Официально заявлено, что с государственным визитом нашу страну посетит российский президент Владимир Путин. Состоится это в конце марта месяца, а пока, в начале февраля, прибудет в Бишкек глава внешнеполитического ведомства РФ С.Лавров, которому предстоит, по всей видимости, разобраться с тем кругом вопросов, которые лягут в повестку дня во время визита.
Государственный визит – это вам не рабочая поездка, и даже не официальный визит, это — высший протокольный уровень, почетный караул и вектор сотрудничества на годы вперед. Значимость его переоценить в принципе трудно, особенно если касается это Кыргызстана, как принимающей стороны, и России.
Путин в последний раз побывал в регионе в ноябре прошлого года – состоялся рабочий визит в Казахстан. А до этого был еще и государственный в Ташкент – для Узбекистана событие стало в действительности значимым явлением. Там был сформирован очень солидный портфель инвестиционных предложений и конкретных экономических проектов. Только по итогам первого форума регионального сотрудничества, состоявшегося в рамках визита, было заключено свыше 790 двусторонних соглашений и меморандумов на общую сумму 25 миллиардов долларов. Размах там был такой, что министр экономического развития России Максим Орешкин назвал этот форум регионального сотрудничества «уникальным событием».
Кроме того, в ходе визита главами государств был дан старт работе по строительству атомной электростанции в Узбекистане. А вообще работа по подготовке визита Путина началась еще за год. Год напряженной работы, закончившейся в итоге прорывными договоренностями между Ташкентом и Москвой.
С чем же мы встречаем Путина? В нынешних условиях, когда новая власть (хотя новая ли она в принципе?) крайне нуждается в серьезных проектах, прорывных инициативах. И с другой стороны, при ситуации, когда получению новых доступных кредитов у КНР поставлен надежный заслон в виде негодующего по поводу «китайской кабалы» общественного мнения. Экономисты все чаще говорят о тревожных симптомах в нашей национальной экономике, об инвестиционной пассивности, об оттоке капитала, вызванном, в том числе, и неуместными стараниями самих чиновников во власти – вспомните, чего стоит только инициатива обнародовать имена владельцев банковских ячеек.
Конечно, будут подписаны меморандумы, задекларированы какие-то договоренности, но, по сути, понятно, что мы ждем ответа на один вопрос-вдохнут ли жизнь в нашу экономику, дадут ли, откровенно говоря, денег?
Россия – огромная держава, стратегический партнер и союзник Кыргызстана. Одна из немногих стран, кто может позволить себе даже и простить нам долги. У нее полно собственных проблем, и ее отношения с Западом переживают, конечно, затянувшийся кризис. Но помочь маленькому Кыргызстану даже в такой для себя ситуации – не обременительная проблема для нашего могучего северного союзника. И кыргызская реальность такова, что теперь Россия просто не может нам не помочь – у нас есть реальные сложности. В этом мы можем винить коррупционеров, организаторов антикитайских митингов, природные условия, но госвизит Путина для нас все-таки как отдушина – что-то должно сдвинуться в нашей экономике.
Но другой вопрос — а работали ли мы над этим? Начали ли мы не за год пусть, а хотя бы за полгода до события проработку наших предложений. Пока, честно говоря, широкому кругу любознательных об этом ничего не известно.
Между тем, трудно набрать новых кредитов без опаски — явно ощущается наша близость к черте, после которой занимать у других станет рискованно.
Говорят о государственно-частном партнерстве, реально хорошем инструменте для вовлечения прямых инвестиций в серьезные проекты. Государство не обременяет себя финансовыми обязательствами, оно лишь обеспечивает верховенство закона и гарантирует соблюдение прав. По сути, именно концессии и являются наиболее распространенной практикой привлечения прямых инвестиций во многих странах.
Однако, как мы выяснили, и тут не все гладко – действующий у нас закон о ГЧП не отвечает вообще никаким современным стандартам, работающим в современном мире, а новый проект, вроде бы и неплохой, находится все еще в парламенте, хотя и прошел уже сито первого чтения. Но будет ли такой нормативный акт у страны в марте, сможем ли мы влезть в то окно возможностей, которые нам дает этот визит – большой вопрос. Ведь именно сейчас, в эти дни, и формируется повестка того дня, когда за стол переговоров сядут Владимир Путин и Сооронбай Жээнбеков. Вот потому и присутствует некая тревога по поводу нашей готовности заманить российские инвестиции.
Темирбек Орозбаев – специально для Elgezit.kg
От редакции: Elgezit.kg не несет ответственности за публикуемый материал и мнение автора может не разделять.