Диалоги Elgezit.kg с Омурбеком Текебаевым.
— Скандалы, интриги, расследования, так звучит девиз некогда популярной программы российского канала НТВ. Один из последних скандалов в Кыргызстане связан с ситуацией вокруг турецкого посла. 8 мая муфтият в священный месяц рамазан пригласил мусульман в ресторан «Дасмия» на «Ооз ачуу». В числе приглашенных был и посол Турции в Кыргызстане Женгиз Камил Фырат. Увидев, что в зале присутствует так же и бывший директор сети школ «Сапат» Орхан Инан, посол демонстративно покинул ифтар,буквально за несколько минут до разговления.
«Вмесяц Рамазан выприглашаете террориста, это что замуфтият? Явам построил мечеть за$35 миллионов, авыменя ставите наодно место стеррористом. Почему высюда приглашаете главу организации FETÖ? Явам скажу, что вам придется выбрать либо Турцию, либо террористов»,— заявил посол Турции.
Справка Elgezit.kg: FETÖ — принятая властями Турции аббревиатура, расшифровывающаяся как «Террористическая организация фетхуллахистов» (Fethullahçı Terör Örgütü) иобозначающая движение Гюлена. Фетхулла Гюлен родился в Турции в 1941 году. Он является бывшим имамом, писателем и общественным деятелем. С 1999 года постоянно живет в США в штате Пенсильвания. Именно Гюлена турецкие власти считают главных вдохновителем попытки государственного переворота 15-16 июля 2016 года.
Видео демарша посла Турции мгновенно разлетелось по соцсетям и обсуждения идут до сих пор. Согласитесь, ситуация неоднозначная.
- Я хочу рассказать одну историю. Мой сын Эсентур в этом году заканчивает бишкекский лицей им.Айтматова. Это одна из школ турецко-кыргызской системы «Себат». Я сам физик-теоретик и думал,что мои дети, особенно мальчики унаследуют мои математические способности, математический склад ума. Но младший, Эсентур…Вообщем, не блистал в математике. Меня это очень сильно огорчало. Если говорить о поколениях, то я – выходец из поколения, так называемых «шестидесятников». И у нас, если вспоминать знаменитое противостояние тех лет между «физиками» и «лириками», всегда было несколько высокомерное отношение к гуманитариям.
Справка Elgezit.kg: Знаменитый в СССР спор между физиками и лириками начался в 1959 году с дискуссии на страницах «Комсомольской правды» между писателем Ильёй Эренбургом и инженером-подполковником НИИ Главного артиллерийского управления, автором первой отечественной книги о кибернетике Игорем Полетаевым. Впрочем, дискуссия только номинально происходила между этими двумя людьми, а на самом деле разгорелся нешуточный спор между творческой интеллигенцией технического и гуманитарного направлений.
В этой дискуссии, сошедшей на нет только в перестройку, побеждали физики. Они летали в космос, делали открытия, вообщем, были в общественном восприятии людьми дела, вершителями истории и двигателями прогресса.
Поэтому, конечно, мне очень хотелось, чтобы мой сын был больше «физиком»,чем «лириком».
На фото: семья О.Текебаева. Эсентур — крайний справа.
Но, заставить ребенка невозможно. Поэтому, где-то 4-5 лет назад, я смирился и мы с женой решили, что самое главное, чтобы наш сын рос хорошим, достойным человеком. И вот как-то раз, Эсентур был в 7 классе, я пришел с работы домой и вижу, что у Айгуль нет настроения и она чем-то расстроена. Естественно, я начал ее расспрашивать, узнавать, что случилось и она говорит,что звонили из школы, учителя жалуются на Эсентура. Оказывается он неоднократно покидал территорию школы, в том числе и перелезая через забор. Дисциплина в школе железная. Дети живут и учатся, практически, в казарменных условиях. Территорию школы покидать без разрешения запрещено. Однако, учитель Эсентура, аби, как их там называют, поймал моего сына и его двоих друзей, когда они как раз нарушали правила. Я тогда не просто расстроился. Я был возмущен поведением сына. Я мог смириться с тем, что он не любит точные науки, ладно, в конце-концов не всем быть Эйнштейнами. Но, смириться с тем, что сын нарушает порядок, установленные правила…для меня это значило, что мой сын, растет безответственным человеком. И это было намного больнее, чем не состоявшиеся ожидания от его образовательных успехов. Через несколько дней я спрашиваю жену, съездила ли она в лицей, поговорила ли с учителями. Айгуль говорит, что ей удалось разговорить Эсентура и он сам рассказал как все было. В лицее в расписании есть полдник. И ребята захотели купить себе что-нибудь вкусное к чаепитию. И когда они уже возвращались из ближайшего «комка» учитель их и поймал. Он очень строго отчитал Эсентура. Сказал, что: «Ты знаешь, кто твой отец? Ты его не достоин.» Вообщем «троице» друзей сильно досталось. Учитель позвонил также всем родителям. Но, Эсентур рассказал маме, что вышли и зашли они на территорию лицея вовсе не через забор, а через ворота. Однако, про забор они сказали аби для того, чтобы не выдать охранника, который их выпустил. Он недавно устроился на работу, как рассказал Эсентур. У него маленькие дети и он всегда был добр к ребятам. Если бы в лицее узнали, что их выпустил охранник, то его сразу бы уволили и, где бы он нашел другую работу, сказал Эсентур. И мой сын и его друзья, не сговариваясь, не смотря на то, что их сильно ругали и стыдили, не «сдали» охранника. Когда Айгуль рассказала мне всю эту историю, я был очень горд за сына. Что он растет настоящим мужчиной, готовым брать ответственность за свои действия, и если нужно, за действия других. И, самое главное, он растет человеком, который понимает проблемы других. И не только он, но и другие ребята, его друзья. Тоже растут нормальными, достойными людьми. И, во многом, эта заслуга школы, в которой они учатся. Значит они получают там хорошие ценностные ориентиры. Их правильно воспитывают и формируют в них важные человеческие качества. Я был очень благодарен школе и учителям за моего сына.
