Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Когда мы стали суверенным государством, мы получили возможность писать свою историю, не оглядываясь по сторонам. Такой, какая она есть и должна быть, а не следовать за чужими интересами и ограничиваться какими-то идеологическими скрепами.
В советское время мы были отчуждены от енисейских кыргызов, которые рассматривались не нашими предками, а предками хакасов. Сейчас все встало на свои места. История енисейских кыргызов это часть истории современных кыргызов, которые живут на Тенир-Тоо (Тянь-Шане). Сейчас эти знания по истории все время пополняются новыми сведениями, которые раньше были неизвестны. Вот они.
Первое сообщение о древних кыргызах содержится в китайских источниках II века до н.э. Государство кыргызов они называли Хягас, Гэгунь или Динлин-Го и находилось оно вблизи озера Кыргыз-Нур в западной части современной Монголии. По мнению российских археологов, это на сегодняшний день наиболее древняя зафиксированная государственность в Сибири. В 201 году до н.э. хуннский шаньюй (император) Маодунь вторгся на территорию современной Минусинской котловины и разгромил местное государство кыргызов с высоким уровнем материального производства. Один из крупнейших сибирских археологов Л.Р. Кызласов связывает это государство с тагарской археологической культурой VIII-II вв. до н.э. и просуществовавшей в ряде мест до I в. до н.э., когда она переходит в таштыкскую археологическую культуру, поздние этапы которой являются уже следами могущественного Кыргызского каганата.
Наиболее подробные сведения об этом государстве относятся к I веку до н.э., когда хуннский шаньюй Цзюйдихоу назначил правителем (ваном) древних кыргызов высокопоставленного пленного китайского генерала Ли Лина, бывшего окольничего при дворе императора У-Ди из династии Старшая Хань. Причем, Ли Лин был женат на дочери самого шаньюя Цзюйдихоу. Предположительно от Ли Лина и берет свое начало длинный род кыргызских правителей, представители которого правили в Минусинской котловине до начала ХVIII в. В частности, кыргызский каган Алп Урунгу (Ажо), который в 840 году разгромил уйгурский каганат и захватил Центральную Азию, был прямым потомком Ли Лина, а император У-цзи внес в 846 году его в родословную царского рода династии Тан. Император Чжун-цзу династии Тан официально признавал династию кыргызских правителей родственной, потому что первый император династии Тан Ли Юань происходил из одного рода, что и Ли Лин. А кыргызский каган Алп Урунгу имел право прибывать к императорскому двору как родственник императора, а не как подданный.
Родством с императорскими династиями можно объяснить парадокс гегемонистких устремлений кыргызских правителей, который время от времени проявляется и на сегодняшний день. Как известно, с момента возникновения Китая в качестве единого политического образования в 221 году до н.э. и до начала ХХ века его позиция в центре мирового порядка воспринималась местными правящими элитами как «синоцентричная». Согласно ей, Китай видел себя единственным суверенным государством в мире. А император воспринимался как фигура космических масштабов, как «стержень», соединяющий человеческое и божественное. Его владениями была не территория, которой он правил, а «Вся Поднебесная», где Китай выступал как центр и очаг цивилизации — «Срединное государство», вдохновляющее и ведущее за собой остальное человечество. С точки зрения такого миропорядка никто не был в состоянии претендовать на равенство с Китаем. Монархи других стран были не коллегами-сюзеренами, а лишь прилежными учениками, осваивающими искусство управления и подлежащие цивилизаторству .