Алмаз Баратов специально для Elgezit.kg
Президент заявил, что его партия «Мекенчил» не пойдет ни на местные, ни на парламентские выборы. Это был сильный и умный ход. И аргумент в пользу такого решения у Садыра Жапаров был железный: «партия «Мекенчил» не будет участвовать в выборах, чтобы не повторять ошибок предшественников, чтобы не было никаких разговоров о том, что применяется административный ресурс», — подчеркнул глава государства во время встречи с соотечественниками в Москве 25 февраля.
Тогда же своих уполномоченных отозвала и партия «Ата-Журт», которую общественное мнение считает партией Камчибека Ташиева, а значит еще одной партией власти. Такая позиция была встречена с энтузиазмом и гражданским обществом и элитами, потому что давала надежду на то, что Жапаров с Ташиевым решили сформировать политическое пространство таким образом, чтобы там оказались представленными большинство политических групп. Это действительно могло бы значительно снизить конфликтный и протестный потенциал в обществе и еще больше закрепить Садыра Жапарова на позиции национального лидера, который «над схваткой».
Однако эйфория длилась недолго. Уже 28 февраля СМИ сообщили о съезде новой партии «Ата-Журт Кыргызстан». Вернее партия сама по себе не новая. Просто до перерегистрации в министерстве юстиции 26 февраля 2021 года она называлась «Единство народа Кыргызстана» и руководил ей Замирбек Эсенаманов, депутат Жогорку Кенеша, бывший министр природных ресурсов. Эта партия активность никогда не проявляла и была из тех «спящих» политорганизаций, которые политики регистрируют на всякий случай, вдруг когда-нибудь пригодится. Случай настал, партия пригодилась.
Скорее всего, у власти и ее стратегов был план повести на выборы действительно новую партию «Ата — Журтум Кыргызстан». Она была зарегистрирована в минюсте 19 февраля 2021 года и ее председателем значится кандидат от «Мекенчил» Шукурбек Эркебаев. Почему не «Ата-Журт»? Скорее всего это связано с внутренними противоречиями между учредителями партии, среди которых значились Ташиев, Жапаров, Кельдибеков, Бурканов, Абжалиев. В день регистрации «Ата-Журтум Кыргызстан» патриотическая партия «Ата-Журт» тоже была в минюсте. Но на перерегистрации. Теперь она проходит в реестре просто как партия «Ата-Журт», а ее руководителем стал Ахматбек Кельдибеков. В том, что партия «Ата-Журтум Кыргызстан» связана с партией «Ата-Журт», вернее той частью, которая поддерживала Камчибека Ташиева и Садыра Жапарова, подтверждает и переименование групп в социальных сетях, принадлежащих «Ата-Журт» в группы партии «Ата-Журтум Кыргызстан».
От идеи идти на выборы с новой партией власти пришлось отказаться, видимо, после консультаций с юристами. По закону, новая партия не может участвовать в выборах 11 апреля, так как должна была быть зарегистрирована не позднее, чем за полгода до их объявления. Так настал «звездный час» партии «Единство народа Кыргызстана», поменявшей название на «Ата -Журт Кыргызстан». С 26 февраля ее председателем стал Айбек Маткеримов. И это тоже говорит о том, что партия «Ата-Журт Кыргызстан» является «дочкой» партии «Ата-Журт». Маткеримов был депутатом от «Ата-Журт» айыл окмоту Барпы Сузакского района Джалал-Абадской области. В 2017 году он боролся за депутатский мандат Джала-Абадского горкенеша тоже от «Ата-Журт», но не прошел, а на выборах в парламент в 2020 году шел как кандидат от партии «Мекенчил».
В интервью СМИ 23 февраля 2021 года заместитель руководителя штаба партии «Мекенчил» Эркин Баяманов, комментируя решение о неучастии партии в избирательных кампаниях, как в местные кенеши, так и в Жогорку Кенеш сказал буквально следующее: «Теперь не будет понятия «провластная партия». Жапаров поставил спокойствие и интересы народа на первое место».
В самой партии «Ата-Журт Кыргызстан» отрицают, что она является проектом власти. Из 28 городских кенешей, «Ата-Журт Кыргызстан» будет бороться за мандаты в 21-ом. Это абсолютный рекорд на сегодняшний день. Следующая партия в списке партий, баллотирующихся в наибольшем количестве городов по всей стране – «Онугуу Прогресс». Ее кандидаты заявлены в 17-ти городах.
Жаль, что история, особенно современная, не самый любимый предмет кыргызских политиков.