Справка Elgezit.kg: сеть школ «Сапат» — ранее «Себат» работает в Кыргызской Республике с 1992 года. Когда распался СССР ныне покойный президент Турции Тургул Озал обратился к единомышленникам с призывам отправиться в страны Центральной Азии, чтобы помочь создать там новую образовательную систему. Так в Кыргызстане появилась сеть турецких лицеев «Себат», которую переименовали после попытки переворота в Турции в 2016 году. Сеть турецких лицеев по всему миру насчитывает 191 образовательное учреждение. У нас все лицеи и школы МОУ «Сапат» имеют лицензию Министерства образования и науки и их учебные программы соответствуют государственным стандартам.
Переименовать образовательную сеть правительство решило после неудавшегося переворота в Турции в 2016 году.
На фото: лицей им. Ч.Айтматова в Бишкеке
В июле 2016 года в Турции была попытка путча. После нее начались массовые аресты в самой Турции и преследования по всему миру тех, кого правительство Эрдогана считала сторонниками путчистов и последователями Фетхуллаха Гюлена. Поскольку, по мнению турецких властей, школы «Себат» — это детище Гюлена, Анкара требовала закрыть в Кыргызстане все турецкие школы, а учителей – турок выслать на Родину. Тогда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу предупредил кыргызстанцев о «террористической угрозе», которая исходит, в том числе и от школ «Себат». Было сказано что-то вроде, мы вам давали кредиты, гранты, оказывали помощь, поэтому вы, чуть ли не обязаны выполнить требования турецких властей. Я сделал от имени «Ата-мекен» заявление, что такое грубое вмешательство в дела другого государства недопустимо. Кыргызстан — суверенное государство, независимая страна. Мы уважаем права и свободы человека и мы не можем позволить, чтобы учителя были подвергнуты аресту и преследованию у себя на родине в Турции. Турция устремилась в Кыргызстан, чтобы помочь нам построить новую образовательную систему после распада Советского союза.И они, молодые ребята приехали с гуманитарной миссией к нам, учить наших детей. И мы должны сдать этих бескорыстных, дружески настроенных к нам, людей? И если мы сдадим их, то что скажет мой сын, какой пример я ему подаю. Вот почему я сделал тогда это заявление. Потом и другие лидеры фракций поддержали нас и даже Атамбаев в резкой форме отказал требованиям турецких властей. И я уже был горд за весь наш народ. Вся элита, как и мальчики их школы моего сына, не сговариваясь, не договариваясь, поступили одинаково. Совершили моральный высоконравственный поступок, показав, что у нашего общества сформировалось свое понимание дружбы, благодарности, чести, достоинства.
- Однако тогда, не смотря на то, что Атамбаев и Эрдоган были друзьями, позиция нашей страны по школам «Себат» стала «камнем преткновения» в отношениях между Кыргызстаном и Турцией. Не испортятся ли отношения между нашими странами после последнего скандала опять?
- Я не думаю. Тогда, после неудавшегося путча, это было более чувствительно. И требования турецкой стороны имели конъюнктурный характер и диктовались логикой внутренней борьбы. Сегодня ситуация изменилась. Турецкий народ – великий народ. Рэджеп Тайып Эрдоган – выдающийся политик и государственный деятель. Турция под его руководством пытается сегодня занять достойное место в новом мировом порядке, подобающее своей богатой истории и мы желаем Эрдогану успехов в его намерениях.
— Но посол Турции в Кыргызстане высказался однозначно и жестко. И его поддержал МИД Турции.
- Сотрудники муфтията, конечно, допустили ошибку. И даже отсутствие опыта в международных делах их не оправдывает. Но я думаю, что в любом случае, посол не имел права вести себя так недипломатично. Тем более в месяц рамазан. То что он заявил, что мы вам построили мечеть и вы должны делать теперь, так, как нам нравится, это недопустимо. И наше правительство, министерство иностранных дел должно адекватно отреагировать. Возможно сделать соответствующее заявление.
