Уроки истории. О том, как становятся успешными реформаторами

Аналитика,История,Лента событий,Статьи 22 Янв 2021 10:58
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

В предыдущих уроках мы писали о том, что все успешные правители, как правило, ​ жаждали власти и имели собственные цели, которые они хотели достичь. Почему важно иметь власть? ​ Да потому, что без власти невозможно выполнить свои обещания, власть, это важный и необходимый инструмент преобразований.

Не все реформаторы обязательно должны быть президентами или премьер-министрами. Нередко ими могли стать министры или высшие чиновники. Например, мотором и вдохновителем успешных китайских реформ являлся председатель Военного совета ЦК КП Китая Дэн Сяопин, польских реформ – министр финансов, доктор философии, польский политик и экономист ​ Лешек Бальцерович, а грузинских реформ – министр финансов, государственный министр по координации реформ, известный экономист ​ и филантроп Каха Бендукидзе. Никто не пытался присвоить их вклад, дарование и успех, работали слаженно и пришли к общему успеху. В СНГ же все успехи присваивались президентами, а огрызки доставались премьерам. Менталитет вот такой рабско-холопский. ​

Проведению успешных реформ можно научиться у других стран и народов, реформаторов. Благо для этого есть все условия и возможности, есть информация о реформах, книги, статьи, где говорится о том, ​ что необходимо учитывать при проведении политики реформ, что надо делать и чего не надо, какую роль играют особенности страны, менталитета, культуры, исторический опыт и т.д. Побеждают, как правило, те, кто ничего не боится и которые действуют решительно и быстро.

Безусловно самым выдающимся современным реформатором можно назвать президента США Франклина Делано Рузвельта. Человек, который был прикован к инвалидной коляске, сделал чудо, спас весь западный мир от катастрофы. Его президентство выпало на самые трудные годы, переживаемые западным миром — период ​ Великой депрессии 1929-1933 гг. Казалось против капитализма и либеральной экономики восстало все – финансы, производство, рабочие, домохозяйки, профсоюзы, партии и даже мафия, все трещало по швам и должно было в один миг разлететься. Спасения уже никто не ждал. И Рузвельт в этой безвыходной ситуации предложил государству единственный, как оказалось правильный путь, регулировать развитие экономики, что тогда воспринималось как коммунизм. В экономике появился сектор с участием государственного капитала. Было покончено с либеральной анархией на рынке. Эта политика получила название «Новый курс».  И убедил народ в своей правоте, каждую пятницу встречаясь напрямую со слушателями в радиопередаче «Беседы у камина», где он рассказывал им, что он делает для граждан каждый день и как он это делает. Авторитет Рузвельта поднялся до небес, ему не стали страшны никакие противники. Массовая народная поддержка помогала ему действовать решительно и быстро. За «100 дней» (3 месяца) он подготовил антикризисную программу преобразований, законодательную базу и структуру правительства, решительное и компетентное выполнение, которой дало эффект, и страна вышла из кризиса более мощной и сильной, чем она была до кризиса. Америка стала мировой державой «номер один».

После военного переворота, глава военной хунты генерал Пиночет, в области экономики выбрал наиболее радикальный путь, «чистой»​ транснационализации, названную ее архитекторами «шоковой политикой». Сейчас ​ Чили сократила бедность до 5 % и имеет самый высокий доход​ на​ душу населения в Латинской Америке. Аугусто Пиночет родился в простой семье со средним обеспечением, и, чтобы пробиться наверх, пошел служить в армию, являвшейся элитой в государстве. «Чили​ — страна собственников, а не​ пролетариев»,​ — не уставал повторять Пиночет. Вокруг него сложилась группа​ чилийских экономистов, многие из которых учились в​ Чикаго​ под руководством Нобелевского лауреата профессора​ Фридмана​ и профессора​ Арнольда Харбергера. Они разработали применительно к Чили программу перехода к свободной рыночной экономике. Сам Фридман придавал большое значение чилийскому эксперименту и неоднократно посещал страну. Отсюда и секрет появления политического феномена «чикагских мальчиков». У великой Маргарет Тэтчер, которая вернула Англии былое величие, из иностранных правителей было лишь два друга — Аугусто Пиночет и президент США Рональд Рейган.

