Уроки истории. О трагедии, которой могло не быть

Аналитика,Лента событий,Статьи 15 Июн 2020 14:00
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Видя, как судьбоносные вопросы, которые касаются нашего государства и его будущего, беспечно и играючи рассматриваются и решаются у нас, невольно вспоминаешь некоторые трагические уроки истории, которые так и не стали для нас уроками.

Это второе наше обращение к трагическому опыту нашего ближайшего соседа по региону. Речь снова пойдет об Афганистане, но под другим прицелом. С ним у Советского Союза были хорошие отношения с первых дней советской власти. Это во многом было личной заслугой наркома иностранных дел Георгия Чичерина, вовремя пришедшего на смену Льву Троцкому, мечтавшему везде разжечь пожар мировой революции. В отличие от своего визави, Чичерин стремился окружить Советскую Россию поясом дружественных государств.

До 1970-х годов Афганистан представлял из себя сонное, всеми забытое, отсталое феодальное государство с монархической формой правления. Где ничего необычного и интересного после четырех войн с Англией за независимость не происходило. Афганцы, как известно, в этой войне победили. Уже это одно обязывало всех задуматься: почему, что и как?

Правил страной король Мохаммед Захир-шах, который, поговаривают, возможно, к своему вящему удовольствию, был свергнут амбициозным родственником, женатым на его сестре. Поэтому он не возмущался и спокойно удалился жить в благополучную Европу.

Новый глава государства принц Мухаммед Дауд хан, получивший образование на Западе, мечтал провести в стране прогрессивные реформы и сделать Афганистан современным государством. Наподобие того, что сделал с Османской империей Кемаль Ататюрк. Окружил себя всякими советниками и авантюристами, многие из которых вышли из уличной подворотни. Одним из них стал бывший нью-йоркский таксист Нурмухамед Тараки, основавший народно-демократическую псевдопартию левацкого толка и баловавшийся мелким писательством.

В это время Дауд хан совершает официальный визит в Москву, попросить помощи. Хотел, чтобы его лично принял Леонид Брежнев. Но тому все надоело, болел. В общем, в Афганистане это оценили, как неуважение к Дауду. Вчерашние союзники поняли, что настал их час. Дауд по возвращению был свергнут и убит со всей семьей. Этот переворот был окрещен Апрельской революцией 1978 года. Во главе Афганистана встал Нур Мухаммед Тараки. Поехав в Москву, он заявил советскому руководству, что хочет построить в Афганистане социализм. В условиях холодной войны между СССР и США, когда та и другая сторона боролись за увеличение числа своих сторонников и союзников, для кремлевских маразматиков это было как «бальзам на душу». В стране, где время остановилось на уровне XII-XIII веков, вовсю завертелся маховик советской помощи – в страну потекли деньги, техника и военные советники…

Дорвавшись до власти, Тараки окружил себя и свою челядь воистину королевским комфортом, наслаждался жизнью и не торопился с преобразованиями. Стал назревать конфликт между ним и его деятельным и очень амбициозным заместителем, министром обороны Хафизуллой Амином, весьма упертым сталинистом, который, не дожидаясь приказов, начал силовыми методами насаждать в стране социализм – преследовать и уничтожать внутреннюю оппозицию, мулл, разрушать мечети, бомбить и обстреливать непокорные аулы… И это при том, что наметился новый мировой тренд – усиление роли ислама. В 1979 году в соседнем Иране произошла исламская революция во главе с имамом Хомейни, свергшая светский шахский режим — власть «безбожников». А в Афганистане вообще у власти были чужие безбожники. Последовала стремительная эскалация не просчитанных событий.

Бурную энергию Амина не могли остановить даже советские советники, ибо на все их предупреждения, он однотипно отвечал: «Я все делаю так, как вы делали у себя в СССР». Его напористость пугала советских руководителей, считавших его неподконтрольным. Им был симпатичней другой афганский политик-революционер, правда, очень сильно выпивавший, но более ручной Бабрак Кармаль, который сидел послом в Чехословакии.

В один из своих приездов из Москвы Тараки был схвачен и задушен подушками в одной из комнат кабульского аэропорта. Власть полностью перешла в руки Хафизуллы Амина, который после этого развил еще более энергичную деятельность. Советское руководство приняло решение о его свержении и вводе советских войск в Афганистан. При этом ни у кого из членов Политбюро даже не возникло мысли спросить ученых-афганистов, экспертов, что это за страна и чем же может закончиться эта политическая авантюра?

Дворец президента был окружен и захвачен, а Амин и некоторые члены его семьи и кабинета министров жестоко убиты.

Амина объявили агентом ЦРУ, хотя никаким шпионом он не был, до конца был предан советским друзьям и был ими же коварно убит. А новоиспеченный президент Кармаль огласил приглашение советских войск в Афганистан, который ранее подготовил и готовился огласить Амин. Но из-за пищевого отравления не успел.

Когда министра иностранных дел СССР, многоопытного дипломата Андрея Громыко спросили, как он мог допустить вторжение советских войск в Афганистан, он мрачно ответил: «Ввод войск мы планировали только на месяц». Понятно, что никто не думал, что все так плохо обернется. Планировали акцию, казалось, лучшие военспецы и гебисты. Но и они просчитались, ибо здесь были нужны другие знания и другой опыт. В итоге был подожжен огромный регион, развалился СССР, соцлагерь, а мировое развитие пошло совершенно в другом направлении…

Войска по замыслу были нужны лишь временно, чтобы передать власть от одного мерзавца к другому… В итоге они остались здесь на 10 лет. Погибло 15 тысяч советских солдат и более миллиона афганцев. Миллионы беженцев бросились искать спасения в соседние страны. Война продолжается уже более 30 лет, со дня вывода советских войск. За это время был убит еще один просоветский президент Наджибулла, брошенный СССР на растерзание талибам, а к власти пришел еще один жесточайший режим, свергнутый американцами после событий 11 сентября 2001 года, у которых здесь тоже ничего не получается и не получится. Проверено временем.

Сейчас даже трудно представить, что когда-то Бактрия (Афганистан) в древние времена относился к числу эллинизированных государств с греко-македонской культурой. Долгожданный мир здесь так и не наступил, а неграмотные дехкане с помощью оружия выясняют отношения, поправ и религию, и мораль, и права человека. И этому не видно ни конца, ни края. Государство абсолютно развалено. Нет даже того, что было до начала революционных событий. Такова цена поспешных и непродуманных решений, выдачи желаемого за действительное, а национальные интересы защищаются по принципу «своя голова хорошо, а чужая лучше». Когда внешние игроки беспардонно стали вмешиваться во внутренние дела суверенного государства, как будто речь идет о покупке картошки. А им стали подыгрывать безответственные и случайные политиканы, которым никогда дела не было до нужд простых людей, которых они рассматривали лишь как средство.

В этой геополитической авантюре века судьба гордого народа Афганистана, так похожего по своему менталитету на кыргызов, казахов, узбеков и таджиков, была цинично куплена и неоднократно продана и перепродана за «тридцать серебрянников». Недаром с античных времен известна крылатая фраза римского поэта Вергилия в поэме «Энеида» об угрозе и потенциальной опасности такой мнимой помощи: «Бойтесь данайцев дары приносящих».

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Фото: Георгий Зотов/АиФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.