Подробности в диалогах Elgezit.kg c Омурбеком Текебаевым.
— Последние недели в Кыргызстане главной хайповой темой в социальных сетях и не только стала тема возможной разработки уранового месторождения на Иссык-Куле. Уже прошли несколько митингов в районе месторождения и в Бишкеке. Граждане, в основной своей массе солидарны – «нет урану!», и «мы – против добычи урана в Кыргызстане». Такие лозунги популярны сегодня среди населения. Правительство под давлением общественности вынуждено было отозвать лицензию у компании «ЮрАзия», занимавшейся геологоразведкой на Иссык-Куле. Но, страсти не утихают и сегодня.
- До сих пор, политологи, простые граждане жаловались, что в Кыргызстане нет своей идеологии, не определены свои ценности, свои национальные интересы. Но общественная реакция на попытку добычи урана на Иссык-Куле показала, что у народа, в отличие от так называемой политической элиты, понятие национальных интересов сформировалось без указки свыше. Фактически всеобщий протест, неодобрение, демонстрируют, что у народа есть свое понимание национальных интересов.
Я – политик. И мы всегда интересовались вопросами, которые волнуют население. Для этого мы проводили различные опросы. Своими силами или заказывая их различным центрам, чтобы определить приоритеты для населения. Естественно, на первом месте всегды были вопросы безработицы, обеспечения жильем, вообщем, социальные и материальные проблемы. И всегда считалось, что вопросы экологии актуальны только для богатых развитых стран, таких, как старая Европа, а в развивающихся странах экология — на самом последнем месте. И наши внутренние опросы подтверждали это, показывая, что да, экология у нас занимает самое последнее место по актуальности. И вот эта ситуация с добычей урана показала, что это не так.
В феврале российская «Независимая газета» опубликовала статью Владислава Суркова, помощника Путина, которого называют «серым кардиналом Кремля» и «отцом российской пропаганды». Своей статьей «Долгое государство Путина» Сурков вводит в политический дискус новый интересный термин – глубинный народ. То есть, народ, который невозможно просчитать стандартными социологическими опросами, народ, противопоставляющий себя элите, когда речь идет о национальных интересах и истинных, а не ложных, ценностях.
Прим.Elgezit.kg: «На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное) вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия – партийные cобрания, войны, выборы, экономические эксперименты. Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно, на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью. Две национальные жизни, поверхностная и глубокая, иногда проживаются в противоположных направлениях, иногда в совпадающих, но никогда не сливаются в одну.
Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия. Понимание, кто он, что думает и чего хочет, часто приходит внезапно и поздно, и не к тем, кто может что-то сделать.
Редкие обществоведы возьмутся точно определить, равен ли глубинный народ населению или он его часть, и если часть, то какая именно? В разные времена за него принимали то крестьян, то пролетариев, то беспартийных, то хипстеров, то бюджетников. Его «искали», в него «ходили». Называли богоносцем, и наоборот. Иногда решали, что он вымышлен и в реальности не существует, начинали какие-нибудь галопирующие реформы без оглядки на него, но быстро расшибали об него лоб, приходя к выводу, что «что-то все-таки есть». Он не раз отступал под напором своих или чужих захватчиков, но всегда возвращался.
Своей гигантской супермассой глубокий народ создает непреодолимую силу культурной гравитации, которая соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту, время от времени пытающуюся космополитически воспарить.
Народность, что бы это ни значило, предшествует государственности, предопределяет ее форму, ограничивает фантазии теоретиков, принуждает практиков к определенным поступкам. Она мощный аттрактор, к которому неизбежно приводят все без исключения политические траектории. Начать в России можно с чего угодно – с консерватизма, с социализма, с либерализма, но заканчивать придется приблизительно одним и тем же. То есть тем, что, собственно, и есть.» Отрывок из статьи В.Суркова «Долгое государство Путина»
Вся эта история с ураном стала детонатором для народа и лакмусом для нашей политической элиты. Мы все увидели, что у нашего глубинного народа есть свое понимание национальных интересов и они готовы его защищать. Попытки нарушить экосистему проживания, среду обитания, вызвали жесткий отпор.
И именно беспардонные, грубые предательские действия чиновников разбудили спящий «глубинный» народ. И приоритеты в обыденной жизни у этого народа сразу поменялись местами. Вопросы экологии перестали быть только вопросами экологии. А стали вопросами национальной гордости, национальной идентичности и условием существования народа.
