Ценности родословия – не архаизация, а ресурс для развития

История 24 Янв 2019 12:48
1 отзыв

На фейсбуке ходит очень популярный тест — есть ли у тебя дворянские корни? Суть, конечно, не в этом? Не верю, что я из династии египетских фараонов или Бонапартов? Хотя, в каждой шутке есть доля правды! Интересен сам вопрос — знаешь ли ты, кто ты есть, откуда ты и зачем ты, кто были твои предки, можно ли ими гордиться, а на их личностях воспитывать своих детей? Будущие поколения?

Эти вопросы изучает генеалогия! Наука, которая зачахла при большевиках, которые уничтожили аристократию — естественных охранников и носителей ценностей, истории, культуры и традиций своего народа, общества, где мораль и нравственность играли выдающуюся роль. Где за оскорбление женщины вызывали на дуэль. А за позор люди кончали жизнь самоубийством. Вместо них было создано новое общество, где верховодили «кухарки» и «шариковы», иждивенцы, которые ничего не умели, кроме как клеить листовки, врать, воровать и позорить свой народ на мировых просторах. И при этом еще гордятся этим. Никто из них до сих пор еще не застрелился от позора и не думает это делать впредь, ибо мораль предков в них давно умерла! Поэтому надо знать свою генеалогию, историю своих семи предков, как это делали кыргызы испокон веков, пока их не победили безродные манкурты. Чтобы не допустить кровосмешения и уничтожения народа, чтобы, памятуя о недавней шестилетней смуте, избирать достойных руководителей страны!

Представляю для истории страны, для потомков эссе о своих предках. Вот их имена – Карпек, Шамседин, Курман, Лепес, Байтоло, Дуйшегул, Таттыбай, Чуко, Кунтууду-бий, Курманкожо-бий, Мангыт, Тугол — бий, Шакир-Молдо, Эшенкарек, Муратай, Сабатай и Чыбытай. Итого, 17 моих отцов, перед которыми мы, их предки, несем ответственность.

16 моих предков  стали арбаками — духами, божествами, которые живут рядом с нами, следят за нами, достойную ли мы ведем жизнь, достойно ли несем их имена? Духи, от которых не спрячешься и которых не обманешь! Генеалогия как механизм очищения способна вернуть обществу утраченные ориентиры и ценности, сделать его более гуманным и нравственным.

В доклассовом кыргызском обществе не было деления на бедных и богатых, все имущество принадлежало кровнородственной общине, где глава рода, племени выступал распорядителем общественного блага. Поэтому трудно установить личный достаток моих предков, да и зачем. На Востоке это было не основное.

Главное было обладать властью авторитета, моральной властью. У кыргызов правителем не мог быть человек, допустивший обнищание своего рода или совершивший нехорошие деяния. Поэтому и индикаторы оценки у кыргызов были другие. Не наличие материального богатства, а капитала иного происхождения — чей он сын, кто его предки, из какого он рода, какие у них есть заслуги? Этим определялось – достойный ли это человек? Уважение к личности было опосредованным через личность его предков. По нашему родовому санжыра нетрудно определить статус некоторых моих предков. Они говорят сами за себя. Среди них были правители (бии), военачальники-баатыры, муллы, рядовые кочевники. В степи и горах статус людей быстро менялся. Один набег, и ты уже никто.

Мой отец Карпек, предмет нашей всеобщей гордости, профессор юриспруденции, один из первых докторов наук, заслуженный деятель науки КР, один из первых кыргызов, который закончил Санкт-Петербургский университет. Первый кыргыз-юрист с высшим образованием. Первооткрыватель целого научного направления в советской и отечественной юриспруденции — наркотизма. Всего этого он добился, будучи внуком «врага народа»! А чего бы он добился, если бы ему не мешали?

Дед Шамседин, один из первых кыргызов, закончивший привилегированную Пишпекскую гимназию, которую содержал педагог Иваницын. Обязательными предметами в гимназии были: закон Божий, русский, немецкий, французский и латинский языки, словесность, история, этика, география, природоведение, математика, чистописание и другие. Участвовал в восстании 1916 г. Занимался политикой, был на стороне большевиков, но потом с началом гонений на отца из политики ушел. Закончил в 30-х гг. финансово-экономический факультет Института красной профессуры в Москве, работал главным бухгалтером в СНК и ЦИК КиргАССР, а с 1933 г., когда у нас начались массовые репрессии и арестовали всех его братьев, перебрался в Курдайский район Казахстана, где работал главбухом в райисполкоме. В 1943 г. был убит.