— Ну хорошо, с этим понятно, а как вообще обстоит у нас ситуация с признанием или непризнанием разных организаций террористическими. Например, ситуация с «Таблигии джамаат». На днях, в парламенте опять поднимался вопрос об этой религиозной организации, признанной экстремистской во многих странах мира. Кыргызстан — единственная страна на постсоветском пространстве, где разрешена деятельность религиозного движения «Таблиги джамаат».
- Действительно, эта организация в Кыргызстане не запрещена и, действительно, «Таблиги джамаат» во всех странах ОДКБ признана экстремистской и ее деятельность запрещена. В вопросах безопасности Кыргызская Республика следует безоговорочно в форватере России. Безоговорочно. Не было случая, чтобы Кыргызстан, мы, выразили особое мнение по тем или иным вопросам в сфере безопасности. Но в данном случае Кыргызстан демонстрирует завидную самостоятельность.
На фото: таблиговцы на улицах наших городов.
Справка Elgezit.kg: Основателем движения является индус Мухаммад Ильяс Кандехлеви (1885-1944 гг.). Изначально Ильяс Мухаммад планировал осуществлять свою деятельность путем открытия религиозных медресе. Однако, плохие условия жизни и низкий уровень образования среди населения в Индии заставил его выбрать другой способ.В 1925 году по возвращению с хаджа он начал проповедовать религию путешествуя по всей стране. Период формирования «Таблиги Джамаата» берет свое начало с 1926 года. В настоящее время известно, что центральными офисами религиозной организации «Таблиги Джамаата» является медресе (марказ) «Низамуддин» в Индии, медресе «Райванд» в Пакистане и медресе «Кокрайл» в Бангладеш. В соответствии с религиозным учением «Таблиги Джамаата» толкование религии является обязанностью не только ученых, но и каждого верующего. Поэтому каждый мусульманин обязан 3 дня каждый месяц или 40 дней в году выходить на даават. Дааватчики не используют никакие иные носители и технические средства, кроме как проповедь лицом к лицу. К сожалению, многие дааватчики не имеют религиозного или какого-либо другого образования.
Поэтому, из-за низкого уровня религиозной грамотности эксперты отмечают тенденцию попадания последователей «Таблиги Джамаат» в сети религиозных экстремистских групп.
Таблиги Джамаат подчиняются только своим избираемым руководителям. В их понимании выступать против своего «руководителя» является большим грехом.Поэтому, зачастую они не подчиняются местным имамам. Более того, призывают не слушать имамов, аргументируя это тем, что «они не выходят на даават».
Не смотря на позицию наших партнеров и на их просьбы, Кыргызстан не спешит запретить деятельность «Таблиги джамаат». Почему? Я считаю, что «Таблиги джамаат» имеет большое влияние и больших покровителей в Кыргызстане. Еще в конце 2015 года на своей пресс-конференции экс-президент Алмаз Атамбаев, отвечая на вопрос о «Таблиги джамаат» ответил, что ничего страшного в ее деятельности не видит, это всего лишь – дааватчи.
Справка Elgezit.kg: Алмазбек Атамбаев: «У меня в деревне был один родственник дааватчи. Так он три месяца бухает, а потом три месяца проповедует ислам… теперь же введена новая система отбора тех, кто желает заниматься проповедью. Ставятся определенные критерии, чтобы семья разрешила, требуют сдать экзамен и ответить на вопросы, что и о чем собирается проповедовать. Если всё нормально, пусть идёт проповедует. Ведь если запретишь, то он пойдёт по другому пути. Мне кажется, что радикалов меньше становится. В тех странах, в которых поголовно запрещают, там их больше стало. Ну, запрещайте им бороды, тюбетейки носить, и люди возьмутся за автоматы. А когда человек видит, что это не запрещено, он послушает того и этого и пойдёт нормальной дорогой. Мы идем своей дорогой. Я несколько раз читал Коран и могу поспорить с любым теологом по сурам. Мы правильно сделали, что не запретили «Таблиги джамаат». https://www.fergananews.com/articles/9015
Представители этого движения дружили и дружат с парламентариями, с членами правительства и влиятельными бизнесменами. Они имели и имеют сильную позицию, лобби и влияние на власть. У них и сегодня есть свои представители во власти. Дружеские и деловые и даже родственные связи с теми, кто сегодня у власти в Кыргызстане. И наш муфтий Максат ажы Токтомушев, говорят, является таблиговским амиром. Впрочем, он публично отрекся от этого движения, но это мало кого убедило. Возможно поэтому, у нас такое либеральное отношение к «Таблиги джамаат». Хотя, я знаю, что те же казахи по разным каналам пытались и пытаются оказать давление на нашу власть, чтобы добиться запрета деятельности таблиговцев. Вообще вопрос запрета или разрешения деятельности тех или иных религиозных организаций сложный и многозначный. Требует комплексного подхода и многостороннего изучения. Но, однозначно, мы не должны допускать ситуации, когда в светском государстве представители религиозных течений начинают диктовать обществу, как одеваться, как себя вести и так далее.
Редакция Elgezit.kg благодарит адвокатов Омурбека Текебаева за помощь в подготовке интервью.
Муфтият сам по себе ошибка. Причем очень серьезная. Что муфтият, что епархия — сплошное вредительство.