Кыргызстанка Татьяна Александрова приехала в Москву за три месяца до того, как в ней, да и во всей России обнаружили первых зараженных коронавирусом, началась борьба с инфекцией. Как и все трудовые мигранты, она устроилась на работу и жила обычной будничной жизнью. В беседе с Elgezit.kg она поделилась взглядом «изнутри» на объявленный в стране режим самоизоляции — как он изменил жизнь, планы, эмоции.
— Чем вы занимались до введения режима самоизоляции из-за коронавируса?
— В Москву я прилетела за неделю до Нового года. Когда потеряла работу в Бишкеке, а это случилось в октябре 2019 года, я не стала искать новую там. Зная о том, что в Москве заработок на порядок выше нашего, решила попробовать. Сначала думала о том, что лучше было бы поехать после новогодних праздников, чтобы сразу начать искать работу. Но живем один раз, и так как все равно собралась в Москву, то почему бы и не отметить Новый год в Москве, решила я. Работу начала искать только после новогодних каникул. До введения режима самоизоляции была оператором в информационном центре медицинской клиники.
— Вы гражданка России?
— Нет. Но в дальнейшем думаю сделать гражданство РФ.
— Почему не полетели обратно в Кыргызстан?
— Все было так неясно и размыто. Никто ничего точно сказать не мог. Изначально, как нам говорили, будут временные каникулы, на одну неделю. С 28 марта по 5 апреля. Руководство нашей компании, да и любой другой, до последнего ничего не знало: какие организации и предприятия будут закрывать, а кто продолжит работать. Все мы надеялись до последнего, что будем работать. О том, что нас закрыли, нам сообщили в конце рабочего дня: «Завтра не работаем». Это было 27 марта. С 30 марта уже был введен режим самоизоляции до 5 апреля. Позже сообщили, что режим продлен до 30 апреля и введен комендантский час.
— Как жилось и работалось не гражданину РФ в докоронавирусной Москве?
— В большинстве люди довольно лояльно относятся к приезжим, если это не касается долгосрочных отношений. При поиске жилья очень часто в объявлениях можно встретить: «Только для граждан РФ». Что касается трудоустройства, работодатели охотно приглашают на собеседования, и уже проявляют готовность принять на работу, но когда узнают, что ты из Кыргызстана, отказывают. К человеку никаких претензий нет, к его гражданству – тоже. Просто некоторые не хотят проблем с оформлением документов. Дело в том, что очень многие приезжие делают себе липовые регистрации, причем даже сами не осознавая этого, просто становятся жертвами мошенничества. Об этом работодатели прекрасно знают, и просто не хотят рисковать.
Еще одна причина — сотрудник должен быть материально ответственным. Работодатели боятся, что ты можешь в любой момент уехать в свою страну, попортив перед этим половину их материальных ценностей и не рассчитавшись. Но если ты устроился на работу, то отношение к тебе такое же, как и к остальным сотрудникам. Многие крупные компании не боятся проблем с оформлением документов и прочего и с удовольствием приглашают работать. Ну и, к сожалению, могу отметить такой факт, что лицам с европейской внешностью проще. Их с большей охотой приглашают на работу. Что же касается личного общения, то люди тут доброжелательные, им все равно, откуда ты.
— Что изменилось в вашей жизни с введением режима самоизоляции?
— Изменения такие же, как у большинства людей по всему миру. Временно без работы, на режиме самоизоляции. Я и мои знакомые из Кыргызстана мы все проявляем ответственность и не нарушаем режим. Находимся дома, выходим только в магазин два раза в неделю. По обстановке в городе скажу, что есть люди, которые с полной ответственностью относятся к сложившейся ситуации, и есть те, которым наплевать на правила.
— Вы выбираетесь в город? Если да, то что видите на улицах, как жители относятся к режиму, как ведут себя?
— Мы постоянно дома. Проживаем на юго-западе Москвы, в районе Зюзино. Редкие вылазки в магазин, глоток свежего воздуха и домой. Перед введением режима, возможно, недели за две до него, люди скупали почти все. Гречка, лимоны, имбирь стали дефицитом. Первые пару дней режима самоизоляции еще можно было видеть очереди в супермаркетах. Редко, кто был в маске, и никто не соблюдал дистанцию. Но на улицах города гуляющих не было. Улицы, дворы были пусты. Из дома я вышла на третий день самоизоляции. Я зашла в три магазина. В каждом было не более 5-7 человек, большинство из них в масках, некоторые в перчатках. На кассах все соблюдали дистанцию в 1,5 метра. Но, к сожалению, не все сотрудники магазинов были в масках. Прошла неделя самоизоляции, и люди то ли устали сидеть дома, то ли стали расслабляться. Все чаще они стали выходить на улицу для прогулок, все меньше соблюдать дистанцию в очередях.
— Не из-за этого ли число заражений в Москве стало увеличиваться?
— Сложно ответить на этот вопрос… В Италии все сидят дома, на улицу выходят только в масках, в магазинах соблюдают дистанцию. А по новостям все равно сообщают, что за сутки там выявляют по 3 тысячи зараженных.
— Какие меры безопасности приняты в столице России?
— Проводится дезинфекция. Больше никаких изменений я не заметила. Знаю одну девушку, которую оштрафовали за то, что она нарушила режим самоизоляции. И знаю тех, кто все это время работает, и свободно передвигается по городу. При этом они не имеют какого-то специального пропуска, есть только справка с места работы. Но и эту справку никто ни разу не спросил. Видимо, кому как повезет.
— Вам не приходилось за время самоизоляции обращаться за помощью (любой) к местным властям?
— Мне не приходилось. Я и не знаю таких случаев, что кто-то из моих знакомых нуждался в такой помощи. Есть номер горячей линии по вопросам, связанным с коронавирусом. Но даже туда не было необходимости звонить.
— Поддерживаете связь с кыргызстанцами, которые так же остались в Москве?
— Да, у меня есть несколько знакомых из КР. Все они сидят дома и не нарушают режим. Кто-то из них перешел на удаленную работу, кому-то арендодатель жилья разрешил не оплачивать аренду.
— Как долго вы планируете пробыть в Москве? Рано или поздно средства на жизнь закончатся…
— Сейчас от нас ничего не зависит. Желание вернуться на родину есть. Но как? Границы закрыты, авиасообщение отменено. Пока мир находится на карантине, у нас один вариант — ждать. Деньги на исходе, да. Остается надеяться, что все это не продлится долго. Конечно же, мы боимся, что это затянется на длительный срок. Что будем делать, не знаю. Очень сложно в сложившейся ситуации строить планы на будущее.
— Не могу не спросить вас: чем займетесь первым делом после эпидемии коронавируса?
— У меня был куплен билет на мюзикл «Дон Жуан». Очень хотела увидеть его, но из-за сложившейся ситуации с коронавирусом выступление перенесли. После окончания изоляции обязательно схожу на него.
Беседовала Каныкей МАНАСОВА.