В 21 веке Кыргызстан оказался наводнен и пропитан интернетом, компьютерами, смартфонами и электронными услугами. Сегодня новые технологии проникли во все сферы нашей жизни. В быту, на работе, на улице, мы уже не представляем себе жизнь без интернета. Бизнес, как наиболее активная часть общества, давно внедрил в свою работу новые технологии. Покупки в магазинах, результаты анализов из лаборатории, онлайн-тренинги и видео-конференции, все теперь можно делать, не вставая с дивана. И даже официанты в самых простых кафешках Бишкека отправляют заказ на кухню посредством интернета и своего смартфона.
С появлением смартфонов весь мир оказался буквально в нашем кармане. С помощью этого на вид простенького прибора мы можем попасть в самые дальние уголки планеты, проникнуть в самые сокровенные тайны мира и узнать самые свежие новости. Информация мгновенно перемещается по планете как по одной большой нервной системе, вызывая соответствующие реакции в разных уголках мира. Мы, человечество, стали нейронами планеты. Скорость и быстрота обработки информации может привести нас к тому, что мы станем подобием единого большого планетарного мозга с самыми фантастическими последствиями…
Кыргызстан в этом направлении развивается в ногу со временем. Если проникновение проводного интернета в Кыргызстане в силу горного рельефа низкое, то уровень проникновения мобильного интернета достаточно высокий. На сегодняшний день 99% кыргызстанцев охвачены мобильными сетями, а высококачественный мобильный интернет формата 4G доступен на 94% территории КР. Кыргызстан занимает лидирующую позицию среди стран СНГ по охвату населения мобильным широкополосным интернетом 4G. Около 63% населения Кыргызстана в возрасте от 15 лет и старше пользуются Интернетом и ежегодно их количество растет на 38 процентов (то есть приблизительно на 500 тыс граждан в год).
Более того, по информации британской исследовательской компании Cable.co.uk, Кыргызстан занимает второе место в мире (после Индии) и первое в СНГ по дешевизне интернета. Что говорит о больших перспективах развития информационных технологий в нашей стране.
Помимо низкой стоимости интернета, в долгосрочной перспективе Кыргызстан может стать одной из первых стран в регионе, имеющих доступ к бесплатному спутниковому интернету, так как он стал одной из шести стран мира, которые участвуют в проекте спутникового интернета от британской компании OneWeb.
Интернет и новые технологии проникают не только в экономику, образование и быт кыргызстанцев, но и в государственное управление. В 2018 году был создан Центр электронного взаимодействия (ЦЭВ) «Тундук», целью которого является обеспечение электронного взаимодействия между государственными органами, а также перевод госуслуг для граждан в онлайн режим. В 2019 году «Тундук» получил международную награду за хорошие успехи по внедрению основ системы электронного управления на базе эстонской модели X-Road. Сегодня к системе «Тундук» подключены и обмениваются электронными данными 67 государственных органов; более 80 госуслуг из 103 граждане могут получить по интернету. Более того, в паспортах (ID-card) граждан Кыргызстана выдаваемых с 2017 года записаны персональные и биометрические данные владельца и дополнительно ключи электронно-цифровых подписей (ЭЦП), которые позволяют каждому гражданину быть безошибочно идентифицированным и избежать любых попыток несанкционированного использования его право голоса.
О том, что электронное правительство станет обыденностью 21 века, писали ученые самых авторитетных аналитических институтов еще в 90-х годах прошлого столетия. Сейчас, действительно, Кыргызстан занимает второе место в Центральной Азии по внедрению электронного правительства. Но ученые не остановились на внедрении цифровизации в госуправление и разработали также концепцию цифровой демократии (electronic democracy). Электронная демократия это модель будущего государства, в которой будут отсутствовать парламент, политические партии и депутаты как пережиток прошлого, потому что каждый гражданин сам сможет проголосовать за тот или иной законопроект и государственное решение по интернету через компьютер или мобильный телефон. Граждане сами будут инициировать, комментировать, голосовать и таким образом принимать законопроекты и государственные решения по интернету. Рассмотрением всех инициатив, комментариев и предложений граждан, а также разработкой всех документов будет заниматься специальная группа юристов. Реализацией принятых решений будет заниматься правительство, также как оно действует сейчас. Таким образом, законодательная ветвь власти перейдет от парламента напрямую к гражданам, а правительство и судебная власть останутся в привычном для нас режиме.