Прадед Курман Лепесов был в 20-30-х гг. в Кыргызстане очень влиятельной и известной личностью. О нем ходит больше всего разнообразных легенд и слухов, которые всегда кружатся вокруг интересных личностей, о которых можно говорить бесконечно. Совершил в молодости хадж в Мекку. Был избран волостным управителем Загорной волости (Джумгал), стал чон-манапом джумгальских саяков. Выборы выиграл у могущественного Кокумбая — верховного вождя саяков. Был человеком прогрессивных взглядов, политиком, активным членом светской либеральной партии «Алаш», делегатом нескольких съездов партии в Оренбурге. Занимался благотворительностью, строил школы кыргызским детям. Носил народный титул «Баатыр», присуждаемый известным военным и политическим деятелям. «Такого богатыря, — писал о нем редактор «Батрацкой правды» Н.Прохоров, — обычная киргизская лошаденка не снесет». Репрессирован в 1926 г. и умер в 1927 г. в Соль-Илецке близ Оренбурга, по пути в политическую ссылку в Украину.

Лепес — мой прапрадед был рядовым кочевником, воином.

Эшенкарек, говорят и пишут, был исторической личностью, известным мудрецом.

Сабатай и Чыбытай, рассказывают предания, были военными предводителями в войсках чингизидов.

Это пока все, что нам пока удалось найти о наших предках. Гордимся ими! Их жизнь и дела окрыляют и вдохновляют их потомков.

Наша отечественная история соткана из тысяч жизней ее героев, которая по праву принадлежит всему кыргызскому народу. Кыргызам снова всерьез заняться изучением своей генеалогии, видеть в этом не архаизацию нашего общества, а национальный ресурс для демократических преобразований общества.

ГЕНЕАЛОГИЯ — это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов, наука о родственных связях.

Продолжение урока. О заявлении кыргызской элиты 100 летней давности

У нас определенная категория людей непрерывно долдонит о семейном правлении и угрозе его восстановления. Но после недавнего 6-летнего бездарного правления, когда страной стала править не семья (???), а обслуживающий персонал, возникает вполне естественный вопрос, дилемма? А что хуже — семейное правление или правление кухарок? Кухарки они и в Африке кухарки и тут ничего не поделаешь. А что делать в случае, если, например, семья хорошо образована и воспитана, а ее члены достойны нести бремя ответственности перед обществом и государством? Сейчас многие детки учатся за границей в престижных вузах, говорят на иностранных языках. Куда им то деваться? На памяти семейные династии правителей Бхутто в Пакистане, Ганди в Индии. Клан Рузвельтов, Кеннеди, Клинтонов и Бушей в США. В Польше братья Качинские правили. Неплохо правили, в основном. Президент американский Трамп взял в свою команду дочерей и их мужей. Королевские династии правят в Европе. Конечно, многое зависит от личности правителя, его морально-нравственных ценностей.

Может быть, все-таки надо назначать кадры по уровню профессионализма и образованности, личных заслуг, как весь цивилизованный мир. Об этом писал еще почти 100 лет тому назад отец-основатель кыргызской государственности Абдыкерим Сыдыков в политическом манифесте «тридцатки» в 1925 г. 100 лет тому назад, а воз и поныне там!

 

Профессор Зайнидин Курманов – специально для Elgezit.kg

От редакции: Elgezit.kg не несет ответственности за публикуемый материал и мнение автора может не разделять.

Одна мысль о “Ценности родословия – не архаизация, а ресурс для развития

  1. Мырфа

    Эти бай-манапские потомки и до сих пор отъев морду мутят воду! И еще на что-то претендуют и жалуются! Конечно, их мечта как европейские аристократии прибрать к рукам все лучшие земли и передавать по наследству из века в век, но я хочу напомнить люди, аристократия зародилась из членов племенных банд, можно сказать, предков нынешних ОПГ, которые силой и запугиваниям прибирали к своим рукам лучшие акры земли и взимали налог с остальных членов племен, потомки этих бандюг уже не работали, так как, паханы обеспечили им будущее и далее поколение за поколением дармоеды паразитировали за счет простолюдинов, ясно, что из выродки не работая ни дня росли белоручками и создавали себе имидж богоизбранных, лохуя народ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.