Уроки истории. О политике, уроках и молодежи​ ​

Аналитика,История,Лента событий,Статьи 23 Янв 2021 10:15
0 отзывов

Один из мудрецов на вопрос «Что есть политик» полушутя ответил: «Самое удивительное — это политик, доживший до старости». И века, истекшие с античных времен, убедительно подтверждают верность этого афоризма.

Редко крупный политик покидал этот мир в тишине и покое, окруженный скорбными детьми и благодарными согражданами. Речь не идет о политических чиновниках, мелких и крупных исполнителях чужой воли, не о кабинетных стратегах и обыкновенных карьеристах. Не о тех, кого разбуди посреди ночи, в момент госпереворота, и спроси, за какое он правительство? Он ответит, как Талейран: «За то, которое в данный момент у власти!». Эти ребята способны прожить и до ста лет, перебегая из одной команды в другую. Речь идет о Политиках с большой буквы. Александр Македонский, Авраам Линкольн, Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, Наполеон, Джон и Роберт Кеннеди, Индира и Раджив Ганди, Анвар Садат, Патрис Лумумба, Сальвадор Альенде, Улоф Пальме… Это об их трагических судьбах повествует афоризм. И наши соотечественники — тут не исключение. Царица Томруз, Аттила, Барс-бег, Алымбек-датка, Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Султан Ибраимов, Медет Садыркулов…Все они ушли из жизни при весьма драматических обстоятельствах.

Политика — очень опасная профессия. Одна из важнейших ее функций — согласование интересов в обществе, часто взаимоисключающих, сталкивающихся лоб в лоб. Попробуй «согласуй», найти тот «баланс», который обеспечил бы социальную гармонию, стабильность общественного развития. Какие решения не прими — всех не устроишь.

И все-таки​ идут и идут в нее люди. Молодые, талантливые, полные сил и надежд. Идут, ибо это еще и увлекательнейшее, благороднейшее и вдохновенное занятие -​ творить Историю своей страны, своего народа. Здесь и стремление вырваться на простор свободной и масштабной деятельности, чтобы не тобой, а ты сам управлял событиями.

Деятельность в стане Творцов Истории — вот что особенно манит, увлекает сердца и души… Многие из кандидатов в Творцы потом остепенятся, а другие поймут, что лучше прожить тихую и достойную жизнь,​ не замахиваясь на профессии «мирового масштаба». Но третьи все же останутся — с большими надеждами и несмотря на опасности.

Эту мечту молодых людей, стремящихся в мир Большой Политики, блистательно выразил один из крупнейших политических деятелей в своем школьном сочинении «Размышление юноши при выборе профессии»: «…Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование… Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это — жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам».

«Жертва во имя всех» — вот что такое и чем должна быть политика. «Наше счастье будет принадлежать миллионам» — вот возможная награда за участие в ней.

Хотя возможен и другой, менее радостный итог. Настоящая политика должна начинаться с прекрасных намерений и подкреплена «прекрасными» знаниями и умениями. Иначе быть беде. Для политика и для общества.

Михаил Горбачев не был «предателем». Он искренно хотел добра своим согражданам и своей стране. У него были прекрасные помыслы и чаяния. Просто он не оказался готов к руководству по осуществлению масштабных Реформ, в которых нуждалась страна. Ведь он рос в командно-административной системе, где подъем к высшим ступеням власти обеспечивался не творческой, а исполнительской верностью генеральной линии с элементами мелкого и крупного интриганства. Это была чиновно-иерархическая вертикаль, суть которой лучше всего передает знаменитый афоризм Николая Михайловского: «Если на чиновную лестницу смотреть снизу вверх, вы увидите восходящую лестницу бар, если сверху вниз — нисходящую лестницу лакеев». Ясно, что на такой лестнице не мог появиться Реформатор. Не могли сложиться интеллектуальные и организационные силы, способные решить вставшие проблемы. Не мог появиться Субъект трансформации. В такой ситуации лидеру надлежало действовать умно и осторожно, выверяя каждый шаг и обучаясь в ходе этого движения. Но кругозор человека, оказавшегося вдруг на самом верху бюрократической лестницы, как правило, не всегда позволяет ему осознать свои возможности и уровень компетенции. Ограниченность номенклатурного «вождя» нередко дополняется его тщеславием, безмерной самоуверенностью и самомнением. Раз он оказался на самом верху, значит он дальновиднее и умнее всех.