Компания «ЮрАзия» с 2010 года имела права на разведку, на исследования и со следующего года она должна была приступить к добыче. План добычи рассчитан на 25 лет. Выдача лицензии, деятельность кампании противоречили действующим законам Кыргызской Республики. В частности, Закону «О биосферных зонах Кыргызской Республики», положению правительства «О биосферной территории Иссык-Куль» еще от 1998 года, другим законам и положениям. Таким образом, это было незаконно — это формальная сторона. Другая, неформальная сторона- действия этой кампании, планы этой кампании противоречили концепции экономического развития Кыргызстана, в которой туризм был объявлен одним из приоритетных направлений экономики республики. Сегодня туризм дает около 5 % ВВП и в планах предусматривалось довести эту статью ВВП до 15 %. Иссык- Куль – это жемчужина не только Кыргызстана, но и всей Центральной Азии. И, конечно, это одно из привлекательнейших мест для туристов со всего мира. И эта маленькая кампания, ее меркантильные интересы, ставились выше национальных интересов. Добыча урана практически на берегу Иссык-Куля могла непоправимо навредить туристической отрасли нашей страны. И чиновники этого не поняли, не захотели понять, а народ это понял и мгновенно отреагировал на такую опасность и правительство вынуждено было отступить. Теперь депутаты ЖК, и в том числе нашей фракции «Ата-Мекен», вносят законопроект о полном запрете добычи урана не только на территории Иссык-Кульской области, но и на всей территории Кыргызстана.Таким образом один аспект национальных интересов в понимании нашего простого народа закрепляется законодательно.
-Но если добыча урана на Иссык Куле незаконна и, кроме того, наносит большой репутационный ущерб Кыргызстану, как туристической стране, плюс, естественные экономические потери, то возникает закономерный вопрос – кто виноват?
- Сегодня все политические партии обвиняют друг друга и перекладывают ответственность. Конечно, вина лежит на руководителях соответствующих министерств и ведомств, но, в первую очередь, я считаю, виноват, конечно, Атамбаев. В ноябре 2010 года ОсОО «ЮрАзия Кыргызстан» получило лицензию на право геологического изучения недр в районе Кызыл – Омпола. А уже с 2011 года, во времена премьерства и президентства Атамбаева, лицензия несколько раз не просто продлевалась, но была переоформлена и давала право на преведение геологоразведочных работ. За время своего президентства Атамбаев забрал все инициативы у правительства, он просто подавлял их, доминировал. Правительство было не слугой народа, а служанкой Атамбаева. Они без разрешения Атамбаева, без его указания не могли принимать серьезных решений по серьезным вопросам. Уран — это стратегическое сырье, его добыча должна быть предметом контроля со стороны службы национальной безопасности, Совета безопасности республики. И как нам известно, председателем Совета безопасности, главнокомандующим страны является президент. Во время многочисленных продлений и переоформлений лицензий «ЮрАзии» президентом был Атамбаев. Руководитель службы нацбезопасности назначался по предложению Атамбаева. Абдиль Сегизбаев, вместо того, чтобы подслушивать и преследовать политических оппонентов Атамбаева, журналистов, гражданских активистов, обязан был следить за крупными стратегическими проектами. Например, такими, как реконструкция бишкекской ТЭЦ, которую ГКНБ «проморгал». Или строительством газопровода из Туркменистана в Китай через территорию Кыргызстана. Сегодня гражданские активисты утверждают, что соседние страны за транзит газа по их территории получают в несколько раз больше, чем мы. Мы же, фактически, отказались от платы за транзит почти в рамере 100 миллионов долларов в год. И этот проект тоже ГКНБ «проморгал». Возможно и не по собственной инициативе, а по указанию Белого дома.
Что касается урана, то, повторяю, все продления и переоформления лицензии произошли в бытность Атамбаева президентом и председателем Совета безопасности страны. Поэтому он лично должен нести ответственность за этот антинародный проект. Речь идет, кстати, не об одном месторождении. Во время президентства Атамбаева было выдано выдано около 20 лицензий на разработку и добычу урана в Кыргызстане.
— Однако, партия СДПК заявляет, что вопрос разработки уранового месторождения на Иссык — Куле на уровне Атамбаева не рассматривался ни в бытность его премьером, ни в бытность президентом. Пресс-служба СДПК аргументирует это тем, именно Атамбаев дал поручение правительству выступить в 2012 году инициатором специальной резолюции ООН по радиационной безопасности Центральной Азии, которая была затем принята в 2013 году. А в 2017 году он уже лично выступил на Генассамблее ООН с новыми инициативами по проблемам урановых хвостохранилищ и снижению рисков радиационного загрязнения. Кроме того, СДПК утверждает, что именно Атамбаев стал инициатором заявления партии от 23 апреля 2019 года, где партия выступает за запрет добычи урана на территории Кыргызстана.
