Будни музея имени Гапара Айтиева. «Волевое решение» или откат в средневековье?

Аналитика,Лента событий,Статьи 02 Дек 2019 15:16
0 отзывов

Все минувшие выходные в Кыргызстане люди, близкие к искусству и современному в частности, переживали и гадали, что же будет с феминалле современного искусства, открывшейся в музее имени Г.Айтиева, последовавших затем выпадов ее противников («Кырк чоро», ультраправые) и угроз с их стороны, начиная с идеи поджечь музей и заканчивая обещанием через министра культуры снять директора музея Миру Джангарачеву с должности. В понедельник страшные предположения сбылись: она написала заявление об уходе с поста по собственному желанию.

К сожалению, недолго проработала Мира Джангарачева директором музея имени Г.Айтиева. Когда 19 июня ее, известную кыргызстанцам по работе на постах вице-мэра Бишкека, депутата Жогорку Кенеша, экс-вице-премьера страны, министра труда и соцзащиты, замгубернатора Чуйской области, сотрудника ПРООН и другим, назначили на эту должность, некоторые отнеслись к этому скептически: чего, мол, можно ожидать от человека, далекого от работы в учреждении культуры. Однако по прошествии пяти с половиной месяцев неустанной работы Миры Джангарачевой – а ей не привыкать отдаваться любой деятельности в полную силу – людской скептицизм улетучился как дым. Соотечественники, даже далекие от искусства, стали все больше обращать внимание на выставки, акции, круглые столы, конференции и творческие встречи, которые каждую неделю стали проходить в музее. Голоса посетителей вновь стали чаще и громче звучать в его просторных залах. И это радовало, обнадеживало.

Неслучайно в первые же дни работы на посту директора музея Мира Камилевна назвала себя риск-менеджером, а в списке своих первоочередных задач перечислила материально-техническое оснащение музея, безопасность, сохранность, оцифровка экспонатов. За чередой постоянных мероприятий и акций, целью которых было привлечение как можно большего числа посетителей в музей, она ни на минуту не забывала о том, зачем она пришла работать в музей. Сохранить, спасти, приумножить и передать следующим поколениям кыргызстанцев те сокровища, что хранит в себе Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.

Теперь даже трудно представить, какое будущее ожидает музей. Ведь у любого адекватного кандидата на должность директора музея и желания не будет прийти туда, где его запросто могут снять только лишь по причине того, что какая-нибудь выставка современного искусства может не понравиться воинствующим радикалам или лжепатриотам.

Думается, что многие представители нашего общества до сих пор не уяснили одну мысль. Это раньше музей был только хранилищем картин, и произведение искусства было главным в нем. Сейчас ориентиры сменились, и музеи движутся в другом направлении. В современном музее человек важнее произведения искусства. Человек, который пришел в музей, и который работает в нем, — важнее любого произведения искусства. Поэтому цель современного музея сделать так, чтобы и зритель, и музейщик были людьми думающими, а уже потом чувствующими, ощущающими. Так происходит взаимодействие человека с искусством. Мира Джангарачева стремилась к превращению музея имени Г.Айтиева именно в такой.

Что теперь станет с этим большим, но оставшимся вновь без управления кораблем под названием «Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Г.Айтиева», куда и как он поплывет, покажет время. Кыргызстанцы, не понявшие «волевых решений», принятых профильным министерством в отношении феминалле современного искусства и Миры Джангарачевой, остаются ждать развития событий с горьким осадком на душе.

Автор: Каныкей Манасова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.