Как получилось, что Конституционная палата оставила абсолютную неприкосновенность экс – президенту вопреки Конституции, какие партии будут в парламенте 2020 года, кто генерирует идеи в команде Атамбаева – в новом интервью Омурбека Текебаева для Elgezit.kg
Elgezit.kg: Не смотря на то, что до выборов в парламент еще есть время, многие партии уже сейчас собирают ресурсы, думают о стратегии предвыборной кампании. Что будет с «Ата-Мекен», учитывая, что ее лидер находится в заключении?
— Партия «Ата-Мекен» обязательно будет принимать участие в парламентских выборах 2020 года. Учитывая, что я осужден неправосудно, надеюсь, я к этому времени буду оправдан. Но, даже если нет, у партии «Ата-Мекен» достаточно ресурсов и поддержки избирателей. Мы будем в парламенте. В этом нет никаких сомнений. Политическая ситуация в 2020 году будет способствовать тому, что выборы пройдут достаточно честно. Иначе могут случиться послевыборные осложнения с непредсказуемыми последствиями. Как показали недавние социологические опросы, политические партии во главе с Адаханом Мадумаровым, Омурбеком Бабановым, Камчибеком Ташиевым и «Ата-Мекен» представляют реальную силу. И в совокупности могут получить большинство в парламенте.
Elgezit.kg: Алмазбек Атамбаев заявил на днях, что он пойдет на выборы 2020 года и возглавит список СДПК. Вы его очень хорошо знаете. Означает ли это заявление экс-президента, что он возвращается в большую политику и настроен на решительную борьбу? И как Вы оцениваете его шансы?
— Я Алмазбека Атамбаева знаю давно и хорошо.Он импульсивный, способный на неожиданные, рискованные шаги. Может пойти ва-банк. Но он не последователен, слаб, и не доводит начатое дело до конца.
Однако, до последнего времени, судьба, почему-то, была к нему благосклонна.Он выходил из сложнейших ситуаций, так скажем, с победой. Именно он стал президентом, а не другие лидеры оппозиции.
По поводу недавнего обращения Атамбаева…
Я думаю, что это такая реакция на опасность, на возможность подвергнуться уголовному преследованию. С этого ракурса, я считаю, что его последние действия, вполне разумны. Он заявил, что будет принимать участие в парламентских выборах 2020 года во главе списка СДПК. Очень своевременное решение. Теперь любое преследование Алмаза Атамбаева будет носить политический оттенок. Даже учитывая то, что оснований для привлечения к ответственности может быть достаточно. Власти нужно было решительнее действовать до решения Конституционной палаты. С политической точки зрения, думаю, подвергать его уголовному преследованию в апреле, после съезда СДПК, будет намного сложнее. Следовательно Атамбаев получает политический иммунитет.
Близкие люди Атамбаева неоднократно заявляли, о его готовности к встрече и переговорам с Сооронбаем Жээнбековым. Что Атамбаев готов помириться. Многие это воспринимают как слабость, считают, что Атамбаев испугался. Но я думаю, что причина в другом. Он готовит для себя политическое алиби. Хочет показать, что он готов якобы ради интересов общества поступиться принципами, наступить на горло своим амбициям. Но Сооронбай Жээнбеков публично отказал. Если ситуация обострится с неожиданными последствиями, то в этом можно будет свалить вину на Сооронбая Жээнбекова.
Elgezit.kg: Возможно ли участие лично Атамбаева в выборах? Или он, как это часто у нас бывает, будет «свадебным генералом» СДПК.
Атамбаев точно не будет просто свадебным генералом.
СДПК — боеспособная политическая организация, которая имеет опыт работы в условиях оппозиции. Но, в отличие от предыдущих лет, сегодня они имеют возможность использовать разные информационные коммуникационные каналы. Многие из которых государство не в состоянии контролировать.
