Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
В нашей Конституции еще с 1993 года записано право граждан на забастовку, но соответствующего закона парламент так и не принял. А правозащитники не настаивали. Хотя думаю, это была ошибка.
Мудрые китайцы говорят: » Все надо делать вовремя»! Просто в то время казалось в этом не было особой необходимости. Это было эффективное оружие пролетариата в период зрелого капитализма в 19-20 вв. за свои трудовые права. Остальные категории населения довольствовались мирными митингами, шествиями, пикетами, где они выдвигали свои политические и экономические требования. Что мы и видели в Кыргызстане на протяжении 30 лет независимости.
По истории нашей страны помню, что в 1917 году большевики устраивали забастовки на угольных копях Сулюкты и Кызыл-Кии. Местного рабочего класса не было. Страна была полностью аграрной. Этот инструмент борьбы активно использовался в индустриальных странах Европы, где было много фабрик и заводов. Соответственно было много и рабочих, которые в защите своих прав против своих эксплуататоров-хозяев, создавали профсоюзы. Они и организовывали периодически забастовки, чтобы добиться от хозяев каких-либо уступок. Эта практика очень нравилась лидерам большевиков, которым в предоктябрьские годы удалось провести ряд крупных всероссийских забастовок по промышленным центрам страны, которые парализовывали экономику империи и расшатывали ее политические устои. Население постепенно революционизировалось. Чем это все закончилось вы знаете. Крупнейшей социальной революцией, которая изменила весь мир.
В 20-х числах февраля в Петербурге вспыхнул хлебный бунт и за три дня прекратила свое существование 300-летняя династия Романовых. Хлеб в стране был, голода не предвиделось, никаких продовольственных карточек не вводилось, солдат хорошо кормили. Но стали усиленно в обществе распускаться панические слухи о том, что хлеба не будет и петербуржцы начали грабить хлебные склады. Царь узнав о беспорядках в столице срочно выехал со своей семьей в Петербург из Ораниенбаума, где он отдыхал, но по дороге был захвачен революционными солдатами во главе с депутатами Госдумы Гучковым и Шульгиным, которые добились отречения царя от трона. Арестовали их попозже, решением Петросовета. После чего депутаты Госдумы сформировали Временное правительство во главе с кадетом князем Львовым, которые хотели выслать царскую семью в Англию, но не успели. Это краткая история о том, чем завершилась забастовочная эпопея в России.
В демократических странах мира забастовки проводятся сейчас не так часто, но мы изредка слышим о них. Это связано с ростом благосостояния рабочего класса и установлению социального партнерства между государством и предпринимателями, хозяевами и работниками наемного труда, высокой ролью профсоюзов, которые стараются своевременно снимать возникающее напряжение. Особенно активны в этом плане работники транспорта, особенно авиационного.
Но вернемся снова к нам. У нас забастовочное движение никогда не было развито, ввиду малочисленности рабочего класса. Его и сейчас мало.
Страна снова обретает сельский вид.
Экономику нашу, которая в 50-70 годах стали называться индустриально-аграрной, сейчас квалифицируют как аграрно-сырьевую. Земли разделили между бывшими колхозниками и совхозниками, которые стали единоличными фермерами. Забастовки просто некому проводить, т.к. забастовочное и вообще рабочее движение зарождается там, где есть большие трудовые коллективы. А у нас все предприятия приватизированы и превращены в базары и склады. Но возросла роль сферы услуг, появилось транспортное хозяйство, без которых нельзя прожить. Есть учителя и врачи, которые в одиночку пока защищают свои интересы. Поэтому надо быть готовым к появлению и расширению забастовочного движения.
Первыми пионерами уже стали владельцы и работники казино, которым надоело, что их все время то открывают, то закрывают. Репрессии решить проблему с забастовками не помогут. Нужна грамотная, тонкая, интеллектуальная, дипломатическая работа с трудящимися массами. Нужны настоящие профсоюзы, а не то жалкое подобие, что мы наблюдаем у нас, никак не могут поделить кормушку. Иначе будут серьезные социальные конфликты. Теперь вот поднялись маршруточники.
И власти Бишкека не знают, как с ними поступить?
Переворот в Чили в 1972 году против президента Альенде тоже начался с бессрочной забастовки автоперевозчиков. Президент-социалист в Чили победил впервые при большой поддержке народных масс. Но быстро растерял свой авторитет, пытаясь непродуманными шагами построить в своей стране социализм. Через месяц в столице было нечего есть и пить. Запасы продовольствия кончились. Народ был страшно возмущен. Начались беспорядки. И тут же на улицу вышли военные. Альенде был убит в перестрелке, героически защищая президентский дворец Ла Монеда, а новым президентом стал верховный главнокомандующий сухопутными силами генерал Аугусто Пиночет, которому удалось жесткой рукой обеспечить общественный порядок и вывести Чили в число самых процветающих государств Латинской Америки. Но чилийцы так и не простили ему репрессии и гибель тысяч своих сограждан.
Поэтому Жогорку Кенешу с участием правозащитников надо разработать и принять закон о забастовках, т.к. отсутствие закона позволяет организовывать их по принципу «как хочу, так и ворочу».
А забастовка в политике очень обоюдоострый инструмент.