Десять дней одного февраля. Наблюдаем и делаем выводы

Аналитика,Лента событий,Политика,Статьи 12 Фев 2021 13:45
0 отзывов

Алмаз Баратов — специально для Elgezit.kg

Первая декада февраля 2021 года войдет в историю Кыргызстана, как время, когда новости, каждая из которых могла бы создать свой нарратив, не успевали сменять друг друга в топе на информационных лентах.

Новая структура правительства, неожиданный кандидат на пост премьер-министра, утверждение состава правительства парламентом, чехарда с отставками и назначениями и.о.мэра столицы, указ о выборах в местные кенеши и референдум по Конституции, опубликование самого проекта Основного закона, задержание экс-муфтия, кадровые решения, стремительный суд над Райымбеком Матраимовым и приговор ему в виде штрафа и т.д.

Надо признать, что новая власть намного более живая и подвижная, по сравнению с Сооронбаем Жээнбековым и его командой. Садыр Жапаров, так же как и Камчибек Ташиев, доступен для журналистов, активен в социальных сетях, не уходит от неудобных тем и острых вопросов. 

Правительство

Большинство политиков, депутатов и экспертов были уверены, что новым премьер-министром будет Артем Новиков, исполнявший до последнего времени обязанности главы кабинета министров. Ведь правительство, хоть и новое, но переходное. То есть проработает ровно до того, как будет принята Конституция и избран 7 созыв депутатов Жогорку Кенеша.

Тем неожиданней стала новость о том, что главой исполнительной власти станет 40-летний Улукбек Марипов, теперь уже бывший председатель Счетной палаты. Молодой чиновник сразу же стал мишенью для спланированной атаки на разных медийных площадках и в социальных сетях. Очевидно, что его стремительный карьерный взлет и тем более укрепление позиций не входит в планы одной из групп интересов. Поэтому любой, даже незначительный недочет, будет приподноситься, как фатальная ошибка, непрофессионализм, кадровый «провал» президента и т.п.

Марипову будет не просто сложно, а очень сложно. Противостоять недоброжелателям, использующим профессиональные пиар-инструменты, необходимо будет не только укрепив собственную пиар-структуру и пресс-службу. Важно будет действительно постараться отработать так, чтобы у оппонентов было как можно меньше информационных поводов для атак. И отсидеться по примеру Абылгазиева, не получится.

Марипову повезло, что, например, в дурацкой ситуации с назначениям и.о. мэра Бишкека президент не стал делать из него «крайнего». В своем последнем видеоинтервью, опубликованном на  YouTube— канале главы государства Садыр Жапаров открыто рассказал, что: «Эрмек Нургазиев приходил ко мне на прием. Я два раза спросил, чист ли он. Он ответил, что у него незапятнанная репутация, заверял в порядочности. Он раньше не работал на госслужбе, занимался бизнесом, строительством. Он не рассказал, что ударил женщину и имеет тяжбу по квартире. Мы это узнали после его назначения».

Активно критикует экспертное сообщество и новую структуру правительства. Она, действительно, не производит впечатление результата глубокого функционального анализа. К ней очень много вопросов и пока нет оснований говорить, что она будет эффективней своей предшественницы. Но ведь никто и не говорит, что правительственная структура – это мавзолей, архитектуру которого невозможно изменить. Судя по всему, это только каркас, который, если не будет справляться с поставленными задачами, подвергнется перестройке.   

Так что, заезженная фраза «давайте дадим возможность поработать» наполняется вполне конкретным смыслом. Все-таки логично первые оценки новому правительству и его структуре выставлять хотя бы через первые сто дней работы, чтобы не опуститься от конструктивной критики к примитивному критиканству.

Скандал с экс — муфтием. От Первого лица  

Добровольная досрочная отставка, а затем и задержание экс-муфтия Максатбека ажы Токтомушева стала новостью номер №1 последних двух дней. ГКНБ начало досудебное производство по вскрытым фактам финансовых нарушений, связанных с нецелевым использованием средств паломников, внесенных для совершения хаджа и дачи взятки в размере 100 тысяч долларов США чекистам за сокрытие данного преступления.

11 февраля Садыр Жапаров в интервью, размещенном на YouTube- канале главы государства подробно прокомментировал ситуацию в ДУМК и, непосредственно с задержанием Максатбека ажы Токтомушева.

Как отметил Жапаров, в самом начале избирательной кампании к нему пришел Токтомушев с жалобой на то, что Совет аалымов и «люди из правительства» хотят сместить его с должности. Садыр Жапаров, по его словам, при муфтии позвонил руководителю аппарата правительства Бакыту Аманбаеву и по громкой связи дал указание не вмешиваться в дела муфтията, «потому что это их дело, кого убирать, а кого назначать. А цель государства, это только направлять, если что-то пойдет не так. Сказал так же, чтобы мои слова передали Акину Токталиеву, директору Госкомиссии по делам религий». На этом разговор закончился.