Раньше, государство абсолютно контролировало информационное поле. Большинство избирателей слушали и смотрели государственное радио и телевидение. Но сегодня на информационном поле ситуация радикально изменилась. Государство потеряло свое монопольное положение. Сегодня более 50 % наших граждан получают информацию из интернета. Из них, более 20 % — через ютуб, и 6 % — фейсбук. Где-то одна треть избирателей всегда получала информацию от родственников и друзей. И для этой части именно пользователи интернета станут ретрансляторами. Кто такой – активный пользователь интернета? Во-первых, это социально активный, трудоспособный человек. И, с большой вероятностью, кормилец в семье, а значит уже авторитет для своих родственников и друзей, не пользующихся интернетом. И потерей монополии государства на информацию воспользуются, прежде всего, оппозиционные силы, оппозиционные политики.
Именно разрушением государственной монополии на информационном поле можно объяснить феномен Адахана Мадумарова. Он в последних социологических измерениях занимает второе место после действующего президента Сооронбая Жээнбекова. Адахан Мадумаров не владеет и не контролирует классические средства массовой информации.Такие как газеты, телевидение, радио. Но он активно использует возможности социальных сетей.
Возвращаясь к СДПК, я думаю, что она, в том или ином виде, до выборов дойдет. И благовидный предлог, чтобы отстранить ее от выборов, найден не будет.
Я затрудняюсь оценивать шансы Атамбаева. Но, победа на предстоящих выборах для него – вопрос выживания. Так что он вынужден предпринять попытку вернуться в большую политику. Как и планировал изначально. И будет выгрызать эту победу у всех. Но пусть народ решит этот исторический спор. А я, с удовольствием приму участие в этих выборах против Атамбаева.
Elgezit.kg: Жогорку Кенеш рассматривает вопрос о внесении поправок в Закон «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» в части отмены неприкосновенности экс-президентам. Представитель СДПК Кундуз Жолдубаева заявила, что готовящиеся поправки направлены непосредственно против Атамбаева. Вот цитата: «Лишение неприкосновенности экс-президента ставит крест на мирной передаче власти». Согласны ли Вы с этим тезисом и что Вы думаете об институте неприкосновенности не только для экс-президентов, но и для депутатов? Работает ли он у нас, в Кыргызстане?
— После мартовской революции 2005 года все политики и эксперты были едины во мнении, что причиной революции было семейно-клановое правление Акаева. И после Акаева, после мартовской революции, действия властей, гражданского общества были направлены на упразднение неприкосновенности экс-президента. Поэтому в Конституции 2006 года, потом в Конституции, принятой на референдуме 2007 года, экс-президенты были лишены неприкосновенности. И референдум 2010 года, тоже подтвердил такой подход. Таким образом, экс-президенты Кыргызской Республики с 2006 года не имеют статуса неприкосновенности. А все законы, противоречащие Конституции Кыргызской Республики на территории нашего государства, не действительны. Потому что наша Конституция — прямого действия. Так что, желание депутатов отменить противоречащие нормы Закона «О гарантиях деятельности президента и экс-президента» — это просто необходимость приведения Закона в соответствие с Конституцией. И попытка привлечь внимание общественности к тому, что у экс-президента отсутствует неприкосновенность.
Представители СДПК абсолютно правы, что все эти действия направлены против Атамбаева. Мы должны прямо и открыто заявить народу, что все это делается для того, чтобы привлечь экс-президента Атамбаева к уголовной ответственности. А в будущем, если будут основания, и следующих экс-президентов страны.
Но я думаю, что политический момент скоро будет упущен. Еще в мае прошлого года, давая интервью информационному агентству 24 kg, я сказал, что при наличии оснований, а они есть, Атамбаева не только можно, но и нужно привлекать к уголовной ответственности.
Но теперь это сделать становится все сложнее. Можно было сажать его год тому назад. С тех пор изменились обстоятельства.
Во-первых, преданный Атамбаеву состав Конституционной палаты, вынес решение, о неконстуционности наличия абсолютной неприкосновенности у экс-президента.