Лидерами внедрения электронной демократии являются Эстония, Исландия, Швейцария. Эти страны поэтапно вводят цифровые технологии в госуправление и планируют в будущем полностью отказаться от парламентов и перейти на принципы электронной демократии. Они вынуждены переходить на новую модель поэтапно, потому что они не могут в одночасье отказаться от парламентов которые имеют многовековую историю, высокую эффективность в работе и доверие населения.
В отличие от них в Кыргызстане парламент не имеет ни вековой истории, ни эффективности в работе, ни доверия населения. В Кыргызстане депутаты приносят больше вреда, чем пользы! Вместо развития и благополучия, их безответственная деятельность порождает коррупцию, казнокрадство, регулярные перевороты и бардак…
Сегодня в нашей стране сложилась уникальная историческая ситуация, когда мы можем сделать еще один скачок в своем развитии и навсегда отказаться от политических услуг воров, казнокрадов, подхалимов и малограмотных властолюбцев. Для этого надо внедрить Эл Курултай (Эл — «элдик» и «электронный»), в котором все население Кыргызстана станет парламентом, а каждый гражданин будет депутатом. Таким образом, наша страна станет не только первой прямой цифровой демократией в истории человечества, но и решит массу своих проблем.
Во-первых, Эл Курултай позволит снизить коррупцию, так как все законы и решения принимаются открыто и прозрачно самими гражданами, в интересах всего общества, а не в интересах 120 депутатов и их родственников.
Во-вторых, снижается риск возможного подкупа или давления на принимающих решения людей, ввиду их большого количества — подкупить или надавить на 120 депутатов парламента намного проще и незаметней, чем подкупить или запугать 3,5 миллиона человек Эл Курултая.
В-третьих, отсутствие 120 избранных депутатов сокращает расходы на их содержание на $10 млн ежегодно, а отсутствие выборов 120 депутатов позволит сэкономить еще $10 млн каждые 5 лет, а также избежать бесконечных революций и связанных с этим проблем национальной безопасности.
Это только одни из самых очевидных политических преимуществ этой модели. Косвенные же положительные результаты трудно сейчас оценить, но несомненно они будут не только в госуправлении, но и в таких сферах как право, экономика, охрана окружающей среды и даже культура.
При внедрении такой инновационной модели госуправления необходимо также принимать во внимание возможные риски, поэтому ученые не только просчитали эти риски, но и учли пути их решения.
Во-первых, был учтен риск уязвимости системы для посторонних проникновений и хакерских атак. Ежедневный прогресс новых технологий показывает что сегодня есть различные способы снижения таких рисков, например системой блокчейн. Кроме того, для гарантированной безопасности можно сделать открытое голосование, где каждый гражданин может посмотреть результат и посчитать количество голосов.
Во-вторых, был также учтен риск того, что большая часть населения может оказаться не готовой к принятию важных государственных решений в силу своей некомпетентности. Однако 120 сегодняшних депутатов далеко не являются экспертами во всех сферах, в которых они принимают законопроекты. Очевидно что среди 3,5 млн человек найдется намного больше людей понимающих в той или иной сфере, чем среди 120. Поэтому общепризнанные эксперты могут формировать специальные тематические комитеты, которые должны будут дать свое положительное заключение, прежде чем вопрос будет вынесен на всеобщее голосование (также как это происходит в парламенте сегодня). Кроме того, эксперты будут также активно информировать и просвещать население о плюсах и минусах того или иного законопроекта или решения (как они это делают сегодня). Более того, многие некомпетентные граждане просто не будут голосовать, точно также как они не ходят на выборы сегодня. Что касается фундаментальных вопросов, таких как суверенитет, светскость, права человека, то они должны быть заранее закреплены в конституции без возможности дальнейшего изменения.
Кыргызстан во многих важных вопросах был первопроходцем. Наша страна первой в Центральной Азии объявила о своей независимости, первой из стран СНГ ввела свою национальную валюту и вступила в ВТО, первой в регионе сменила своего президента, и повторила это не один раз. Наш народ привык совершать отважные и смелые поступки, дерзость которых одних пугает, а других восхищает. Мы можем сделать очередную революцию, но в этот раз мирную, научно-обоснованную, прогрессивную и светлую. Хватит быть мировым лидером в госпереворотах, давайте станем лидером в цифровой демократии! Для этого сегодня имеются все предпосылки: окончательно прогнивший парламент, потерявшая доверие граждан политическая элита, стремление народа возродить традиционный институт курултая, и на этом фоне, почти 100% охват населения мобильным интернетом, все необходимые технические условия, грамотные специалисты, а главное решительность и свободолюбие нашего народа.
Автор: Доктор политических наук Азамат Темиркулов