Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
На днях писатель и историк Замир Осоров написал в фейсбуке пост, в которой предлагал установить в Бишкеке памятник казахскому хану Кенесары Касымову, который в середине XIX века вторгся в кыргызские земли и здесь же погиб. И извиниться перед казахским народом за то, что наши предки убили национального героя казахского народа.
Ну и как положено у нас, первыми в бой ринулись те, кто не думает и ничего не знает. Посыпались привычные оскорбления, глупые проклятья, омрачающую имидж «демократической» республики, от которой скоро наверное ничего не останется.
По причине неумения цивилизованно вести себя и полемику. Пост Осорова я рассматриваю как приглашение начать обсуждение судьбоносных вопросов нашей истории, которая как наука давно не ищет ответы на новые вызовы, а продолжает стагнировать вместе с нашими политическими и прочими элитами.
Тема восстания Кенесары одна из самых больных в истории казахско-кыргызских отношений, да и вообще политической истории Туркестана. А там, где история касается политики и геополитики, там всегда много неправды. Так, вот в истории хана Кене, как сейчас выясняется, также много политики, фальсификаций и пропагандистской лжи. Надо разбираться и отделить зерна от плевел, а не тупо следовать за имперскими источниками и ангажированными историками, которых и с той и другой стороны еще немало.
После пленения Кенесары, Ормон хотел отпустить его и его брата Наурызбая. «Они же наши братья», — сказал он. Но ему подсказали, что этим будет недовольна царская власть, благосклонности которой он искал, но ничего так и не получил. В это время царизм уже не хотел терпеть никаких ханов на своей территории. Ни Кенесары, ни Ормона, ни любых других. Слишком дорого им обошлась борьба со степными империями монголов, тимуридов, казанцев, астраханцев, ногайцев, крымских татар, казахов, калмыков, джунгар и др., которые регулярно совершали набеги на Россию, грабили богатства, уводили людей в рабство, вынуждали платить дань.
Ормон, подумав, отдал Кенесары его «кровникам» из рода Тынай, потерявших в войне 3-х своих вождей-батыров. Тынаевцы держали его и брата Наурузбая в плену целых 3 месяца. Казнить чингизидов не всем хватало духа. Кочевники еще жили по заветам чингисхановской «Ясы» (Джасака), передаваемой из уст в уста. А все, что было связано с именем великого воителя до сих пор носит сакральный характер. Такова была особенность политики кочевников Евразии.
Умный Ормон хитро ушел от этой славы, которая могла принести ему много хлопот. Но избежать последствий все-таки не удалось. Казнив наконец Кенесары, голову отвезли омскому губернатору Горчакову. Безопасный коридор до Омска кыргызам, боявшимся поехать туда, обеспечили султаны Старшего жуза. Они перешли на сторону царской России и мечтали стать частью империи. А Кенесары мешал этим планам. Интересы подданных Кокандского ханства Ормона и казахов Старшего жуза в это время совпадали или почти совпадали.
Ормон вел свою игру. Во внешних сношениях он представлялся вождем сарыбагышей. В русских источниках он именовался только сарыбагышевским вождем. И не требовал, чтобы его называли ханом. Вероятно, причиной этого являлось недостаточно легитимное избрание Ормона ханом. Законы кочевников требовали жестокого наказания тех, кто присваивал власть.Поэтому они не приняли предложение Кенесары вместе бороться против русских колонизаторов. Кенесары написал письмо к «брату Ормону», где призывал его признать своим ханом и подчиниться. По правилам, установленным Ясой, любой чингизид имел право создать свое государство в пределах империи Чингисхана и требовать подчинения от народа, живущего на этой территории.
Ормон хотел перехитрить Кенесары и ответил ему вежливо, умно, но дерзко. Он напомнил хану, что он старше его, а потому, согласно древним обычаям кочевников, Кенесары сам должен признатъ Ормона своим ханом. Могло ли это разьярить Кенесары, вполне. Довести до исступления и бессмысленной ярости, маловероятно. Хан Кене не был глуп, чтобы в его сложном положении, окруженный со всех сторон врагами, творить беспредел. Поэтому надо проверить все эти версии. Они могли стать умышленными фальсификациями заинтересованных сил.