То есть признал, что старая норма закона, гарантирующая абсолютную неприкосновенность экс-президенту, противоречит действующей Конституции. Но, вместе с тем, почему-то, члены Конституционной палаты посчитали, что нужна другая редакция этого закона. Это решение было не совсем понятным. И, на днях, председатель Конституционной палаты Эркин Мамыров пояснил позицию Конституционной палаты. Он сказал, что нужно прописать другие процедуры в части лишения экс-президента неприкосновенности. Но, что касается непосредственно Атамбаева, то, в отношении него продолжают действовать старые нормы. Потому что закон обратной силы не имеет. То есть, на Атамбаева распространяется абсолютная неприкосновенность. А новый закон, где этой самой абсолютной неприкосновенности уже не будет, будет действовать в отношении Жээнбекова. Таким образом, Алмазбек Атамбаев получил юридический иммунитет.
Я хочу обратить внимание читателей на следующие обстоятельства. А кто, собственно, подавал ходатайство в Конституционную палату? Нурбек Токтакунов – адвокат команды Атамбаева. Два события произошли согласованно и синхронно. Первое – это решение Конституционной палаты и объяснение ее председателя Эркина Мамырова. И второе – это возвращение Атамбаева в большую политику и его заявление, что он будет принимать участие в парламентских выборах, во главе списка СДПК.
Таким образом, возникли новые и юридические и политические обстоятельства, которые если не сделали невозможным привлечение к ответственности Атамбаева, то создали большие проблемы для власти.
Elgezit.kg: Кто, в команде Атамбаева, генерирует такие сложные многоходовки?
— Если вы обратили внимание – импровизация, говорение без бумажки – не самая сильная сторона Атамбаева. Когда он начинал импровизировать, то всегда случались ляпы, которые его команде потом приходилось разгребать, объяснять, оправдывать. И, обратите внимание, на последний брифинг Атамбаева. Короткий текст и сразу ушел. То есть никакой импровизации. Все было по плану. Так же, повторюсь, как и выступление в тот же день с разъяснением председателя Конституционной палаты.
Все это указывает на то, что с Атамбаевым начали опять работать. Причем, не только местные политтехнологи, но и зарубежные. И совсем не обязательно им приезжать в Кыргызстан. При современных средствах связи, они могут консультировать и на расстоянии.
На сегодняшний день команда Атамбаева обыграла команду Жээнбекова по вопросу неприкосновенности. Последние хотят реванша и вынуждены искать другой выход. Депутаты Жогорку Кенеша предлагают следующее — что экс — президент не имеет права заниматься политической деятельностью и участвовать в выборах. В случае нарушения этих условий он лишается статуса экс-президента. Следовательно, лишается неприкосновенности. Абсурдное, неконституционное и политически неуклюжее предложение. В соответствии со статьей 69 Конституции Кыргызской Республики «все бывшие президенты, кроме отрешенных от должности в установленном статьей 67 настоящей Конституции порядке, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики».
Лишить этого звания невозможно. В Конституции есть только одно ограничение в отношении экс — президента. «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды» (61 статья). Экс-президент, как гражданин, имеет всю полноту прав, гарантированных Конституцией и международными договорами.
Elgezit.kg: Команда Жээнбекова сейчас проигрывает Атамбаеву? Не вообще, а тактически. Можно ли что-то предпринять, чтобы изменить расстановку сил в этой шахматной партии?
— Выход есть всегда. Стороны разыграли только дебютную комбинацию. У команды Жээнбекова есть возможности выиграть миттельшпиль ….
Об этом и многом другом в следующем диалоге Elgezit с политическим заключенным, лидером партии «Ата-Мекен» Омурбеком Текебаевым.
Редакция Elgezit.kg благодарит адвокатов Омурбека Текебаева за помощь в подготовке интервью.
Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование…
Мощный материал
Хороший расклад
Не думаю что Атамбаев в выигрыше. народ перестал его уважать и не будет за него голосовать. А его партия сейчас вообще слабая.
Супер Омурбек Чиркешович!