Об арифметике интеграции – плюсах и минусах

Экономика 09 Янв 2019 16:45
1 отзыв

С момента вступления Кыргызстана в ЕАЭС прошло 3 года — достаточное время для объективного анализа как положительных сдвигов, которые нам принесло вхождение в региональный экономический блок,так и отрицательных последствий этого шага.

Понятно, что скорое образование ЕАЭС было обусловлено прежде всего политической ситуацией в целом в регионе, сложившейся в 2015 году для России и Казахстана, когда происходил “парад девальваций” и начало санкционной войны Запада по отношению к России. Хотя вопрос о новом формате интеграции поднимался еще со стародавних времен, после того, как стала понятна рыхлость такого образования, как СНГ. Словом, укрепление интеграционного процесса было требованием того времени и вектором развития стратегического партнерства. Для Кыргызстана варианта не вступления в ЕАЭС, как мы понимаем, не было. Вопрос был лишь в сроках и в условиях вступления.

После развала СССР это было не первой попыткой укрепления интеграции в рамках региональных организаций. Многие из них, оказались не столь успешными, как ожидалось. Да, СНГ как организация осуществила свою главную миссию “цивилизованного развода” постсоветского пространства, и теперь уже эта структура находится в определенной степени аморфности, ибо никаких масштабных проектов уже давно не реализовывалось из-за сложности достижения консенсуса и высокого уровня бюрократии.

ЕАЭС является очередной попыткой интегрировать регион, но здесь ситуация складывалась немного по-другому. С 1995 года, с момента инициирования планов о едином экономическом союзе казахстанским лидером Н. Назарбаевым, история интеграции проходила в основном вокруг Казахстана, России и Белоруссии, переговорных процессах в этих странах, в позиции их лидеров и бизнес-элит.

Ну а для Кыргызстана ЕАЭС и его потенциал работают еще не в полной мере. Какие-то положительные сдвиги, которые проявляются после вступления в ЕАЭС, идут параллельно с негативными показателями в ряде секторов экономики. Для начала проанализируем плюсы и минусы от ЕАЭС за 3 года.

Из плюсов нельзя не выделить упрощение нахождения наших граждан в России, в рамках ЕАЭС наши соотечественники имеют такие же права, как и граждане государства трудоустройства. Это и явилось одним из основных мотивов вхождения, ведь была вероятность того, что Москва запретит безвизовый въезд трудовым мигрантам, и это нанесло бы катастрофический урон для страны, 30% ВВП которой — денежные переводы мигрантов. Помимо этого, есть создание Кыргызско-Российского Фонда, реализовавшего 1630 проектови продолжающего работать. Фонд и вправду является очень эффективным драйвером экономики.

Из минусов, естественно, вероятность собственного изолирования и дистанцирования от евроатлантического сообщества. Для Кыргызстана очень важно умение варьировать между геополитическими векторами и адаптироваться ко всем изменениям. С одной стороны, мы живем в эпоху нового этапа глобализации, где все большую роль начинают играть региональные и трансрегиональные блоки, и развивающимся странам важно своевременно и правильно интегрировать себя в такого рода союзы. С другой стороны, выбрав только одну сторону, мы себя погружаем в еще большую зависимость, из которой, возможно, в дальнейшем будет очень сложно выбраться.

Вторая основная проблема, которую стране нужно будет решать — это повышение пошлин по отношению к третьим странам. Кыргызстан в соответствии с обязательствами перед ВТО имел очень низкие таможенные пошлины — около 5.1%.  Повышение пошлин может плохо сказаться на нашей экономике из-за нашей зависимости от реэкспорта товаров с Китая в Россию, Казахстан. Это правда, что нужно избавляться от такого рода зависимости, так как по большей части это носит спекулятивный характер, и более того, достаточно много коррумпированных путей связаны с этим сектором. Например, официальные статистические данные, которые выставляют Китай и Кыргызстан, всегда существенно отличаются. Сумма экспорта Китая в Кыргызстан имеет разницу в почти 3млрд.$ по сравнению с суммой импорта Кыргызстана из Китая. Это четко указывает на масштаб незарегистрированной торговли. Однако, проблема в том, что слишком много людей задействовано в этом секторе (рынки “Дордой” и “Кара-Суу”), и прибыль полученная от незарегистрированной торговли составляет по разным источникам больше 10% от ВВП.

У Кыргызстана действует переходный период по адаптации к единым таможенным тарифам до 2020 года с возможностью в течение этого времени применять ставки, отличные от ЕАЭС. Пока никаких шагов не было предпринято для решения этой проблемы, и что будет после 2020 года, предугадать трудно. Взаимный торговый оборот между государствами-членами активно увеличивается, но Кыргызстанаэто касаетсяв незначительной степени. К примеру, внешняя торговля страны со странами ЕАЭС с 2014 по 2017 сократилась в более чем 1.5 раза, что по большей части касается Казахстана где торговый оборот сократился ровно в 2 раза с 1.3 млрд до 700 млн$, а с Россией наблюдаются небольшие темпы увеличения экспорта, но сокращения импорта. С другими странами-участницами ЕАЭС торговый оборот составляет мизерную долю, с Белоруссией 2.1% и с Арменией торговых связей почти никаких нет.

Вопрос, который волновал Кыргызстан перед вступлением — удастся ли ЕАЭС удержать рамки экономической интеграции без чрезмерной политизации объединения? Свидетельством обратному был конфликт произошедший между президентами Кыргызстана и Казахстана,затем напрямую переросший в экономический протекционизм со стороны Казахстана — были закрыты границы для ввоза товаров с нашей страны.

В целом, можно увидеть, что присоединение к ЕАЭС было бы правильным решением в долгосрочной перспективе, и оно требовало времени для подготовки внутреннего рынка и решения существующих проблем.ЕАЭС по своей сути может быть эффективным драйвером для нашей экономики, при правильном его применении и развитой рыночной среде нашей страны.

Это правда, что нам все равно в дальнейшем сложно было бы избежать присоединения к ЕАЭС. И говорить, об использовании принципа оттягивания времени, как это эффективно делает Таджикистан, уже поздно. Прошлого уже не воротить, и существующие проблемы при несвоевременном их решении могут привести к еще большим последствиям. В нынешних условиях нужно добиваться льготных условий в торговле с ЕЭАС с учетом экономических интересов других стран.

Следовательно, на нынешнего президента СооронбаяЖээнбекова возложена огромная ноша по решению тех проблем, что ему оставил его предшественник. В первую очередь это касается позиции Кыргызстана в ЕАЭС. При эффективном государственном контроле, проблемы, которые нам принес ЕАЭС, могут сподвигнуть наш рынок к адаптации, и это может встряхнуть наши отрасли в стремлении к улучшению качества, приведению его в соответствие с международными стандартами.

 

Элимбек Капашев, эксперт – специально для Elgezit.kg

Об авторе: Элимбек Капашов – представитель самого молодого поколения в экспертном сообществе страны, ему всего 21 год.  Но за его плечами уже опыт учебы и стажировки в Санкт-Петербургском университете, Женевской школе дипломатии, МГИМО. Работал в различных проектах, участвовал в семинарах и конференциях. Это серьезный багаж для любого исследователя проблем современного общества. Желаем автору удачи, ждем новых публикаций.

 

От редакции: «Elgezit.kg» не несет ответственности за публикуемый материал и мнение автора может не разделять

 

Одна мысль о “Об арифметике интеграции – плюсах и минусах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.