Уроки истории. О грустном дне парламентаризма и забытом сокровенно важном

Аналитика,Лента событий,Статьи 08 Июн 2020 09:00
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

В Пишпеке 4 июня 1922 года состоялся Учредительный съезд Кыргызской Горной области, где группой национальных лидеров (тогда они просто были политиками, а лидерами мы назвали их за великие дела) под руководством Абдыкерима Сыдыкова, Иманалы Айдарбекова и Ишеналы Арабаева была предпринята отчаянная попытка возрождения кыргызской государственности. План образования автономии Алаш, за который боролись казахские и кыргызские политики, уже был сорван. Большевики, как советскую альтернативу Алаш, срочно создали в 1920 году Киргизскую АССР со столицей в Оренбурге. Кыргызов советская власть хотела расчленить между различными областями Туркестана — южную часть (Ош, Талас, Джалал-Абад и Баткен) отдать Сырдарьинской, Самаркандской и Ферганской областям, а северную часть (Чуй, Иссык-Куль и Нарын) отдать Киргизской (Казахской) АССР.

Нужно было срочно действовать. И Сыдыков срочно пишет и публикует в «Пишпекском листке» статью «Краткая история кара-кыргызского народа», где на основе научных исследований того времени пишет о том, что кыргызы это отдельный от казахов народ со своей историей и культурой. На учредительный съезд, инициированный ими, но не санкционированный Москвой, прибыло 425 делегатов, представляющих 11 народов со всего Кыргызстана. Но из-за вмешательства в работу съезда противников самоопределения — местной 5-й колонны (группы Худайкулова-Бабаханова, написавшей донос в Центр о том, что местные манапы и баи проводят съезд о провозглашении Киргизской Горной области и отделении ее от Советской России), из ЦК РКП(б) и Наркомата по делам национальностей РСФСР, оперативно отреагировавших на эту кляузу, статус съезда был понижен до подготовительного, а провозглашение государственности отложено еще на два года.

Но съезд все же состоялся и принял ряд важных документов и обращение к народам. На поверку это было первое воистину подлинное народное собрание, проведенное в советскую эпоху по воле самого кыргызского народа, а не по приказу свыше. В связи с чем Жогорку Кенешем V созыва было решено увековечить эту дату, как начало кыргызского парламентаризма. В предыдущие годы некоторые отечественные историки и политики, общественные деятели, в том числе и я, направили президенту КР неоднократные обращения, чтобы признать 4 июня 1922 года началом возрождения кыргызской государственности. Но это предложение не было принято. Наверное, духу не хватило. И мне пришлось предложить эту дату в качестве дня парламентаризма, который Жогорку Кенеш принял и утвердил.

Р.S. Московские политики называли это событие первым крупнейшим кризисом в Средней Азии. Вторым кризисом — «заявление тридцатки» в 1925 году, которое тоже родилось в Кыргызстане при участии вышеназванных лидеров. Подписанты требовали от партии большевиков, чтобы при проведении своей политики они учитывали национальные особенности народа и страны.

В 1922 году Сыдыков и Арабаев были сняты с занимаемых должностей в Семиреченской области и высланы в Ташкент. Абдыкерим Сыдыков в третий раз исключен из партии большевиков.

По итогам этого «националистического» выступления ЦК РКП(б) приняла решение детальнее изучить этнографическую карту Туркестана и начать работу по национально-государственному размежеванию, которое было завершено осенью 1924 года. В результате на политической карте Средней Азии, кроме предлагаемых Лениным Узбекской, Туркменской и Киргизской (Казахской) республик, также появилась Кара-Кыргызская АО в составе РСФСР, Таджикская АССР в составе УзССР и Кара-Калпакская АО в составе КирАССР. Таким образом, в появлении этих новых государств безусловно есть несомненная заслуга кыргызских политических лидеров того времени, которые обратили внимание на ошибочность ленинского национального проекта.

Их судьбы сложились следующим образом. В годы репрессий они все были арестованы по делу Социал-Туранской партии. Арабаев погиб в тюрьме в 1934 году. Сыдыков расстрелян в феврале, а Айдарбеков — в ноябре 1938 года. Места захоронения первых двух отцов-основателей нашей республики властями до сих пор не найдены. И, вероятно, уже не ищут.

Первое поколение отцов-основателей погибли, возрождая государственность, строя новый Кыргызстан, думая о благополучии народа и счастливом будущем страны. Лидеры независимости Кыргызстана, в отличие от них, стали больше известны в сомнительных делах (два президента в изгнании, один в тюрьме), связанных с присвоением, разграблением и разбазариванием государства.

Тот факт, что кроме «Пятого канала» никто в Кыргызстане не вспомнил об этой исторической дате, говорит в целом о политической незрелости нашего общества, не говоря уже об элитах, которые не видят или не знают ключевых, системообразующих дат, за исключением 1 мая, 9 мая, 31 декабря, 8 марта и 23 февраля. А жаль, очень жаль… В этот день должны были греметь высокие речи, мобилизующие население вокруг целей нашего государства, воспитывающих их на примере мужества и решимости отцов-основателей. Вместо этого нас, как всегда, потчевали жвачкой и пустяками типа «Иван Иваныч поссорился с Иваном Никифоровичем». Прошло почти 30 лет суверенитета, но так ничего и не поняли.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

На фото: председатель Семиреченского облисполкома Абдыкерим Сыдыков, председатель Пишпекского уездно-городского совета Иманалы Айдарбеков, член Мусбюро Семиреченского обкома Компартии Туркестана Ишеналы Арабаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.