О сингапурском реформаторе Ли Куан Ю написаны горы литературы. Его опыт изучают миллионы экспертов и политиков, настолько он ошеломительный. За 30 лет перейти из «третьего мира» в «первый», это феноменальный успех. Ли чемпион среди реформаторов. Происходил из состоятельной семьи с китайскими корнями, учился в Англии, получил в Лондонской школе экономики два «красных диплома» экономиста и юриста. Был социалистом. Сменил свое​ английское имя Гарри, на свое, чтобы стать ближе к сингапурцам. Из нищей и крошечной страны, в которой не было ничего, даже питьевой воды, ​он сделал «экономического гиганта», который по ВВП на душу населения давно превзошел США, Японию, ФРГ, Францию, Англию, Италию и т.д. Никто сейчас не называет Сингапур маленьким государством. Это мощное государство. Реформатор Ли не чурался в ходе преобразований страны даже мелочей. Занимался мусором, вводил жесткие штрафы за окурки, плевки, грязь​ и т.д., чтобы поднять привлекательность страны среди инвесторов, которых окружил глубокой заботой и вниманием. Он даже обязал государство заняться регулированием браков. Брачные государственные агентства подыскивали совместимые по образованию, культуре, уровню жизни, характеру пары, чтобы семьи были прочными, а дети имели родителей, у потомства были полные семьи и высокие стартовые условия. Использовал преимущества Сингапура как островного государства, чтобы превратить его в крупнейший в мире морской порт. Морские перевозки, как известно, самые дешевые и привлекательные. ​ Раньше здесь Ост-Индская компания основала маленький поселок, через который продавала наркотики в Китай, а оттуда завозила китайский чай. Ныне Сингапур — крупнейший центр мировой торговли, науки и техники.

Южнокорейский президент Пак Чон Хи стал архитектором «южнокорейского экономического чуда». Происходил из многочисленной крестьянской семьи, работал учителем в школе, затем поступил на военную службу, учился в военных заведениях Японии и США, где овладел современными знаниями по экономике и управлению. Считался отличным офицером. Симпатизировал коммунистам. За аскетизм, равнодушие к деньгам, жесткий и целеустремленный  характер его называли «корейским самураем». Участвовал в антиправительственном восстании и был осужден к смертной казни, но помилован. В армии работал логистом, что сослужило ему великолепную службу, когда ​ в результате военного переворота ​ он с группой генералов пришел к власти, возмущенный существующей несправедливостью в обществе. Заговорщиков было всего 3,5 тыс. офицеров и солдат, а армия насчитывала 500 тыс. человек. Но никто не выступил против, т.к. Южная Корея погрязла в коррупции и нищете. За 3 ​ месяца было уволено с гражданской службы 17 тыс. высокопоставленных гражданских и 2 тыс. военных служащих (люстрация), которые участвовали в коррупционных деяниях. Корею до реформ называли «страной соломенных крыш и просяной каши». Южная Корея была аграрной страной, а вся промышленность была сосредоточена на Севере страны, которую захватили красные. Сейчас Южная Корея 14-я экономика мира с ВВП на душу населения в 42 тыс. долларов США. В перспективе экономисты и политологи прогнозируют, что экономика Кореи при благоприятной перспективе может стать к 2050 г. в первой пятерке мировых лидеров. Большую роль в реформировании страны сыграли личные качества генерала Пак Чон Хи, в частности, его самурайское воспитание, решительность, рациональный и прагматический ум, дерзость, умение правильно распределять ресурсы и высокий патриотизм.

Великими и успешными реформаторами себя зарекомендовали лидеры Турции Кемаль Ататюрк, Тургут Озал, Тайип Эрдоган, лидер Малайзии Махатхир Махаммад, лидер Грузии Михаил Саакашвили… Все они действовали на своем посту быстро и решительно. В первые «100 дней» были подготовлены все условиях для проведения реформ: подготовлены и проведены через парламент весь пакет необходимых антикризисных  законов, создана антикризисная структура исполнительной власти, найдены нужные высокопрофессиональные кадры, налажена обратная связь и обеспечена поддержка со стороны населения, ​ мобилизованы зарубежные, интеллектуальные, организационные и иные ресурсы. Что, в конечном счете, обеспечило общий успех и поддержку политику реформ со стороны международного сообщества. Были перекрыты и ликвидированы все преступные схемы в сфере налогов, на таможне, вводились законы по борьбе с роскошью, снижались налоги для бедных, поощрялась благотворительность,  ужесточено антикоррупционное законодательство, ответственность за должностные и налоговые преступления и т.д. Оказывалась активная помощь населению в решении социальных проблем,  проводилась политика дебюрократизации, интересы богатых подчинялись интересам общества и государства…   

Нашим реформаторам нужно проштудировать этот опыт и взять его на вооружение с учетом кыргызской специфики. Имеется в виду особенности наличия политической воли и решительности достичь поставленных целей, климата, географии, геополитики, высокогорья, наличия профессиональных кадров, отсутствия выхода к морю, менталитета, культуры, истории, сопротивления реакционных кругов, вмешательства иностранных игроков и ​т.д. и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.