Дети без семьи и государства

Аналитика,Лента событий,Статьи 20 Сен 2020 19:00
0 отзывов

В новостных сводках последних дней явно выделяются две темы: партийная подготовка к выборам в парламент и возвращение коронавируса. Выборы пройдут скоро, и про них забудут так же, как и про все предыдущие. Коронавирус, как говорят эксперты, продлится много дольше – это видно по тому, как пандемия набирает новые обороты в других странах и даже у нас.

В этих условиях важно не упустить из внимания темы, которые в категории вечных. В данном случае это дети и их проблемы.

Дети всегда уязвимы, даже если с ними все в порядке – они, как нежные ростки, которым для превращения в жизненно стойкое существо необходимы и особые условия, и забота.

Даже в благополучных семьях сегодня из-за пандемии коронавируса возникло множество проблем: как обеспечить детям обучение, досуг, собственное пространство, психологический комфорт. А если в семье проблемы: безработные родители, нехватка денег на самое необходимое, неустойчивая психика старших, крики, насилие – то жизнь маленького человека подвергается таким испытаниям, из которых он выходит с травмами, остающимися с ним навсегда.

Есть еще более жесткий вариант детской судьбы – потеря матери и отца, родных, при котором ребенок остается один на один с пугающим пространством и временем. И в таком случае встают вопросы еще более простые и страшные: как выжить, где жить, как найти смысл жизни?

Чуть больше года назад в Кыргызстане появился детский омбудсмен в связи с участившимися случаями насилия в отношении детей и ростом детской преступности, необходимостью предоставления оперативной помощи детям, пострадавшим от насилия, педагогам учебных и специализированных детских учреждений, сотрудникам социальной защиты и инспекций по делам несовершеннолетних.

К сожалению, государство и даже вот такие специальные его институты не обращают должного внимания на проблемы детей, которым труднее всего – тех детей, у кого нет родных, нет взрослых, которые могли бы стать их поддержкой и помощью.

За государство эти функции выполняют неправительственные организации. Честно говоря, если бы не они, совсем плохо пришлось бы тем, кто, например, оказался буквально на улице во время пандемии и карантина. Закрывались детские дома, они не могли принимать детей, выброшенных на улицы. Та же судьба постигла многих выпускников детских домов-интернатов, им просто некуда идти, негде жить, и они не могут заработать себе на жизнь, потому что даже у взрослых нет работы.

Эти дети, воспитанники домов-интернатов и их выпускники не один раз в своей пока еще короткой жизни перенесли насилие и унижение. Первое насилие – кто при рождении, от кого отказались родители, кого просто забрали от родителей, лишенных прав на их воспитание, кто сам ушел от ужасов недоброй семьи.

Вообще ребенок, лишенный семьи, еще с диккенсовских времен, с Оливера Твиста, это подранок. Помню, именно так назывался советский фильм Николая Губенко – «Подранки». Но в нем речь идет о детях, потерявших родителей во время войны. А дети нашего времени, оставшиеся без родителей и заботы взрослого мира, подранки без всякой войны, подранки по причине взрослого равнодушия и государственной немощи. 

Отец моей подруги, ребенок послевоенного голодного времени, вырос в детдоме, потому что своя семья не смогла его прокормить и вырастить. Отец погиб на войне, мать умерла от туберкулеза, старшая сестра училась в столице, а у родственников самих было семеро по лавкам. Вот и отдали мальчика в детдом. В своих воспоминаниях он описал это время. Честно говоря, романы Диккенса бледнеют перед теми картинами жестокости со стороны воспитателей, которые он описал.

Однажды сестра мальчика на сэкономленные со стипендии деньги подарила ему портфель. И как же он ему радовался! Как хотел учиться! Да в таком портфеле дневник всегда с пятерками будет! Но воспитательница подослала к мальчику своего старшего сына, и тот в драке отобрал портфель у малыша. А когда малыш попробовал отстоять свое право, то сама избила его до смерти, а надзиратель ей помогал. Малыш несколько дней пролежал, не вставая с кровати. И только стараниями директора детдома удалось замять это преступление. Воспитательница на коленях у его кровати просила прощения.

Это прошлое, когда не было никаких омбудсменов, тем более по делам детей. Но, кажется, и сегодня в этих заведениях картина очень далека от радостной.

