VII международный театральный фестиваль ART-ORDO. Итоги

Лента событий,Статьи 30 Сен 2019 13:40
0 отзывов

В городе Оше накануне завершился VII международный театральный фестиваль ART-ORDO, посвященный к 80-летнему юбилею прославленной кыргызской актрисы театра и кино Жамал Сейдакматовой.

Как рассказал Elgezit.kg драматург, театральный критик, режиссер, председатель фестиваля Жаныш Кулмамбетов, нынешний ART-ORDO намного отличался от предыдущих: география стала шире и состав участников фестивального конкурса был невероятно сильным. Из Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Узбекистана в Ош прибыли 15 театральных коллективов. Он сделал анализ всех постановок, показанных на фестивале.

«Высокий тон фестиваля был сразу задан тем, что в конкурсной программе обозначились спектакли таких мощнейших режиссеров, как Нурканата Жакыпбая и Талгата Теменова (оба казахи) — мэтров театрального искусства Центральной Азии; Султана Усманова (таджик), одного из сильнейших театральных постановщиков нашего региона; Нурлана Абдыкадырова (кыргыз), чьи оригинальные театральные работы давно известны в Европе и Америке. И на этом фоне сценические творения не менее именитых режиссеров: Таланта Апыева, Жалила Мидинова, Назыма Мендебаирова (все из Кыргызстана), Фархада Молдогали (Казахстан) вызывали самый живой интерес не только у публики, но прежде всего у самих участников фестиваля. В конечном счете такой сильнейший состав фестивальной конкурсной программы составил закономерную сложность для интернационального жюри в определении победителей по номинациям. Поэтому по некоторым номинациям победители стали не единичными, а по два», — отметил Жаныш Кулмамбетов.

По его словам, так получилось, что в номинации «Лучшая женская роль», в которой признаны победителями две великолепные актрисы: Анара Жолдошова за роль Жамилии, в спектакле «Жамиля», Нарынского академического театра муздрамы имени М.Рыскулова и Мадина Өсербаева за роль Карагөз, в одноименной трагедии казахского театра имени С.Муканова из города Петропавловска. Такая же ситуация сложилась и в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», в которой одинаково были отмечены артисты Махмуд Рахматов (Глостер, «Король Лир» Ошского академического муздрамтеатра имени Бабура) и Адхам Кыргызбаев (Жаббор, «Женщина верхом на коне» Ферганского областного муздрамтеатра, Узбекистана).

Высокий фестивальный накал

«Новая по форме и глубокая по содержанию, блестящая, самодостаточная сценическая работа молодого казахского режиссера Фархада Молдагали «Карагөз» вызвала самые восторженные отзывы у театралов и публики. «Карагөз» играется как высокий плач, глубокая трагедия, заканчивающаяся тотальным катарсисом. Спектакль получил второе место. Это не индульгенция молодому, чрезвычайно талантливому режиссеру, наоборот — прекрасная постановка Молдагали могла бы занять и более высокие места, но и те работы, которые получили первые три строчки фестиваля, тоже были очень высокого уровня. Вот такой самый настоящий высокий накал стоял в атмосфере фестиваля», — поделился впечатлениями Жаныш Кулмамбетов.

Он отметил, что без котурнов и масок, но рожденный на синтезе театров диегесиса и мимесиса спектакль «Повествование деда Коркута» Стамбульского театра (Турция) показал настоящий образец античной сценической культуры, при этом обозначив ясные контуры будущей модели новой грядущей театральной тенденции. Постановка получила достойное третье место. 

Лучшая режиссура – за Кыргызстаном

«До мельчайших подробностей сочиненный на сцене, что свойственно Нурлану Абдыкадырову, истинно авторский спектакль режиссера «Нежность Натахи» (Кыргызский национальный русский драматический театр имени Ч.Айтматова) показал глубокую дисгармонию человеческого бытия, в которой все-таки есть доля надежды на оптимизм, вера в человечность. Эта по-настоящему сюрреалистическая работа Нурлана Абдыкадырова стала победительницей в самой престижной номинации фестиваля — «Лучшая режиссура». Он еще раз доказал, что остается лидером в национальной театральной режиссуре», — сказал Жаныш Кулмамбетов.