- Я вам больше скажу. Именно по предложению Атамбаева в конституцию Кыргызской Республики в 2016 году было внесено понятие «экоцид». Теперь только у нас в Центральной Азии «экоцид», как тягчайшее преступление, введено в основной закон страны, сродни геноциду и не имеет срока давности. Можно подумать, что Атамбаев искренне заботился об интересах кыргызского народа и всего человечества. Его беспокоит будущее нашей планеты и вопросы экологии. Но это только если не знать Атамбаева и не быть сведущим в том, что на самом деле он делал. Как его слова расходятся с делами. Цинизм Атамбаева как раз в этом. В декабре 2016 года он подписывает поправки в Конституцию.
В сентябре 2017 года на сессии Генассамблеи ООН рассказывает, не только про уран, но и про то, что потеря ледников грозит серьезной экологической катастрофой. А в октябре 2017 года подписывает закон, разрешающий «Центерре» разрушать наши стратегические ледники Лысый и Давыдов для добычи открытым методом золота на меторождении Кумтор. Деятельность канадской кампании «Камеко» и заключенные с ними с 1994 соглашения считаются антинародными, не отвечающими национальным интересам Кыргызской Республики. Такая оценка было дана в нескольких постановлениях Жогорку Кенеша. Последний антинародный договор был заключен бакиевским правительством в 2009 году. И даже там запрещалось разрушение ледников. И даже Бакиев настаивал, что добыча золота должна вестить подземным способом, не нанося ущерба окржающей среде, не разрушая ледников. Но каждый год, с 2011 года, этот договор стали нарушать. Каждый год. Будучи премьер -министром Атамбаев в 2011 году дал разрешение «Центерре» разрушить 10 миллионов кубических метров ледника. В 2012 году – 15 миллионов кубометров, а в 2015 году уже 20 миллионов кубических метров. Таким образом, с 2011 года по 2017 год при Атамбаеве было разрушено более 100 миллионов кубических метров ледников Лысый и Давыдов. Но «Центерра» и ее представители, конечно, знали, что все эти временные разрешения коррупционны и опасны, потому что незаконны. И рано или поздно может разразиться грандиозный скандал. Если к власти придет патриотическое правительство, которое обратится в международный суд, то «Центерре» могут грозить огромные издержки из-за нанесения невосполнимого ущерба природе. Кроме того, «Центерру» ждали и репутационные потери. Поэтому с 2014 года Атамбаев усиленно пытался принять закон о воде, внести поправки в Водный кодекс, разрешающие «Центерре» разрушать ледники.
Прим.Elgezit.kg: известный ученый-эколог, доктор географических наук Эмиль Шукуров в интервью в январе 2018 года изданию «Центр-1» заявил, что уничтожение ледников грозит стране экологической катастрофой.
«Последние 20 лет в Кыргызстане наблюдается активная деградация ледников, – говорит Шукуров, — раньше деятельность человека разрушала только предгорные экосистемы. Теперь уже идет активное разрушение среднегорных и высокогорных систем – альпийских лугов, или, как их называют в Кыргызстане, джайлоо. В большинстве мест они уже разрушены полностью», – говорит эколог.
Чтобы понять, как это работает, он приводит пример: когда разрушается экосистема, первой пропадает растительность. Голые склоны не задерживают снег – и его просто сдувает ветром. Как следствие – в зимний период ледники не накапливают достаточного объема, чтобы в период таяния не уменьшалась основная многовековая масса льда.
– Как поправки в Водный кодекс повлияют на ситуацию?
– Данные поправки развязали руки всем. Разработку вблизи ледников нужно категорически запрещать, ведь она наносит непоправимый вред местным экосистемам. Там ведь не только рудник – там и подъездные пути, и жилые объекты. Ледников, вблизи которых ведутся работы, скоро вообще не останется.
Раньше, при Союзе, мы были страной, где 70–80% территории было занято продуктивными экосистемами. Для нормального формирования климата и сохранения природных богатств эта цифра должна быть не меньше 60%, а у нас сейчас – едва ли на уровне 20%.
– Каковы могут быть последствия от таяния ледников в будущем?
