Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Всего во Франции после великой состоялось еще 3 революции — июльская 1830 года, февральская 1848 года и сентябрьская 1870 года. Последняя получила название «Парижской коммуны» и стала первой в мире пролетарской революцией. В ходе них не раз восстанавливалась республика или конституционная монархия. И только после 1870 года во Франции была окончательно сокрушена монархия и образована Третья Республика. Иными словами, только с четвертого раза достигнуты цели и задачи буржуазной революции. На это цивилизованным французам понадобилось почти 100 лет. Сейчас они живут уже при Пятой Республике с полупрезидентской (премьер-президентской) формой правления, введенной референдумами в 1958 и 1962 годов президентом Шарль де Голлем.
В России тоже в начале 20 века произошло 3 революции, которые раньше обществоведы изучали по отдельности, но сейчас рассматривают как единую Великую русскую революцию 1905-1917годов, которая свергла в Россию монархию и пережитки феодализма. Она тоже завершилась кровопролитной гражданской войной, в которой победили большевики. Была установлена диктатура пролетариата, то есть самой бедной части рабочего класса, союзником которого выступило беднейшее крестьянство. Аристократия, буржуазия и духовенство подверглись массовым репрессиям. Закрыты были буржуазные газеты и политические партии. Многие представители имущих классов и интеллигенции бежали из страны. Другие стали сотрудничать с советской властью.
Но российская революция имела свои особенности. Она происходила в крестьянской стране, где недостаточно был развит рабочий класс. Земля находилась в руках аристократии — помещиков, а власть в руках царя и его опоры дворян. Буржуазия как класс была малочисленной и слабой. Да и с теоретиками революции тоже были проблемы. Во Франции фундамент революции заливали знаменитые «французские энциклопедисты», а в России была только одна энциклопедия, шутили русские революционеры, — «Эфрона и Брокгауза«.
Начало революции проходило в заданных стандартах, уже остепенившейся Европы, почти бескровно. Но российская буржуазная революция происходила с большим опозданием из-за сильных пережитков крепостного строя. Европа же почти не была знакома с крепостничеством, от последних остатков которой ее избавил еще Наполеон в ходе своих завоевательных войн. Это значительно смягчило политический конфликт между противоборствующими сословиями.
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 годов, принявшая вооруженный характер, была подавлена царизмом. А царь издал Манифест, в котором даровал российскому народу гражданские свободы и парламент в лице Государственной думы. В феврале 1917 года в условиях первой мировой войны и обострения всех внутренних проблем, непопулярный царский режим пал в Петербурге в результате хлебных бунтов, а упавшую власть перехватило Временное правительство, возглавляемое князем Львовым, которого даже прочили в цари. Оно было создано депутатами Государственной думы 4-го созыва и должно было решить задачи буржуазной революции. Создать законное правительство, ради чего были проведены выборы в Учредительное собрание, чтобы оно определило форму управления страной — либо конституционная монархия по европейскому образцу, либо демократическая республика. Решить другие важные проблемы о мире, земле, национальный вопрос и т.д.
Все революционеры страны тогда считали, что в России происходит буржуазная революция и к власти должна прийти буржуазия. Кроме одного радикального политика, Ленина, который считал, что в стране возможна пролетарская революция. Россия в таком переходном состоянии пробыла 8 месяцев, а потом 7 ноября в результате решительных действий и хорошей подготовки большевики в результате переворота неожиданно захватили власть, организовавшая жестокий террор в ответ на неготовность страны к социалистическому эксперименту. Россию стали насильно загонять в коммунистический рай. А революционное брожение в массах пришлось усмирить.
Во Франции эта роль усмирителя выпала на блистательного и образованного Наполеона, а в России на выпускника церковно-приходской школы, бывшего большевистского боевика с восточным менталитетом и угрюмым характером, утопившего страну в крови. Когда одного российского политика спросили, почему революция в России приняла столь бесчеловеческие формы с миллионными жертвами, он ответил, потому что «фундаментом русской революции являлись тысячи лет человеческой несвободы». И этот груз до сих пор довлеет над страной, которая все время ходит по одному кругу, не может освободиться от этого многовекового рабского наследия, имя которому «холопство».
Та же самая проблема стоит и перед Кыргызстаном, которая по степени своего общественно-политического развития и состояния гражданского общества стояла еще ниже, чем метрополия. Но кыргызов, и в прошлом, и в настоящем, всегда отличал свободный дух, который правящие элиты никак не умеют, не знают или не хотят, отсутствует политическая воля конвертировать в экономические успехи и все время возвращают страну, своим неуемным воровством и тупой глупостью, к «разбитому корыту».
Кыргызстан тоже ходит по одному кругу, не делая выводов и уроков, не изучая и обобщая чужой и свой опыт, который мог бы быть очень поучительным. И сейчас самостоятельно, приведя когда то к власти ни к чему не пригодную «илиту«, проходит свой мучительный путь, то ускоряя, то замедляя ход, то откатываясь в прошлое, то буксуя на месте. А в конечном итоге, повторяя все известные зигзаги истории и политики, ибо умные и прагматичные давно уже учатся на чужих ошибках, а мы все еще на своих. Сейчас у страны снова появился шанс, сделать прорыв. Сможем ли и сумеем ли, вот вопрос?
Надо очень постараться.