Но, накануне инаугурации, рассказал Садыр Жапаров, к нему поступила информация, что две противоборствующие группы религиозных деятелей опять поднимают вопрос о досрочном снятии муфтия, обвиняя его в хищении средств и в том, что он «навязывает обществу неправильный формат религии через свои лекции на YouTube».

«У меня не было времени, и я поручил помощнику Арзыбеку Бурханову сходить к Максату Токтомушеву и попросить разойтись мирно, если этого хотят в муфтияте. Ошибка Бурханова была в том, что он пошел не к Токтомушеву, а к Акину Токталиеву, и сказал, чтобы тот отстранил Токтомушева от должности. Хотя я говорил, что это должно быть мирно и по согласию всех в муфтияте. На утро ситуация накалилась. Перед инаугурацией я встретился в мечети с муфтием, ажы Абдышукуровым, представителями Совета аалымов. Мы разговаривали четыре часа. Мне рассказали, что в прошлом году, оказывается, мусульмане собрали 16 миллионов долларов на хадж. В муфтияте просили Токтомушева дать отчет по этим деньгам, но он отказывался это делать.»

Президент подчеркнул, что предложил помощь своих бухгалтеров для проверки и обе стороны на это согласились. В ходе проверки выяснилось, что из 16 миллионов долларов 7 миллионов 700 тысяч были конвертированы в сомы и помещены в банки под проценты. Но, доллар вырос и убытки составили около 700 тысяч долларов. Кроме того, 155 тысяч долларов были переданы частной фирме, которая использовала их на выборах для одной из партий. Деньги, паломникам в полном объеме. не возвращены до сих пор.

«Сейчас в соцсетях и СМИ пишут, что мне с Ташиевым, якобы нужно кресло муфтия, но, видит Бог, это совсем не соответствует действительности», — подчеркнул президент в интервью и призвал священнослужителей выбрать на этот пост достойного и чистого человека.

К слову, после полуночи 12 февраля Первомайский районный суд столицы принял решение отправить экс-муфтия  на время следствия под домашний арест.

Конституция

Наконец-то в общественном доступе появился проект нового Основного закона страны. Как и было анонсировано, по ней президент получает, практически, неограниченные полномочия. Сам Садыр Жапаров считает, что это «честно», потому что раньше у главы государства тоже были внушительные полномочия, но провалы можно было свалить на премьер-министра или парламент.

Однако и сейчас такая возможность остается. Ведь должность премьер-министра, который теперь будет называться председателем правительства и будет ее совмещать с должностью руководителя администрации сохранилась. Так что, «мальчик для битья» в случае чего у президента будет всегда под рукой.

Впрочем, у общественности есть еще эфимерный шанс внести изменения в проект Конституции. По крайней мере пресс-служба Жогорку Кенеша предлагает всем заинтересованным гражданам отправлять свои свои предложения и замечания по новой редакции Основного закона в парламент до 9 марта включительно. 

Приговор Райымбеку Матраимову

Судебное разбирательство по Райымбеку Матраимову, который теперь не Матраимов, а Ысмайылов, прошло стремительно. Юристы объясняют это тем, что подсудимый заключил сделку со следствием и поэтому штраф и быстрый суд над героем нескольких журналистских расследований по коррупции, соответствует всем законодательным нормам. Ущерб в размере 24 миллионов  долларов или 2 миллиардов сомов младший Матраимов возместил, вину свою признал, подельников назвал. Теперь ему остается заплатить штраф – 260 тысяч сомов и, как говорится, «на свободу с чистой совестью». Соцсети на такой приговор отреагировали волной негодования, но Матраимову к этому не привыкать.

С одной стороны, новая власть все-таки заставила Матраимова раскошелится в государственный «карман». Это плюс, ведь при Атамбаеве Матраимов «расцвел», Жээнбеков его покрывал и только при Жапарове он стал осужденным. С другой стороны, не понятно, как на этом фоне Жапаров и Ташиев собираются продвигать политику «нулевой толерантности к коррупции», как необходимом элементе системной борьбы с этим злом.

Что беспокоит

До сих пор остается неясным как и какие системные реформы ждут Кыргызстан. Та же борьба с коррупцией – это не только громкие «посадки», но и целый комплекс мер, в том числе и превентивных.

Смущает, что реформы по отраслевым направлениям отданы правительству. Но у него совсем другой функционал. Система сама себя реформировать не может и не будет, а отдельный орган, в частности комитет по реформам о котором говорил Садыр Жапаров в своем обращении сразу после событий 4-5 октября так и не создан.

Возможно, скептики торопят события и программу и план реформ Жапаров сделает основной темой своего первого послания, теперь закрепленного в Конституции, как обязательного для главы государства.

Очевидно, что сегодня на верхушке власти кипят нешуточные страсти. Систему трясет и борьба разных группировок за близость «к телу» усиливается. Это естественный процесс становления нового порядка из которого можно выйти с наименьшими потерями, а можно множить ошибки и тогда очередной виток политического кризиса станет неизбежным.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.