Член парламентской фракции «Республика – Ата-Журт» Мирлан Жеенчороев не согласен со своими коллегами, выступающими за перенос даты выборов в Жогорку Кенеш на весну 2021 года.
Нардеп считает такую инициативу вредной и даже опасной. А отсылки депутатов к пандемии COVID-19 – попытками навязать общественности мысль о возможности продления срока шестого созыва. К категории неприемлемых предложений Мирлан Жеенчороев относит и законопроект Курманкула Зулушева о назначении референдума об изменении формы правления. Свою точку зрения народный избранник изложил в интервью редакции Elgezit.kg.
— Осенью в Кыргызстане должны пройти выборы в парламент. Как вы думаете, может, есть смысл их перенести, ведь страна, даже после отмены чрезвычайного положения, будет еще долго приходить в себя?
— Перенос выборов возможен только в двух случаях: либо в стране объявлено ЧП, либо военное положение. Никаких иных причин быть не может и не должно. Конституция определяет обязательность проведения голосования в срок. Эта норма введена специально во избежание узурпации власти. Высказываются намерения – перенести выборы, мол, в целях экономии. Абсолютно не согласен. Если мы пойдем по такому пути, тогда завтра и президент заявит: я решил еще год побыть на своем посту, потому что страна в кризисе и лишних денег на проведение избирательной кампании в казне нет.
— Но коронакризис и то, что происходит не только с Кыргызстаном, но и с целым миром, разве не форс-мажорные обстоятельства?
— Если коронакризис выльется с социально-экономические потрясения, бунты, и будет введен режим ЧП, тогда, конечно, выборы будут отложены. Но если никакого чрезвычайного положения не будет, а мы решим просто не проводить 4 октября голосование, то это, извините, уже попрание гражданских прав и свобод. Не смогла эта власть в лице Жогорку Кенеша и сформированного им правительства вовремя среагировать и купировать кризис, значит, народ должен избрать конструктивный и дееспособный парламент, который приведет к рычагам управления экономически грамотный и перспективный кабинет, с большим потенциалом и готовым портфелем антикризисных мер. В целях экономии средств мы могли бы провести выборы в один день местные и парламентские. Я говорю о тех кенешах, чьи полномочия истекают в декабре этого года. Такой шаг нам позволит сберечь несколько сот миллионов сомов. А продление сроков того или иного института приведет к не очень хорошим последствиям, в частности к утрате конституционности его представителей. Поскольку это абсолютное нарушение Основного закона. Это не просто кыргызская особенность, это основа конституционной юриспруденции – проведение выборов в обозначенный срок.
— То есть вы не считаете, что если парламентские выборы все-таки проведут 4 октября, то это обстоятельство может стать поводом в будущем подвергать легитимность 7 созыва Жогорку Кенеша сомнению?
— Совершенно нет. Напротив, нелегитимен будет шестой созыв, если большинство все-таки решит продлить срок полномочий и перенести выборы на весну 2021 года. Как я уже говорил выше, основаниями для отмены голосования может послужить либо введение ЧП, либо военное положение.
— В начале нашей беседы вы обмолвились, что к категории неполезных инициатив относите, помимо идеи отсрочить выборы, законопроект и вашего коллеги Курманкула Зулушева о проведении референдума. Почему? Выборы, значит, в разгар экономического коллапса проводить можно и даже нужно, а с ними же в один день и плебисцит – нельзя. Объясните…
— Начнем с того, что выборы в Жогорку Кенеш – это запланированное мероприятие, и оно обусловлено Конституцией, а инициатива о проведении референдума совершенно необоснованна. Нас хотят подвести к тому, чтобы всю полноту власти отдали одному человеку и в Кыргызстане воцарилось абсолютное президентское правление. Из уроков новейшей истории, мы помним, к чему привели такие попытки – установлению семейно-кланового режима. При котором роль парламента нивелировалась. Окружение президента делало все, чтобы очернить высший законодательный орган. Тогда как он призван обеспечивать равновесие власти, поддерживать систему сдержек и противовесов.
Со мной многие не согласятся, заявив, что недееспособный шестой созыв по своей вине понес значительные репутационные потери, но это не значит, что мы должны отказаться от парламентской формы правления. Я бы предложил, как только мы преодолеем кризис, и общественно-политическая ситуация стабилизируется, провести всенародное голосование, но поставить на нем вопрос о ликвидации института президента. То есть мы создадим классическую парламентскую республику, при которой главе государства будут переданы только представительские функции. А властные полномочия сосредоточены в руках парламента и правительства.
проблема в том, что ваш проект конституции нарушается так часто, что встает вопрос- а у вас государственные законы вообще в стране есть или все по понятиям?
Чем имееть таких депутатов как текущий созыв лучше вообще не имееть ЖК. Именно Бабанов протащил на референдум увеличение количество депутатов от 75 до 120 помню как он пропагандировал на своем НТС что мол это народу нада что теперь уж заживем, но как показала жизнь лучше не стало. Важнее выборов в ЖК, это сокращение количество депутатов и уменьшение их возможностей чтобы меньше могли грабить страну.