13 и 14 апреля 2020 года правозащитное движение «Бир дуйно — Кыргызстан» и сотрудники института омбудсмена посетили детские дома, школы-интернаты и психоневрологические учреждения для взрослых в Чуйской области. Главная цель — определить каковы потребности этих учреждений в период пандемии коронавируса в Кыргызстане. При этом эксперты проводили наблюдения и задавали вопросы сотрудникам этих специальных учреждений, что вызывало их недовольство. Вот к каким выводам пришла комиссия омбудсмена и правозащитников:

«Мониторинг показал, что государственные институты не выработали совместные действия по эффективной помощи уязвимым людям в закрытых учреждениях — детям сиротам, детям и взрослым с инвалидностью или психологическими проблемами.

Минздрав совместно с Минтруда и соцразвития и Минобразования КР не разработали единых программ по профилактике коронавируса в этих учреждениях, министерство образования не предоставило альтернативные учебные программы и хороший менеджмент по их сопровождению.

Врачи во всех учреждениях не снабжены специальными костюмами и респираторами. Не хватает масок, дети и взрослые ходят по территориям учреждений без масок, группами, не соблюдая расстояния.

Необходимо провести оценку вклада профильных министерств в обеспечение средствами защиты, питанием детских школ-интернатов и психоневрологических учреждений в период действия карантина и последующий период. Нужно понять, есть ли у этих госорганов возможность разрабатывать специальные программы обучения в школах-интернатах в случае продления карантина».

Другая неправительственная организация – Общественный благотворительный фонд «Оэйсис»/Oasis, зарегистрированный в Кыргызстане в 2008 году, работает с социально-незащищенной молодежью, выпускниками детских домов. Работники этого фонда помогают молодым людям в ориентации по городу, помощи в поступлении в учебные заведения, помощи с поиском жилья и работы, предоставляют базово необходимые бытовые предметы, предоставляют юридические консультации и помощь в получении документов.

Именно они, работники фонда «Оэйсис», в эти дни, когда, казалось, коронавирус отступил, и люди, молодые и прочие, начали искать работу, налаживать прерванную карантином финансовую жизнь, именно сейчас они помогают выпускникам детдомов найти место жить и работать, помогают не потеряться.

Директор общественного фонда «Оэйсис» Мээрим Осмоналиева рассказывает, что унижение и насилие может выглядеть очень прозаично. Например, устроился такой выпускник на работу, а денег ему не заплатили, хотя и договаривались. Могут просто уволить, не объясняя причину. Труд таких взрослых детей зачастую это труд, мало чем отличающийся от рабского .

Большая удача, если такой выпускник или выпускница попадает в швейный цех – это было очень кстати в разгар коронавирусной инфекции, когда нужно было шить маски. Кто-то обратился в «Оэйсис» и стал стажером в сотовой компании, другой устроился так же, заботами работников фонда, в мебельный цех. Третьи – стали работать в неправительственных организациях.

Но таких счастливчиков мало, очень мало – в сравнении со многими, кто до сих пор ищет жилье, работу, поддержку.

Наверное, первое дело, это психологическая поддержка, которая нужна, чтобы вернуть веру в себя и в возможность наладить свою жизнь. И такую поддержку также оказывают в «Оэйсисе». Он и правда, маленький, но надежный оазис помощи и активной человечности.

Есть еще один оазис жизни — общественный фонд «Наш голос», некоммерческая неправительственная организация. Она занимается социальной адаптацией выпускников детских учреждений Кыргызстана, а также молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На их странице в Facebook можно найти вдохновляющий пример работы, которая приносит пользу и радость. Их проект «Наша грядка» — это прекрасный пример, как можно объединить усилия местных фермеров и выпускников детских домов. «Помогаем себе, помогаем друг другу» — это девиз проекта и фонда. Молодые люди нашли работу, а пожилые люди села Новопокровка получили социальный магазин. Здесь продают товары, то есть то, что выращивают в своих садах и огородах местные жители – экологически чистые зелень, овощи, фрукты.

На трассе вдоль села Новопокровка (улица Ленина, 85/1) есть лавка «Наша грядка». Здесь всегда продают хрустящую капусту, крепкий картофель, сочную морковь, тугие кабачки, лук, чеснок, душистые яблоки, груши…

Конечно, если бы не НПО, если бы не активность и самоорганизация взаимопомощи людей, нам бы всем не выжить в таком серьезном испытании, как пандемия.

Но государство, со всеми своими институтами, должно также участвовать в организации жизни своих граждан, особенно тех, кто находится в трудной ситуации. И вспоминать о своих гражданах не только во время выборов.

Автор: Элеонора ПРОЯЕВА
Фото:
www

Материал подготовлен Elgezit.kg при содействии Норвежского Хельсинкского комитета в рамках проекта «Истории незащищенности: От знакомства с жертвами насилия к мерам по предотвращению насилия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.