По его мнению, простые человеческие взаимоотношения настолько непосредственно отражены в спектакле «Жамиля» нарынчан, что постановка протекает как легкая, воздушная лирическая песня, как проникновенная мелодия, вызывая у зрителей слезы радости за судьбу любимых героев. «Поэтика айтматовского текста нашла такой же сценическо-поэтический эквивалент в этой удивительно театральной работе режиссера Жалиля Мидинова. Сотканный из истинных ситуаций и явлений, спектакль «Жамиля», очень точно отражает правду жизни. На удивление, спектакль весь пронизан гуманистическим акцентом. Поэтому все образы решены очень рельефно, избежав односложной трактовки, как бывали в предыдущих постановках по «Жамили». Это особенно наглядно видно в трактовках свекрови Жамили и насильника Осмона. В итоге прекрасная сценическая работа нарынчан заняла достойное первое место», — сообщил Жаныш Кулмамбетов.

Гран-при за боль и раздумия

Он отметил, что Нурканат Жакыпбай привез на ART-ORDO спектакль «И дольше века…», поставленный на основе произведений трех замечательных писателей: Ч.Айтматова, О.Бокеева и Р.Мукановой. «Обилие выразительной сценической метафоры, блестящие артистические работы, рационально-образный охват всего сценического пространства, создали особую ауру этому театральному творению Мастера. Проникнутой болью и раздумьем мудрого художника, творца и личности, это сценическое творение поражает редкой гармоничностью всех художественно-выразительных средств театра. Поэтому основная мысль режиссера о судьбах человечества и цивилизации выражено идеальной выпуклостью. Думаю, Гран-при ART-ORDO, присужденный спектаклю театра «Жастар» из города Нур-Султана (ранее Астана), был во всех отношениях справедливым и объективным решением жюри фестиваля», — подчеркнул Жаныш Кулмамбетов.

По его мнению, очень многослойный, как театральный роман, звучал спектакль «И дольше века длится день» Кыргызского национального академического театра драмы имени Т.Абдумомунова. Сценическое прочтение практически всех спектров айтматовской прозы, режиссером Назымом Мендебаировым, осуществлено также многосложно, многозначно и многовекторно. А главное — режиссер очень бережно относится к тексту великого писателя. Исследуя природу тотального манкуртизма, режиссер проводит очень удачные параллели между мифологической эры и более современных эпох, вплоть до настоящего времени. Оттого идея спектакля, замысел режиссера становятся еще более емкими, всеохватывающими и всеобъемлющими. Мощный актерский состав, очень удачно-образное сценографическое решение, кинематографическое разделение планов сцены, а главное концептуальность каждого эпизода, скрупулёзно разработанный режиссером, сделал спектакль мощным художественным явлением. Поэтому главный приз президента Кыргызстана, думаю, вручен самому достойному театральному творению», — сказал Жаныш Кулмамбетов.

Творческие находки и перспективы

Он отметил, что фестиваль стал свидетелем интересных творческих работ. Например, таджикский актер Курбони Собир, получивший главный приз «Лучшая мужская роль», за создание образа великого Фирдоуси в одноименном спектакле Таджикского государственного академического драматического театра имени Лахути, минимально скупыми красками изобразил своего героя монументально-величественным, стойким, мудрым и простым человеком, достойного его немеркнущей имени, в истории духовной культуры человечества.

Приз «Лучший дебют» достался Динара Кыдырмаевой за весьма перспективную дебютную режиссуру спектакля «Топон» театра «Учур». Ее работа отличалась интересно найденной формой и наполненным содержанием — боли художника за судьбу гомо-сапиенс. Актриса Западно-Казахстанского театра имени К.Букееевой Наргиз Шадыева получила приз «Лучшая женская роль второго плана» за создание диалектически драматического образа Кадиши в спектакле «Арманым Асель» («Тополек мой в красной косынке»). Особо стоит отметить великолепную, очень колоритную, в меру экстравагантную и неожиданно глубоко драматическую актерскую работу Михаила Калюжного в роли Коляна («Нежность Натахи»), удостоенного престижного «Приза симпатии критиков». 

«Фестиваль ART-ORDO не только прославил талантливых творцов, прекрасных сценических произведений, вызывая восторг и восхищения публики и коллег, а также обнажил застарелые проблемы театра. Например, некоторые сценические коллективы до сих пор находятся в плену старой идеологически ангажированной театральной эстетики, что вызывает только сожаление. Еще одно театральное явление, когда личные отношения, личная неприязнь становятся выше творческих интересов, тоже имело место, и в конечном результате отрицательно сказывался на качестве того или иного сценического произведения, порядком снижая их художественный уровень. Тем не менее именно доминирующим позитивным содержанием, думаю, фестиваль удался на славу», — заключил Жаныш Кулмамбетов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.