Алмаз Баратов — специально для Elgezit.kg
Тема иссык-кульского корня давно ушла бы из информационных топов, если бы не неуемная активность министра здравоохранения.
Алымкадыр Бейшеналиев, несмотря на сигналы со Старой площади, критику и откровенные насмешки в медиа, в том числе и за пределами страны, с завидным упрямством не дает забыть о скандальной истории с аконитом.
В понедельник, 31 мая, на заседании комитета Жогорку Кенеша глава Минздрава заявил, что клинические испытания настойки иссык-кульского корня завершены.
«Клинические испытания мы провели. Иссык-кульский корень поднимает иммунитет, мокроту выводит из легких, сахар уменьшает, рак желудка. Больницы выписывают пациентов с 4-й стадией рака желудка. Но у тех, кто пьет настойку, опухоль не растет дальше», — уверенно докладывал депутатам Бейшеналиев. Не знахарь без медицинского образования, не бабушка-травница, а целый руководитель Министерства здравоохранения республики, продемонстрировавший этим своим заявлением, что он даже отдаленно не имеет представления о разнице между доказательной и альтернативной медициной.
Когда Бейшеналиев начал «качать» тему «корня», было ощущение, что он делает это чтобы поддержать Садыра Жапарова, который не является дипломированным и практикующим медиком, и может себе позволить публичные вольные рассуждения о народных средствах. Но заявление главы Минздрава о проведенных «клинических испытаниях» иссык-кульского корня поставили его компетентность, мягко выражаясь, под сомнение.
Получается, Бейшеналиев не знает, что клинические испытания любого лекарственного средства проводятся с соблюдением определенного алгоритма, специальных международных правил надлежащей клинической практики. Только следование этим правилам служит сигналом и гарантией для общества, что все права участников исследования защищены, а его результаты – достоверны. Для любых клинических испытаний существуют общепринятая классификация и временные фазы. Затем результаты анализируются по специальной шкале, и только потом, после утверждения соответствующими специальными структурами, а в разных странах они разные, препарат может быть использован как лекарственное средство. Ну и неплохо, если о новом средстве напишет небезызвестный журнал «Ланцет» — один из наиболее авторитетных еженедельных медицинских журналов в мире, на который наш министр просто обязан быть подписан в силу занимаемой должности.
Про народную медицину мы все слышали, и многие из нас даже пользуются всякими нетрадиционными средствами, например, прикладывают лист подорожника к разбитой коленке, если под рукой нет йода или какого-нибудь «спасателя». Алымкадыр Бейшеналиев, безусловно, тоже вправе считать, что некоторые методы, эффективность и безопасность которых научно не доказана, имеют право на использование в отдельных случаях. И, конечно, вправе обсуждать эти методы в кругу семьи, родственников и друзей. Но, во главе Минздрава все-таки должен находиться профессионал, твердо придерживающийся принципов доказательной медицины, за которого не будет стыдно в том числе и перед международным сообществом. И публично он просто обязан отстаивать именно методы доказательной медицины.
Вообще, дискурс об иссык-кульском корне намного глубже, чем просто дискурс о настойке.
Скорее это дискурс о глубинном основании власти. О ее делении на власть разума, просвещения, ноосферы и власть негасферы или невежества. Это намного важнее чем формальное деление на исполнительную, законодательную, судебную ветви власти. От того, представители какого лагеря занимают высокие должности, зависит благополучие государства в целом. А в нашем случае еще и здоровье кыргызстанцев. Ведь страшно представить, сколько онкобольных после заявления Бейшеналиева бросятся пить настойку из аконита в надежде вылечится, вместо использования методов доказательной медицины.
И ладно, если бы аконит был относительно безопасным средством, как тот же подорожник. Но ведь это смертельно ядовитое растение. Само название на латыни aconitum означает «яд, отрава», то есть говорит само за себя.
Так что ситуация с Бейшеналиевым — тот редкий случай, когда сложно не согласиться с предложением депутатов Жогорку Кенеша отправить министра в отставку. Хотя бы потому, что он забыл главный принцип медицинской этики — primum non nocere.
Редакция мнение автора может не разделять и ответственности за содержание публикации не несет