Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Президент Садыр Жапаров на днях подписал указ о создании своей администрации, упразднив прежнее название. Журналисты набросились на меня, спрашивая есть ли разница между аппаратом и администрацией? Поэтому постараюсь пояснить это, т.к. политики должны разбираться во всех вопросах. Если не сами, то с помощью своих советников и помощников, которые им полагаются по штату, т.к. все знать одному человеку, даже гению, невозможно.
Администрация Президента КР была расформирована в 2009 году, а на ее месте создано три новых института — Аппарат, Секретариат и Государственный советник по безопасности. Суть этого преобразования состояла в том, чтобы четко разделить внутри функции управления.
Политика страны стала разрабатываться в Секретариате, исполнительным органом, реализующим эту политику, становился Аппарат, а Государственный советник занимался проблемами безопасности. Все эти органы были независимы друг от друга и подчинялись только Президенту КР. Каждый делал только свою работу и отвечал за нее. Это была прекрасная идея, которая соответствовала современному международному опыту. В прежние годы администрация занималась всем, а функции должностных лиц были размыты и аморфны, помощники советовали, а советники исполняли.
Фактически никто ни за что не отвечал. Отсюда появление в администрации всяких «решал», «свадебных генералов», «любимчиков» и «серых кардиналов», которые отодвигали президента на задний план и подчас становились важнее высшего должностного лица.
Это была первая попытка реформирования системы управления, которая предполагала три этапа: сначала центральные органы, а затем местные администрации и местное самоуправление. Но потом случилась «революция» и все это было отброшено в тартарары, т.к. революционеры не имели никакого понятия о современном управлении.
Я сейчас не знаю, какие там замыслы и что они там собираются делать? Понятно лишь одно, что создание Администрации связано с необходимостью перехода от полупрезидентской формы правления к президентской, объединением двух аппаратов, которые были при президенте и премьер-министре. Но как они это сделают, я не знаю.
Каждый руководитель должен знать и использовать в своей работе лучшие управленческие навыки, ибо плохое управление — это бич современного Кыргызстана. Плохое управление «цветущий рай превратит в пустыню, а хорошее из пустыни рай сделает» — гласит закон Паркинсона. Поэтому нам нечем похвастаться. И рекорды наши больше антирекорды. 32 правительства за 30 лет.
Чего можно добиться за год? Только вникнуть в суть дела.
У нас долгое время применяется немного подретушированный под современность отраслевой принцип, оставшийся в наследство еще от советского строя, где большинство отделов дублируют друг друга, деятельность министерств и т.д. Так было на протяжении 30 лет и мы не видели эффекта от такого подхода, о чем свидетельствует провал многих реформ, особенно в экономической сфере.
Наука об управлении учит, что если старые приемы управления не приносят пользы, то надо отказываться от них и искать новые. Наша страна сейчас находится именно в таком критическом положении. С реформой управления из-за этих революций, которые все время вымывают из управления профессионалов, очень сильно подзадержались. Персонал администрации больше занят текучкой и сбором всяких бумажек, чем разработкой политики и ее обеспечения и реализации. А ведь это очень важно. Аппарата ЦК Компартии, которая занималась выработкой генерального курса, больше нет.
В продвинутых странах к управлению подходят с точки зрения функционала и принципа меритократии, что означает «правление лучших». Администрация Президента делится на 2 части: группу советников Президента и группу помощников Президента. Первые вырабатывают идеи и предложения, заносят их Президенту КР — это мозги реформ; вторые занимаются их исполнением и контролем, если идеи поддержаны Президентом КР, — это руки реформ. Советники это авторитетные в своей области специалисты, имеющие широкие связи в обществе, научных и политических кругах, фонтанируюшие идеями преобразований, которые проводят встречи со специалистами, круглые столы и выдают Президенту рекомендации, что и как сделать. Помощники это высококвалифицированные специалисты, умеющие достигать поставленные Президентом цели.
Обе группы находятся под непосредственным подчинением Президента и таким образом обеспечивают его деятельность. Я всегда смеялся над тем, как Атамбаев несколько раз назначал своим советником своего шопура? Что говорило о том, что он полный ноль в управлении, хотя и пишут, что закончил Московский институт управления.
Под каждой группой есть персонал, который обеспечивает их деятельность. Группу советников (9 человек) создавал в своем аппарате молодой премьер Сапар Исаков. Значит знал что-то и соображал в управлении.
Роль руководителя администрации при таком подходе состоит в том, чтобы не управлять и командовать вместо Президента КР, не быть «серым кардиналом», как это у нас было, а организовать и обеспечивать процесс управления. Таким образом он не подменяет собой Президента, все решает Президент. Вот такое гармоничное распределение функций. Все логично, тщательно продумано, нет дублирования функций.
Вместо существующего ныне совкового ручного управления, когда все работает на пинках и мате. И все являются одновременно и советниками, и исполнителями, а дело все равно не идет. Отсюда и весь этот бардак. Никто и ни за что не отвечает. А персонал больше озабочен переносом бумаг из одного кабинета в другой и толпится все время в курилках, изнывая от безделья. Кто работал в аппаратах знает это. Везде похожая картина.
Ну, и конечно, в организации работы администрации многое зависит от типажа президента. Кто он — идеолог, организатор и менеджер, вождь, «свой парень»…
Кто руководит бюрократией? Президент или бюрократия руководит Президентом? В Кыргызстане всегда бюрократия руководила президентами. Поэтому они так похожи друг на друга. Поэтому с утра едут резать ленточки, сажают деревья, идут на какие — то встречи, говорят дежурные слова…
А вот в Турции президент Эрдоган правит бюрократией, заставляет ее делать то, что он хочет и то, что нужно людям, стране, а не то, что хочет бюрократия.