В очередном обсуждении, состоявшемся в нашей редакции, приняли участие экс-губернатор Ошской области Мамасадык Бакиров, эксперты Эмиль Джураев, Сере Чалканова, Алмаз Баратов. Вел беседу Темирбек Орозбаев.
Темирбек Орозбаев: Судя по тому, как активизировались различные дискуссии в обществе, оживилась работа парламента в последние недели, глядя на то, кем именно и какой острой критике подвергается исполнительная власть, главным фактором в политике теперь, видимо, станут приближающиеся выборы в Жогорку Кенеш.
Любое мало-мальски значимое мероприятие, да чего уж, любой повод будет использован для того чтобы каким-то образом реализовать амбиции тех, кто хотел бы стать обладателем мандата в будущем парламенте.
Всплеск разных интервью на страницах СМИ, ретивое участие в разных ток-шоу, громкие заявления с разных трибун – непременное свидетельство того, что все, кто у нас причисляется или причисляет себя к элите, этой осенью активизировались неспроста.
Мамасадык Бакиров: Поводов для такой активности и резкости стало, на мой взгляд, слишком много – скандалы, ЧП, процессы, разоблачения. Президенту, и особенно правительству, и лично господину премьер-министру нынче не позавидуешь.
Но все-таки многие, с кем приходится говорить на эту тему, задаются вопросом — неужели мы начнем предвыборную кампанию настолько рано? Еще целый год до самих выборов, и самое главное — не оформлены окончательно правила игры, ничего неясно с проходным порогом, еще так много того, что может измениться или скорректироваться…
Естественен и вопрос, неужто теперь вся политика в стране будет формироваться исключительно из электоральных интересов каких-то лиц или групп. Какие решения, законы способен принять или отклонить парламент, состоящий из жаждущих продлить свой депутатский век граждан страны? Кто может гарантировать нынче, что исходить при этом они будут исключительно из интересов страны, а не своих собственных, имея ввиду, что они могут сильно разниться?
И все же все это по большому счету – рутина в глобальном смысле, производное от того, в каком состоянии страна и куда она будет дальше двигаться. Кажется, мало кто об этом сейчас задумывается и мало кого это сейчас заботит. Наш, свой, локальный «смысл и осмысление» происходящего заключается, увы, в другом.
Азамат Баратов: Кажется очень важным вчерашнее заявление Омурбека Текебаева. Оно о том, чтобы, воспользовавшись уникальной исторической ситуацией, мы окончательно встали на путь парламентской формы правления. В этом, как стало понятно из выступления политика на презентации книги «Диалоги Омурбека Текебаева с Elgezit.kg», заключается не только его видение президентской миссии Сооронбая Жээнбекова, но и его предложение главе государства в качестве ближайшего плана действий.
Уменьшение проходного «порога» в парламент до 3 процентов, передача осуществления внешней политики от президента премьеру, упразднение АКС, приведение всех других законодательных актов в соответствие с Конституцией. Если до конца следующего года, по мнению политика, все это осуществимо. И таким образом «сегодня у Сооронбая Жээнбекова есть уникальный шанс уничтожить нашу порочную традицию управлять страной вопреки Конституции, и остаться в истории, как государственный деятель, осуществивший реальный переход Кыргызстана от президентской власти к парламентской республике».
Будет ли услышан Текебаев, в какой мере – вопрос, конечно, абсолютно еще не имеющий ответа. Ведь по сути речь идет о том, чтобы отказаться от «суперпрезидентства». Еще более интересным выглядит то, что определенный оптимизм Текебаева связан именно с логикой действий Сооронбая Жээнбекова. Он подчеркивает, что «…к 2015 году Атамбаев узурпировал власть, используя отработанные прежними президентами, технологии. Атамбаев хотел продлить свое правление, для этого он изменил Конституцию и переформатировал политическое поле Кыргызстана. Его цель была и дальше контролировать Кыргызстан в интересах, личных и политических, своих и своего окружения. Атамбаев во чтобы то ни было хотел продлить свое правление неконституционным путем, используя неконституционные методы. Но его планы разрушил Сооронбай Жээнбеков. Уже сегодня можно сказать, что историческое, политическое значение действий Сооронбая Жээенбекова не только в том, что он разрушил планы Атамбаева, но главное — Жээнбеков создал исторический прецедент — прецедент наказуемости, тем самым взяв на себя реальную ответственность. Возможно, это главная миссия его президентства. Теперь нужно довести до конца начатое».
Сере Чалканова: Сказанное относительно необходимости реального перехода к задекларированной в нашей Конституции форме управления страной – вопрос настолько же актуальный, насколько и сложный. Но мнения опытного политика, скажем честно, судя по всему, не разделяет даже и большая часть нынешней элиты. У нее есть интересы, есть планы, есть люди в окружении… Видимо, именно в этом и будет заключаться миссия самого Текебаева – говорить не всегда то, что востребовано, но говорить честно и прямо.
Попутно Текебаев затронул и практически разрешил для многих тот самый очень даже щепетильный вопрос — кто кого предал и почему предал? Вопрос где-то пограничный даже со сферами этики и морали, но вопрос явно «навязанный» нашему обществу. Могу вот зачитать именно этот момент: «В ходе этой дискуссии анализируются мотивы Сооронбая Жээнбекова. Есть попытки оценить степень его порядочности, как человека и давнего друга Атамбаева. Это навязанная дискуссия. Поведение и поступки лидера, в данном случае — лидера государства и простых людей — отличаются. Потому что от поступков политиков, государственных деятелей такого уровня, первых лиц государства, зависит не только их личная судьба, но и судьба народа, судьба страны. И оценка поступкам, действиям лидеров, дается по их результатам, то есть через некоторое время». Все-таки во всем этом утверждении с точки зрения сегодняшних событий есть свой смысл.
Темирбек Орозбаев: Кажется, многие пессимистичны в своем мнении относительно готовности Сооронбая Жээнбекова к осуществлению столь кардинальной реформы. Считают, что такое абсолютно не вытекает из логики текущего состояния дел и задекларированных приоритетов. Но, хотим мы это признавать или нет, однажды уже глава государства удивил общество алогичностью своих действий. И изменил логику событий. Но это уже другая тема, конечно.
Спасибо всем за участие.
Фото: Sputnik Кыргызстан
переход к парламентаризму требует появления в парламенте реальеых партий
С апреля 2010 г. по 2016 г. власть находилась в руках главных представителей Временного Правительства — Р.Отунбаевой, А.Атамбаева и О.Текебаева. Однако они не предприняли практических действий по реализации норм Конституции, принятой референдумом 27.06.10 г. Т.е. необходимо было реформировать политическую систему для создания политико-правовых условий для появления настоящих политических партий.
Для этого надо было разработать и принять новый Закон «О политических партиях», направленный на то, чтобы в стране появились хотя бы 2-3 массовые общенациональные политические партии. В настоящее время партийная система в стране находится в зачаточном состоянии. Так называемые «политические партии» на самом деле — это клубы «кошельков» по интересам. Без существования настоящих политических партий парламентаризм- это фикция. Если за 10 послеапрельских лет не смогли сформировать реально действующую партийную систему, то возможно ли это осуществить за 10 месяцев до парламентских выборов? Полагаю, что очередной созыв Жогорку Кенеша окончательно докажет обществу несостоятельность идеи парламентской формы правления.