Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
На днях состоялись новые назначения в новый Кабинет министров, как снова в обществе стали обсуждать, а это наша излюбленная тема, по каким критериям производили назначения? И справятся ли они с задачей вывода страны из затянувшегося кризиса?
В советское время, чтобы быть назначенным на высокую должность, надо было пройти многие ступени служебной лестницы. Создавался кадровый резерв. Люди готовились исполнить свой долг. И тогда возникала уверенность, что сотрудник подготовлен и выполнит возложенные обязанности. Но так было оказывается не только в СССР, а во многих цивилизованных странах.
Как то во время визита кыргызской парламентской делегации в 2008 г. в ВСНП КНР (парламент) во время фуршета ко мне подошел один из китайских руководителей и спросил, наверное удивляясь молодежному составу нашей делегации, как часто у нас проводятся такие назначения? Я ему ответил по западному, что идет смена поколений, смена элит, поэтому назначения молодых кадров стало достаточно частым явлением. На что он грустно покачал головой и сказал, что «это не очень хорошо для дела. Важно учитывать в первую очередь опыт и профессиональные качества сотрудника. Мы не пренебрегаем таким опытом никогда». Каждый после этого остался со своим мнением. Но этот разговор не дает мне покоя до сих пор. Верною ли мы дорогой идем к цели? Ведь за 30 лет мы так и не смогли конвертировать успехи в демократизации в экономические достижения.
Практически похвастаться нечем!
Когда должностное лицо назначает на работу, он понимает, что у того хватит энергии, опыта и знаний решить задачу? И как часто, работодатель слышит в ответ — я еще не готов или не смогу? Не помню в своей практике. Но сам всегда отнекивался, если предложение было не по плечу.
Мне кажется суть наших неудач именно в этом.
Люди не чувствуют уровень ответственности перед страной, народом.
Халифы на час. Страной 6 лет управлял неуравновешенный самодур со своим «шопуром». И все чиновники легли под них. Никто не сказал, «а король то голый»? И какие могли быть достижения с такими кадрами? Компетентный, уважающий себя профессионал никогда бы не упал на пузо. А в октябрьские дни 2020 г. кто только не предлагал себя в мэры Бишкека? Кошмар! Шли наверняка поворовать. А что там они могли бы сделать?
А все эти просчеты в кадровой политике, мне кажется, связаны с тем, что они делятся на 2 категории: политики, т.е. политические назначенцы и профессионалы. В первом случае человек не обязательно должен быть представителем своей профессии, он должен быть прежде всего профессиональным политиком — руководителем или членом партии, фракции, разделять ее принципы и убеждения, быть оратором и уметь убеждать людей, политиков, депутатов, министров и т.д. Поэтому в зарубежных странах министрами обороны становятся гражданские лица или женщины.
В Стокгольме я познакомился с министром обороны Швеции, учительницей по прежней работе и образованию. Я был удивлен, на что она ответила, что ее миссия как политического назначенца состоит в том, чтобы пробивать военный бюджет в парламенте и решать другие вопросы, связанные с политикой. А все профессиональные вопросы решают генералы, которые находятся в ее подчинении. Этими вопросами ведает Генеральный штаб, который возглавляет генерал, являющийся ее заместителем. На вопрос, а почему бы не назначить генерала министром, она ответила, чтобы в армии не было конфликта интересов. И вся стало ясно, просто и умно, как божий день!
А мы почти 20 лет не можем разобраться с этой системой. И тут уже не так становиться важен возраст. Президентами, премьерами и министрами становятся прежде всего политические лидеры. И не важно, какого они образования и профессии.
А вот подготовкой профессиональных кадров, которые не хотят заниматься политикой, должны заниматься кадровые агентства, которые создаются при правительстве. И через них все госслужащие регулярно должны проходить проверку на компетенцию и профессиональную пригодность. Например, в Италии, если судья покидает свою профессию и уходит в политику, то он больше не может вернуться к судейской службе. Поэтому в судьи там идут люди, которые хотят быть только судьями.
Госкадровая служба правительства становится серьезным препятствием для назначения негодных кадров по принципу родства, местничества, трайбализма, некомпетентности, приятельства и коррупции. И еще одно преимущество такой кадровой политики. Она даст большой стимул для развития политических партий, что является самым серьезным изъяном в нашей политической системе управления.