В моем блоге мы будем говорить об экономике- о деньгах, о бюджете, о реальном секторе, о банках, о проблемах и стратегиях. И конечно, о мировых тенденциях в экономике, катаклизмах и кризисах, успешных реформах и людях, их сотвориших.
Начнем с фискализации. ФИСК (от лат. FISCUS) – в Древнем Риме Ф. военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче.
— с 4 века — единый общегосударственный финансовый центр Римской империи, куда стекались все виды доходов и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора налогов, производились выплаты и пр.
— то же, что и государственная казна, совокупность финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и во внебюджетных фондах.
ФИСКА́ЛЬНЫЙ — cлужащий интересам фиска, казны.
— финансовый, налоговый; имеющий отношение к аккумулированию государственных доходов (казны)
Затеянная в Кыргызстане фискализация – важнейший шаг на пути к цифровизации экономики и переходу взаимоотношений между гражданами и государством на цифровые и электронные услуги. Суть ее — в переводе процесса налогообложения и уплаты налогов в электронный формат с тем, чтобы можно было видеть процессы в онлайн режиме, для сокращения количества проверок ГНС, исключения или хотя бы существенного снижения коррупции, увеличения поступления налоговых сборов в бюджет, а также уменьшения ввоза и масштабов производства контрафактной продукции. В общем, согласно замыслу должна быть создана единая система прослеживаемости и оборота товаров.
В деталях же фискализация — это внедрение электронных счетов-фактур, электронного патента, маркировки товаров, электронной налоговой отчетности, а также применение контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией передачи данных в режиме онлайн.
Решение этого вопроса у нас сильно затянулось, и откладывалось бы еще долго в силу сопротивления, которое оказывал не столько бизнес, сколько сами же фискалы. Ведь именно последние незаинтересованы в появлении прозрачности — в этом случае уводить деньги мимо бюджета стало бы значительно сложнее. Однако в результате давления извне, а точнее из-за обязательств Кыргызстана перед своими партнерами по ЕАЭС, наше правительство и было вынуждено пойти на этот шаг. Ведь не введение фискализации означает для нас закрытие рынков ЕАЭС, с учетом завязанности на них полную изоляцию и последующий коллапс экономики страны.
Как обычно, гладко было на бумаге
По замыслу правительства, посредством онлайн-ККМ (контрольно-кассовых машин) через электронные документы должна быть видна вся информация о движении товара – его наименование, цена, товаросопроводительные документы, сертификаты соответствия безопасности, информация о собственнике. Таким образом, уже в рознице налоговая инспекция через онлайн-ККМ смогла бы получать полную информацию о товаре.
Между тем, реальность существенно скромнее. Нынешние ККМ только передают данные об общей сумме покупки и при этом более не предусматривают передачу никаких данных по видам реализуемых товаров, не могут интегрироваться с другими системами учета поставок товаров и, наконец, слишком дороги как сами по себе, так и их модернизация до режима онлайн.
Мы безнадежно отстали в этом вопросе – например, система оформления электронных счетов фактур в странах ЕАЭС — уже свершившийся факт. Для сравнения, в Белоруссии и Казахстане она действует с 2016 года, в России — с 2012 года. Система маркировки товаров внедрена в Белоруссии с 2005 (!) года, в России – с 2016 года, в Казахстане – с 2017 года. Система контроля контрольно-кассовой техники в Белоруссии внедрена с 2018 года, в России и Казахстане – с 2017 и 2016 года соответственно.
И как обычно, в нашей стране не нашлось тех, кто бы подумал создать в свое время единую базу: Минфин – ГТС – ГНИ – Соцфонд.
Останутся ли лазейки после завершения фискализации?
Не стоит забывать о том, что и компьютерами управляют люди. А значит, обходные пути при должном желании найдутся. Общеизвестно, что нововведения в ГРС, например, в выдаче водительских прав так и не смогли окончательно решить вопрос с коррупцией.
Так что даже наличие онлайн-ККМ может далеко не всегда приводить к выбиванию продавцом чеков. А значит, его величество неучтенка – займет свое место и здесь. А это, в свою очередь, приведет к тому, что и коррупция останется. Просто за «разводку» будут брать больше.
Как обычно, вопрос о том, кто конкретно в процесс фискализации попадает, станет ключевым и для наших фискалов, и для недобросовестных предпринимателей. И чем дольше этот процесс будет идти, тем больше это будет мешать конкуренции, потому что недобросовестный бизнес окажется в более выгодной ситуации. Государство должно сделать все, чтобы обеспечить справедливую конкуренцию.
P.S.: Как стало известно, республиканский бюджет за 2018 год не выполнен на 6 млрд. сомов: таможня и налоговая недобрали. Лазейки?
О бюджете, банковском секторе, тенденция