Уроки истории. О стереотипах и стандартах

Аналитика,Лента событий,Статьи 26 Июл 2021 09:30
2 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Мы уже знаем, что натура людей меняется гораздо медленнее технологий! С древнейших времен мы не очень то стали лучше. Но ведь раньше об этом люди мало, что знали и понимали. Хотели добиться всего сразу и быстро.

____________________________________________________________

На прошлой неделе новости со всех концов мира прожужжали об аномальных наводнениях и селях, которые разразились как по команде по всему миру. Это говорит об изменении климата и его возможных последствиях.

Мне сразу вспомнились прогнозы климатологов по учебному курсу «мировой политики» о том, что человечество возможно погибнет, если не предпримет решительные шаги в связи изменением климата не через несколько миллиардов лет, а в ближайшие 200-300 лет. Снова пришло на память новое открытие ученых, что великий Кыргызский каганат в 10 в. погиб не от набегов киданей и других монголоязычных племен, как нас убеждали до недавних времен, а от быстрого опустынивания своей территории, вследствие чего многие рода и племена империи покинули каганат и переселились на другие земли. А кочевники кыргызы, жившие в Западной Монголии, всплыли вдруг на Енисее и Алтае как «лесной народ».

Впрочем, енисейские кыргызы могут ничего не иметь общего с нынешними кыргызами, т.к. за прошедшие тысячелетия и столетия произошли такие немыслимые генетические кровосмешения, что мы теперь далеко не те, что были. Сказанное имеет прямое отношение и к другим народам. В крови президента США Барака Обамы, корни которого восходят к африканским племенам Кении, оказывается есть кровь британских герцогов Мальборо.

___________________________________________________________

А в Европе на прошлой неделе начался скандал с Польшей, правительство которой приняло решение о создании дисциплинарной комиссии, чтобы надзирать за поведением своих судей и судов. ЕС посчитал этот шаг вопиющим, таящим угрозу независимости европейского правосудия, а поляки считают это для себя нормальным. И готовы стоять до конца, несмотря на возможные санкции. В Венгрии тоже не приемлют некоторые европейские ценности и стандарты, связанные с правами сексуальных меньшинств, считая их вредными и не приемлемыми для себя.

_________________________________________________

А недавно один кыргызский историк, анализируя особенности нашей кочевой демократии и государственности, вдруг напомнил нам о забытой «набеговой культуре», которая объясняет все наши нынешние зигзаги и неудачи на этапе демократизации страны. Исследователи этой культуры пишут, что это было время острого социального кризиса, когда «перестали уважаться обычаи отцов и не исполнялись условия адата», «стало господствовать только одно право — право сильного«.

В обстановке обозначившегося раскола общества формировались противоборствующие социальные силы: стремившаяся к власти и новым привилегиям знать и сторонники сохранения прежнего уклада общественной жизни. «Благоразумные мероприятия любивших свою родину не имели, однако, успеха; сильные фамилии буйствовали и, не боясь никого, не исполняли приговоров адата. Воровство вошло у них в славу и доблесть; убивали и резали друг друга без причины, и, наконец, начали совершаться невиданные до этого преступления… стали похищать или силою уводить беззащитных людей — своих собратий в неволю и продавать их в рабство в далекие страны». Так писали чеченские историки о своей «набеговой культуре», которая у нас и многих других народов, а вместе с ней и «институт батырства», исчезли после присоединения к царской России и проведения советской властью политики «оседания кочевников». И снова стала буйно оживать и крепнуть в период обретения независимости. Кстати, эта культура была присуща и Западу в лице «викингов» — «кочевников морей».

И как следствие «набеговой культуры» (демократии), вы только вдумайтесь в смысл этого термина, стало возможным обсуждение в Жогорку Кенеше чудоковатых и не отвечающих современным стандартам законопроектов, где статус неприкосновенности даруется, помимо выборных должностных лиц, как президент и депутаты, также министрам и акимам. Это, мол, не соответствует мировым стандартам. Хотя законодатель обязан знать, что он может дать и обосновать этот статус для любого лица, нужно только лишь четко прописать их статус и механизмы их привлечения к ответственности. А в свете разговоров о том, что это реакция власти на образовавшееся двоевластие, сохранение балансов и сдержек между двумя лидерами, здравый смысл, а не международные стереотипы и стандарты, подсказывает о том, что может стоит поддержать этот законопроект, кроме содержащихся в нем некоторых абсурдных положений.

_____________________________________________________________

А Афганистан снова в третий раз почти после 15-летней советизации и 20-летней демократизации возвращается к устаревшему, но родному феодализму.

________________________________________________________________

Когда я стал депутатом Жогорку Кенеша в первый раз мне казалось, что за год можно навести в этом хозяйстве идеальный порядок. Для такого мнения у меня были достаточные основания. За спиной две диссертации и куча работ по теории и практике парламентаризма. Но не тут то было. Частные интересы и тотальное невежество сломали самые железные парламентские конструкции, не позволив довести простенькую реформу парламента до логического конца. Сейчас ситуация стала еще хуже, чем в 90-х годах, т.к. еще круче упал «человеческий потенциал» слуг народа. А парламент без личностей, никогда не будет парламентом, что мы и видим в реальности.

__________________________________________________________________

Сказанное выше говорит о том, что не все в мире соответствует международным стандартам и нашим стереотипам о них, ибо все люди разные. В современном мире есть регионы и народы, которые живут еще в условиях каменного века. Им не нужны ни самолеты, ни интернет, ни кока-кола.

Мы кыргызы живем преимущественно в традиционном обществе с его жесткой регламентацией и ценностями и зачатками новых формаций. А Запад в условиях постиндустриального и открытого общества. К высшим идеалам безусловно надо стремиться, но не надо переоценивать их значение для политики сегодняшнего дня, ибо все поспешные попытки перепрыгнуть через целые общественно-экономические этапы дадут «искаженную картину», что мы и видим наяву. Особенно там, где самое лучшее не вызрело, не готовится загодя или вопреки, а получается всегда случайно и неожиданно.

Вот чего нам не хватает, чтобы изменить наш мир к лучшему, так это учености и воспитания, которые прямиком ведут к установлению принципов меритократии («власть достойных»), оправдавших себя во все времена у всех народов.

2 мысли о “Уроки истории. О стереотипах и стандартах

  1. Саламат

    Никто так не оболгал и дискредити ровал демократию как кыргызы и негры, у которых руки растут из жопы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.