Диагноз пореформенной стране

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин КУРМАНОВ — специально для Elgezit.kg

  1. О нашем парламенте.

В Жогорку Кенеш сложилась неэффективная структура управления, которая переходит по наследству от созыва к созыву. В частности, продолжается практика распыления интеллектуальных ресурсов, раздробления законодательного процесса и функций контроля. Раздроблен экспертно-аналитический ресурс аппарата парламента. Создаются благоприятные условия для негативных неформальных практик. Законодательный процесс хаотичен и подвержен случайностям. Нет определенных и зафиксированных приоритетов деятельности. Нет четкой практики «ранжирования» законопроектов.

Следует оптимизировать структуру самого Жогорку Кенеша и его аппарата, чтобы это был цельный и сильный организм. Очень важно минимизировать их организационную, интеллектуальную, материальную раздробленность и дублирование, что делает парламент слабым и неэффективным.

Комитет – это маленький парламент, и в нем должны быть представлены все фракции. Поэтому партиям нужно позаботиться о том, чтобы их члены были равномерно представлены во всех комитетах, а не в традиционно популярных, каковыми являются комитеты по финансам, налогам и судебно-правовой системе.

Таким образом, можно сказать, что структура современного Жогорку Кенеша и его аппарата недостаточно рациональна, не имеет логики и критериев, надумана и искусственна. Количество комитетов, как и обслуживающих их отделов, велико и нерационально. Состав комитетов формируется произвольно и хаотично. Не видно в этом важном процессе формирования рабочих органов организующей роли партийных фракций. Фракции дублируют деятельность комитетов. Председатели фракций не могут надлежащим образом взять политическое руководство в свои руки, сосредоточиться на партийной работе, записываются в различные комитеты, принижая тем самым статус партийно-политической деятельности. А сами фракции недостаточно обеспечены своими кадрами, службами и помещениями.

Имеет место дублирование функций между подразделениями и службами парламента, выполнение несвойственных функций, наличие недостающих функций. Сложилось слабое взаимодействие между подразделениями аппарата Жогорку Кенеша. Информационное обеспечение оторвано от экспертного. Отсутствует полноценный рабочий контроль за конституционностью в законодательном процессе. Аппарат Жогорку Кенеш не обладает значительной независимостью и правом на собственное мнение.

Нерациональным является выделение из аппарата Жогорку Кенеша Управления делами, как самостоятельной структуры, т.к. это раздробляет еще финансовые и хозяйственные ресурсы парламента.

Аппарат парламента недостаточно стабильный и смена депутатов существенно влияет на его состав. Подбор персонала аппарата осуществляется, минуя систему государственной службы Кыргызстана. Стратегия развития Жогорку Кенеша должна быть привязана к целям страны. Отсутствует систематическая и планомерная повседневная работа по переподготовке кадров, работа на Будущее страны, на Историю.

 

  1. Интересно и поучительно!

Колизей, построенный римскими императорами в центре Рима, имел как развлекательное, так и политическое значение. Принцип рассадки в нем свидетельствовал о том, что Колизей по существу — это римское общество в миниатюре. Колизей стал местом регулярных встреч римского правителя со своим народом, где он должен был увидеть и почувствовать его чаяния и настроения. И когда, он принимал решение — даровать жизнь гладиатору или нет, он смотрел по сторонам как голосуют его подданные. Положение римских правителей всегда было шатко. Ибо граждане Рима были реальной силой и могли разгромить город, если император и его решения не нравились им. Одним из ярких примеров важности учета мнения своих граждан была одна неудавшаяся история любви. Император Тит полюбил иудейскую царицу Беренику и привез ее в Рим, чтобы жениться на ней. Но на гладиаторских боях в Колизее, он воочию увидел, как римляне не хотят, чтобы их империатрицей стала чужестранка. На памяти которых еще была свежа история несчастной любви Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Император Тит был вынужден отказаться от женитьбы и отправить невесту домой в Иудею. Он так и остался неженатым до конца своей жизни.

Нашим правителям тоже не следует забывать, что кыргызские каганы и ханы, бии и манапы тоже учитывали настроения своего народа при принятии решений и не могли, как говорил недавно один из них, «говорить и делать все, что угодно».

Между прочим, в древнем Риме ценились те политики, которые готовы были пожертвовать своими интересами, ради общественных. Служение Республике («общее дело») считалось наивысшей ценностью, долгом. Но с принятием христианства на первые роли в римском обществе стали выдвигаться не общественные интересы, а индивидуализм, что отрицательно ударило по имперской мощи Римского государства.

 

  1. А что у нас не так?

Захотели балты перейти к парламентской форме правления — перешли! Легко и непринужденно! Молдаване, грузины, а теперь армяне — тоже. Хотя все мы вышли из авторитарного Советского Союза? Только мы громче всех кричим, но никак не можем! Что не так делаем?

— Разделение власти у нас условно и реально власть не делится. Не выстраиваются балансы, сдержки. Поэтому все время сползаем к диктатуре.

Не умеем? Нет. Скорее не хотят.

— «Разделение власти» идет не между ветвями власти, между центром и регионами, властью и обществом, а только между министерствами и ведомствами. Причем, одни структуры сильно перекачаны (аппарат Президента, МВД, КГБ, прокуратура), другие, прежде всего коллективные органы, недокачаны (ЖК, местные кенеши, сходы, квартальные комитеты и др.) .

— «Разделение власти» делают так, чтобы власть не представляла разные интересы, а только интересы правящего класса, группы.

— . Неразделенную власть трудно передать другому, другим, поэтому много возни вокруг передачи, постоянные страхи и мучения, что посадят за коррупцию и должностные преступления, революции, бунты и разочарования в преемниках.

Редакция ответственности за содержание публикации не несет, и мнение автора может не разделять.

Добавить комментарий