– А вот это уже очень серьезный вопрос. Потеряв часть ледников, страна останется без стока от их таяния. Катастрофически сократится полноводность рек. Нарушится регулярность стока. Мы лишимся огромного количества пресной воды. А самое главное – лишимся полива для сельхозугодий. Тем более что реки Кыргызстана обеспечивают поливом не только местные поля, но и многие регионы Казахстана и Узбекистана. Без урожая люди просто останутся голодными. Я был в странах Северной Африки, Ближнего Востока. Большинство проблем там – от нехватки воды.
Фракция «Ата-Мекен» была категорически против принятия поправок в Водный кодекс. Мы выступали против жестко и активно. И в 2014 и в 2015 годах мы несколько раз проваливали этот закон. Только после моего ареста и чудовищного давления на фракцию и партию «Ата-Мекен» Атамбаеву удалось провести этот закон в парламенте в октябре 2017 года. Не только на меня, на других членов «Ата-Мекен» тоже были взбуждены уголовные дела, оказывалось давление разного рода, многие «ата – мекеновцы», работавшие на госслужбе, были уволены.
В общем, в сентябре 2017 года этот закон был внесен в парламент Сапаром Исаковым, и был проголосован большинством депутатов, за исключением фракции «Ата-Мекен». И Атамбаев до окончания своего президентского срока поспешно подписал закон. Как будто отчитывался за лично проделанную работу перед кем-то. Таким образом он узаконил все, что натворила «Центерра» до 2017 года. Амнистировал,так сказать. И мы, таким образом, отказались от компенсации ущерба, за разрушение нашей природы, ледников, нашей экосисемы Центеррой. Это бесперцедентное в мировой практике, варварское, масштабное уничтожение национального богатства. Богатства человечества. И очень ценичное, если говорить непосредственно об Атамбаеве. С трибуны ООН рассуждать о необходимости сохранения ледников, а меньше чем через месяц поспешно подписать поправки в Водный кодекс, позволяющие эти самые ледники безнаказанно уничтожать. Его действия противоречили не только всем нормам морали и нравственности, но и нормам Конституции. Единственное, кому они принесли пользу, и не малую, выраженную в цифрах со многими нулями, это акционерам «Центерры». Атамбаев, я уверен, считает, что все сделал «чисто», и ему никакая ответственность не грозит, ведь все узаконено парламентом.
— Если подумать для чего и почему Атамбаев так настойчиво добивался принятия закона о внесении поправок в Водный кодекс, узаканивающий разрушение ледников Центеррой, и почему так сам стремился быстрее подписать его, то на ум приходит только какой-то личный интерес. Иначе как объяснить, чем руководствовался Атамбаев, лоббируя и проявляя такую заинтересованность в этом законе. Вы тоже думаете, что это — коррупция?
- Как я уже выше сказал, договор 2009 года обязывал «Центерру» добывать золото подземным способом, не нанося ущерба ледникам. Но «Центерра» с 2011 года начала получать разрешения на наземную добычу, отказываясь действовать согласно ранее подписанному договору с правительством. Аргумент канадцев был наглым и простым. Они заявили, что если начнут добывать золото подземным способом, их издержки возрастут на 250 или на 300 миллионов долларов в год, и это невыгодно нашим акционерам. Поэтому, мол, мы хотим добывать золото открытым способом, разрушая ваши ледники. И наше правительство шло навстречу. Ежегодно давая разрешение фактически на разрушение ледников. И Атамбаев провел закон и подписал его и только за 5 лет Кумтор сэкономил таким образом полтора миллиарда долларов. И после 2017 года они будут работать еще десять лет, и сэкономят три миллиарда долларов. Бизнесмен Атамбаев, думаете, не знал, какую выгоду канадцам дает принятие закона о внесении поправок в Водный кодекс? Или он подписал его по незнанию? Не замечая нашего противостояния, противостояния гражданских активистов? Многочисленных публикаций в СМИ? Атамбаев протаскивал этот закон любой ценой, и так торопился подписать его накануне своего ухода с поста президента, как будто отчитывался перед кем-то за выполненную работу. Согласитесь, есть все основания подозревать, что сделано это было небесплатно. «Центерра» от действий Атамбаева сэкономила 4 миллиарда долларов. Вот пусть ваши читатели и подсчитают, каким могло быть вознаграждение Атамбаева.
Редакция Elgezit.kg благодарит адвокатов Омурбека Текебаева за помощь в организации интервью.
Неизвестные факты.
Атамбаева под суд. Какие еще факты нужны нашей прокуратуре?