Историки должны этим заняться, ибо история восстания была написана в то время, когда кыргызы и казахи были колониально зависимыми народами. На основании российских источников, своего делопроизводства у нас не было, кроме фольклора, мифов, легенд, «узун кулака» и «ушака». Теперь мы суверенные государства и должны написать свою историю так, как это было. А не как хотели наши хозяева. Хан Кене и в советское время оставался враждебной фигурой, если бы не независимость.
Наш Абдыкерим Сыдыков, Ишеналы Арабаев, Юсуп Абдрахманов тоже были оболганы и оклеветаны в советское время. Когда мы написали с моим другом Сувакуном Бегалиевым свой первый очерк о А.Сыдыкове, за нами гонялись с ножами все парткомовские, даже чуть ее уволили с работы, если бы не начал свою работу Первый сьезд народных депутатов СССР. Только тогда от нас отстали, а мы нашли настоящего лидера нашей нации — Абдыкерима Сыдыкова, который сейчас возглавляет список национальных героев.Хан Кене не был гуманистом или романтиком. Он жил в жестокое аремя, когда возникали и разваливались империи, гибли целые династии. Он был потомком Чингисхана и получил соответствующее воспитание.
Слабый хан не мог удержаться у власти. Допускаю, что он был жесток с врагами, но в пределах разумного. Батыры гибли в боях, это никто не отрицает. Доподлинно известны их имена как со стороны казахов, так и кыргызов. Они гибли и раньше, когда начался передел территорий после гибели Джунгарского ханства. Ханство исчезло, а земли то остались. Кыргызы и казахи вместе боролись полтора столетия с ойратами. Но тут же схватились между собой, как только опасность исчезла. И тогда тоже гибли батыры и было много жестокости.
Но никогда казахи и кыргызы не «варили друг друга в котлах». Варил в котлах Чингисхан, Иван Грозный, в Европе фальшивомонетчиков. Тимур строил пирамиды из голов, но это были средние века. Кенесары, про которого говорят, что он был «полковником царской армии», действовал в пол. 19 в. Это новейшее время. В Англии и Франции уже давно произошли буржуазные революции. Не меньше погибло батыров во внутренних усобицах казахов и кыргызов.
Например, Балбай-батыр убил пленного Ормон-хана, хотевшего обьединить всех кыргызов в одном ханстве. С этой целью он напал на бугинцев, формально входивших в состав китайской империи. Вождь бугинцев Боромбай хотел его отпустить, взяв слово, что он больше не будет нападать, но Ормона убили. В этом были очень заинтересованы кокандцы, которым не нравились политические амбиции Ормона. И русские власти тоже ничего не сделали, чтобы выручить Ормона, который помог им справиться со «степным Ганнибалом», который 10 лет в одиночку боролся с империей и ее союзниками. А может быть это была личная неприязнь?
Так, что война Кенесары с кыргызами, Россией, казахскими сторонниками империи, среди которых был и султан Валихан, отец Чокана Валиханова, который называл Кенесары не иначе как «разбойником» (Чокан принадлежал к высшему классу царской России), Кокандским ханством и другими было вызвано геополитическими особенностями того времени, борьбой за власть в регионе. Туркестан все больше и больше превращался в колонию России, все больше «закручивающей гайки» и управлявшая «туземцами» по принципу «разделяй и властвуй».
Если бы казахские и кыргызские участники политического процесса, а также участвовавшие в этом узбеки и таджики, знали, что их ждет в 1916 г., во время голодомора 30-х гг. и массовых репрессий, многие бы отдали все, чтобы воскреснуть из могил и дать бой колониализму. Тихо отсидеться под крылышком империи конформистам не удалось. Сейчас мы снова переживаем неспокойное время, когда геополитические гиганты — США, Китай, Россия и Евросоюз борются за влияние в регионе и скудеющие в мире ресурсы. И если вглядеться в лица наших политиков, то найдете среди них немало кенесары, ормонов и валиханов. Только не переходите на оскорбления, помните о будущем. Не боятся никого только идиоты.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.