Хуанди. С тех пор над Китаем не опускается слава.

Другой такой же случай, но иного характера, произошел в Римской республике, которая была расположена в другой части света и тоже во II веке до н.э. Это было во время 2-й Пунической войны, когда римляне и карфагеняне скрестили оружие в борьбе за господство в бассейне Средиземного моря. В 1-й Пунической войне Карфаген проиграл и капитулировал перед Римом. И многим римским карьеристам казалось, что новая война будет легкой прогулкой и принесет полководцам великую славу и богатство. Все римские сенаторы от мала до велика тогда выстроились в очередь, чтобы стать консулами и возглавить войну против Карфагена. Но когда карфагенский полководец Ганнибал начал один за другим громить римские легионы, очередь рассеялась и стало трудно найти очередного спасителя Рима. Все дураки, болтуны и коррупционеры мгновенно попрятались. Едва-едва нашли умного, но дважды битого Ганнибалом военачальника Марка Корнелия Сципиона — младшего, которому кое-как, «используя стратегию и тактику военного гения Ганнибала», удалось победить великого полководца. Римлянин просто взял и высадился со своей армией у г.Карфагена, попутав все военные планы карфагенян, готовившихся взять Рим. Ганнибал проиграл Ганнибалу!

Перед Кыргызстаном сейчас тоже стоит немало трудностей и опасностей на пути своего возрождения и процветания. И эти примеры из мировой истории должны нам помочь при решении наших собственных задач. Наличие сильной политической воли, компетентность и только компетентность кадров, введение меритократии — вот главные ключи к преодолению нашего затянувшегося кризиса.

Одна мысль о “Уроки истории. О компетентности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.