Уроки истории. О дипломатии

Аналитика,Лента событий,Статьи 08 Апр 2020 17:00
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg.

О внешней политике у нас говорят несколько осторожно, чем о политике внутренней, где все, кому не лень, считают себя спецами. Слишком долго мы были от нее отчуждены великими соседями, что разучились вести ее самостоятельно. И представление о дипломатии у нас было неземное, а дипломаты казались небожителями. Да и денег шальных там не было, чтобы уйти с головой. Это и спасло ведомство от наплыва хищников, гораздых на наживу. Поэтому и патриотического духа там казалось побольше. Ведь работа шла на переднем крае.

Другое дело — внутренняя политика, открывавшая широкие перспективы для обогащения. Поэтому все страждущие рванули в таможенников, пограничников, прокуроров, милицию, налоговиков и так далее. На международные отношения шли с надеждой стать элитой, выучить иностранные языки и работать дипломатом за границей. Но это так, прелюдия.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней. А это значит, что дел в этой отрасли невпроворот, а может быть, и больше. Кыргызстан — это страна, которая зависит от донорской помощи. А значит, от умения и таланта вести международные переговоры и добиваться успеха.

В свое время в революционной России иностранные дела были предложены пламенному оратору и революционеру Льву Троцкому. Но и он оказался здесь не при делах. У него не было высшего образования, свои университеты он прошел через самообразование. Гнул линию на мировую революцию, чем распугивал всех переговорщиков. Его заменили на дворянина, революционера и дипломата с дореволюционным стажем Г.Чичерина, который сумел сделать невозможное, сохранить дипломатию в первой стране рабочих и крестьян, вернуть службе достойное место. Но ему пришлось сильно постараться. Лично писать служебные инструкции, предписывающие «кухаркам от дипломатии», которые «академиев не кончали», учиться хорошим манерам и вкусам. Порядок был наведен потому, что кадры набирались преимущественно из выпускников дипломатической академии. А политические назначенцы обязательно должны были пройти курсы по повышению квалификации при дипакадемии. Тем не менее, время от времени происходили дипломатические скандалы и недоразумения, ставившие страну в трудное положение.

В 1965 году на годовщину празднования Октябрьской революции было приглашена делегация из КНР, с которой мы в это время находились в очень натянутых отношениях. Китайцы тоже не были против. СССР был мощной страной. Приехал Чжоу-Эньлай, второй человек в КНР. Это был реальный шанс улучшить отношения. Никита Хрущев, вызывавший раздражение Мао, был уже смещен с поста. И вот к премьеру Госсовета во время застолья подходит министр обороны Р.Малиновский и говорит: «Мы тут своего дурачка сбросили, теперь ваша очередь избавиться от своего дурачка Мао. Вот тогда между нами будет настоящая дружба». Чжоу-Эньлай в тот же день улетел домой, не приняв извинений, с которыми был вынужден приехать сам Л.Брежнев. И пожаловался председателю Мао. Отношения испортились вконец. Мао казнил своего замминистра обороны, заподозрив его в сговоре с русскими. К несчастью, китайский генерал тоже был в той делегации. Социалистические страны после череды антисоветских восстаний, договорились, что они имеют право вмешиваться во внутренние дела друг друга. Поэтому Мао беспокоился, что русские захотят его свергнуть. В конце концов дело дошло до вооруженного конфликта на острове Даманском, возможности объявления войны и нанесения ядерного удара. Этот вопрос серьезно обсуждался в Политбюро, но Брежнев был против.

Другой случай произошел с маршалом К.Ворошиловым, который во времена Хрущева был назначен председателем Президиума Верховного Совета СССР. Во время приема иранского посла, который представлял шаха Мухаммеда Реза Пехлеви, он сказал: «Вот у нас тоже был царь. Но мы его скинули. И вам советую сделать то же самое». Посол, конечно, тут же сообщил об этом в Иран. Планировавшееся сближение не произошло. Но эти глупости, ошибками их просто не назовешь, очень искусно были разыграны противниками СССР в свою пользу. И стоили стране десятки и сотни миллиардов долларов. И Малиновский, и Ворошилов, как и другие «не кончавшие академиев», получили нагоняи, но не были смещены со своих постов. А наказания ждали… Ну, это еще цветочки.

Решение Хрущева перекинуть в 1962 году на «Остров Свободы» советские баллистические ракеты, создали «карибский кризис». Весь мир чуть было не погиб из-за маленькой Кубы. Весь мир… Паритет тогда был один к десяти в пользу США. Это был чудовищный блеф и авантюра. Мог ли Хрущев нажать на ядерную кнопку? Эксперты говорят, что нам повезло. Хрущев был смелым и отчаянным человеком, он мог пойти до конца.

Однако, что «позволено цезарю, не позволено быку». Большие и маленькие ошибки постепенно подтачивали и ослабляли великую державу, и она в конце концов рассыпалась. Самой большой геополитической ошибкой было вторжение в Афганистан, которое отняло у нас последние ресурсы и надежды.

Об ошибках во внешней политике суверенного Кыргызстана тоже ходят анекдоты. Ошибались даже те, кто «академии кончал». Для небольшой страны, как мы, каждая ошибка это большая потеря. Мы не супердержава, чтобы к нам все простительно относились. Поэтому надо обратить большое внимание на подготовку дипломатических кадров, использовать внешние связи для их подготовки за рубежом. Закрепить гарантии и привилегии. Использовать положительный опыт зарубежной, российской и советской дипломатической школы. Обратить внимание на подготовку кадров для других органов государственной власти, министерств и ведомств. Ведь внешними связями занимается не только президент, правительство и МИД. И обратить особое внимание на переподготовку кадров, курсы повышения квалификации. Особенно на повышение материального обеспечения Дипадемии, которое не повышалось чуть ли не с момента ее создания. Аспиранты и докторанты должны получить преимущественное право при приеме на работу. Нанимать на работу в МИД с учетом наличия дипломатического образования. Нужны курсы для супругов дипломатов.

В эпоху глобализации особенность состоит в том, что будут востребованы в первую очередь идеи. И кадры, которые могут производить новые идеи на основе приобретенных знаний (бакалавриат), умения управлять своими знаниями (магистратура) и создавать новые знания (аспирантура).

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.