Итог реформаторской деятельности М.Горбачева известен: «Хотелось, как лучше, получилось, как всегда». Поэтому благородные намерения должны быть дополнены Знанием. Знанием — той социально-политической машины, которой собираетесь управлять. Знанием — опыта управления конкретными политическими институтами общества в разные эпохи и в разных ситуациях. Знанием — удач и неудач, побед и поражений политиков прошлого и настоящего. Уж если затеяны «реформы», надо четко представлять: ЧТО «реформируете» и во ЧТО «реформируете».

Политика — интереснейшее дело еще и потому, что все мы очень разные. Среди нас нет согласия, как надлежит жить, что делать, кто достоин власти, как должны быть распределены ресурсы и что лежит в основе общественной жизни — сотрудничество или конфликт? Люди чаще всего не согласны в том, как эти вопросы должны решаться… Это делает политику «царской наукой» — наукой, с помощью которой можно улучшить жизнь и создать достойное общество. Политика, следовательно, — это главным образом общественная деятельность. Это всегда диалог — и никогда не монолог. Пусть отдельные индивиды способны на многое — создать свое хозяйство, предмет искусства и т.д. Но заниматься политикой, как показывает кыргызский опыт периода суверенитета, могут не все.

Политика это не просто законы, формулы, схемы, это живая деятельность реальных людей, а политическая теория — это одновременно и судьбы людей, ее создающих. Тогда лишь происходит понимание, что теория Сократа — это не просто его взгляды, это его поступки, это вся его жизнь. Политик должен не просто знать, какие виды политических режимов или демократии предложили Платон или Аристотель, Локк или Монтескье, но и суметь вглядеться в их лица, знать подробности их судеб. Вот тогда строгие политические формулы обретут эмоциональную, человеческую окраску.

Мыслители и политики прошлого это не «ископаемые» фигуры, имеющие разве что архивный интерес, а наши, по сути, современники. Ибо именно они сумели поставить, сформулировать и решить многие из тех проблем, над которыми размышляют современные политики. Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Монтескье -​ не «прошлое» политики, а ее «настоящее» и «будущее».

Политика — это не только Наука. Это еще Искусство и Творчество. Применение законов общественного развития не загонишь ни в какие​ схемы, таблицы, матрицы и шаблоны. «Учиться» Творчеству — значит изучать опыт деятельности конкретных политиков, субъектов политического действия, намерений и результатов, извлекая из этого соответствующие «уроки». Учиться Творчеству — значит обращаться к произведениям классиков политической мысли, в которых наиболее адекватно отражен и осмыслен прошедший социальный опыт людей.

Политика — это сфера столкновения интересов и борьбы идей. Великое искусство — адекватно, объективно понимать и использовать смысл и содержание этой борьбы, чтобы наши личные симпатии и антипатии не довлели над происходящими явлениями и событиями. Здесь очень трудно уйти от симпатий и антипатий. Но политик обязан с уважением относиться к фундаментальным положениям соперничающих идеологий, знать их сильные и слабые стороны, как эти идеологии преодолевали свою ограниченность, отказывались от воинствующих и примитивных крайностей. Настоящий политик должен знать и понимать, что наиболее глубокие формы этих идеологий всегда идут навстречу друг другу, заимствуя полезные идеи и ценности.

Мы долгое время жили в Советском государстве, которое опекало всех и вся. Октябрята, пионеры, комсомольцы – вот вкратце советская государственная молодежная политика, целью которой было помочь старшему поколению построить коммунизм. Все молодежные вопросы, рассматривались сквозь призму этого стратегического интереса. Но уже почти 30​ лет, как нет Советского Союза. Выросло поколение, которое не знает, что это было. Нет более и государства, всеобщего опекуна, которое бы позаботилось о молодежи. Да и в годы обретения суверенитета как-то было не до проблем молодежи. Главное было выжить в новых условиях. Отсюда катастрофический рост молодежных проблем – появление безработицы, беспризорничества, повальная криминализация,​ социальная безнадега, бездуховность, неверие в способность правительства решить проблемы. Но все это преодолимо, если к нам снова вернется Политика, которая недавно ушла из нашей Страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.