Уроки истории. О науке и ее великом созидательном потенциале

Аналитика,Лента событий,Статьи 23 Июн 2021 10:17
3 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Древние греки в античное время впервые создали науку и с тех пор прогресс стал развиваться семимильными шагами. За последние 100 лет благодаря научно-техническому прогрессу в мире создано материальных богатств гораздо больше, чем за всю историю существования человечества.

Образование и наука развивали возможности человеческого мозга, отчего ускорилось развитие мира. Бурно стал развиваться западный мир, затем вырвались вперед КНР, Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Бразилия, Чили, Индонезия и другие страны, которые еще недавно прозябали в бедности и нищете. Лидеры ныне развитых стран в свое время поняли роль и значение науки и вкладывают в ее развитие большие взносы, стремятся дальше развивать науку, поощрять ее. Этот феномен скоро поняли и на Западе, который старается развивать и углублять свои отношения со своими бывшими колониями. Этим в определенной степени было вызвано охлаждение бывшего президента Дональда Трампа к Европейскому Союзу.

Первым созидательную силу науки у нас понял русский царь Петр Великий, который задался целью превратить Московию в развитое европейское государство. С этой целью он создал Академию наук, открыл Московский университет, выписал из Европы лучших профессоров и страна стала быстро меняться. Русь превратилась в империю, а Петербург стал одним из красивейших городов мира.

Преимущества науки поняли и большевики, которые хотели доказать преимущество социализма над капитализмом и тоже прибегли к помощи образования и науки. Догнать и перегнать! Не жалели средств на это дело, объявили войну всеобщей неграмотности населения. Еще раньше это поняли японцы, которые в 1871 г. приняли закон «О ликвидации массовой неграмотности». Это почти на полвека раньше, чем большевики.

В национальных республиках СССР, по образу и подобию Центра, тоже начали открываться свои Академии наук и университеты, появились свои научные кадры и авторитеты. Некоторые из них приобрели международную славу, стали штурмовать мировые высоты. Например, профессор Иса Ахунбаев занимался исследованиями по пересадке сердца и почти достиг поставленной цели. Но его немного опередил южноафриканский профессор Барнард. Это говорит о том, что наука Кыргызстана развивалась на достаточно высоком уровне, наши ученые делали доклады на международных научных форумах, результаты их научной деятельности интересовали мировую науку.

Но вот с обретением независимости, ситуация с наукой и научными кадрами у нас резко ухудшилась.

Отечественная наука перестала нести «золотые яйца», а профессура «обнищала» в прямом и переносном смысле слова. Стали как политики продажны, беспринципны, фигурантами громких коррупционных дел.

Раньше мы знали по именам и фамилиям почти всех член-корров и академиков, т.к. они были ведущими учеными в своих отраслях. Государство популяризировало их имена, дела. Быть профессором, академиком было очень престижно и почетно. Не то, что сейчас. Они вытеснены на обочину жизни и выживают. Академию наук все время грозят закрыть, соединить с вузами, не понимая специфику развития отечественной науки. На Западе сначала появились университеты и они стали центрами науки. У нас наблюдалась обратная картина.

Кризис в экономике и политике очень сильно ударил по научному потенциалу кыргызской науки. Но наши ученые, работающие сейчас за границей, демонстрируют высокие результаты (профессор-микробиолог Джаныбек Адышев в США, Асель Сартбаева в Англии и т.д.). Почему бы их не пригласить стать членами нашей Академии наук? Ее украшением могли бы стать и наши уникальные ученые, как Герой Кыргызстана, профессор Э.Х.Акрамов, «отец кыргызской философии», к. ф. н. Саветбек Абдрасулов, профессор-юрист Лейла Сыдыкова, профессор истории Доолот Сапаралиев… Они истинные фанаты науки. И почему для членов Академии наук установили возрастные ограничения в 75 лет? Это же чисто чиновничий подход? Многие лауреаты Нобелевской премии получают награды за открытия многолетней давности, как это было с физиком Жоресом Алферовым. А у нас какой-то клерк своим росчерком вычеркнул из академической науки целую плеяду видных, но возрастных ученых?

Но возраст в науке не помеха! Возраст — это зрелость!

А куда исчезла Золотая медаль президента КР «За выдающийся вклад в развитие науки в ХХ в.», введенная еще президентом Акаевым? А что случилось с почетным званием «Народный учитель»? Мы хотим подготовить своего первого нобелевского лауреата? Иначе, зачем все эти выборы и страсти вокруг кыргызской науки?

Я уже писал о том, как один кыргызский физик, доцент Самат Кадыров из пединститута им. И.Арабаева штурмовал «теорию относительности» Энштейна и добился признания среди мировой научной общественности. Есть ли среди наших академиков исследователи таких масштабов? Очевидно, что нет. И не будет никогда, если не будем выбирать лучших.

Вот и сейчас страна снова готовится к выборам своих лучших ученых. Но нет уверенности, что лучшие победят. Ибо снова идет кулуарная возня, как вокруг выборов в Жогорку Кенеш. И нет надежды, что такие выборы приведут к обновлению кыргызской науки. Что вырастет роль общественно-политической мысли, международных и экономических знаний. Снова услышим голоса педагогов, писателей, математиков, физиков, химиков и биологов, где мы были стабильно сильны. Что ученые снова станут лидерами общественного мнения. Что изменятся и сами ученые, которые станут овладевать новыми методологиями, теоретическими знаниями, активно применять их на практике, генерировать новые идеи. Практики, даже самые лучшие, не смогут справиться с этими задачами, т.к. уровень полета их мысли другой.

Наука у нас давно отпущена на самовыживание и никто не ставит перед ней созидательные цели и задачи. А зря. Ибо без вмешательства государства, без нужных и эффективных реформ, наша Наука не ускорит нашего развития и не понесет «золотые яйца» в копилку нашего общенационального достояния.

3 мысли о “Уроки истории. О науке и ее великом созидательном потенциале

  1. Тимур

    Отличная статья Зайнидин Карпекович. Да, читал об Академии наук Кыргызстана к 1991 г. — к ядерной физике подошли, спутникам, луноходам. Не говоря про овцеводство и полеводство.

  2. Атамбек

    Если общество больно, наука тоже больная. Ученые тоже многие чимкирики, а не ученые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.