Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
В начале ХХ века после первой буржуазно-демократической революции в России 1905-1907 годов в России и Кыргызстане в частности стали возникать первые политические партии. В России партии кадетов (конституционных демократов), октябристов, социал-демократов, эсеров (социалистов-революционеров) и так далее, названия партий сами за себя говорят, какие идеологии они взяли себе на вооружение. Большевики, когда придут к власти, все эти партии закроют, а членов репрессируют.
В Кыргызстане первым возник в период Февральской революции филиал партии «Алаш». Она возникла в 1905 году в Санкт-Петербурге как филиал кадетской партии. Алашевцы потом перешли на социалистические позиции, а в области национальных отношений стояли на позиции пантюркизма, объединения всех тюрков в составе одного государства. Другие партии возникли на исламской религиозной платформе — Шуро-Исламия, Улема и другие. Они стояли на идеологической платформе панисламизма, то есть объединения всех мусульман России в одном государстве. Такова была политическая картина и политические предпочтения элиты в нашей стране 100 лет тому назад. Сейчас потомки алашевцев и мусульманских просветителей — джадидов не могут построить ни одной идеологической партии. Стыд и срам!
Если очень коротко и просто, то с точки зрения политологии, то есть науки о политике, в настоящее время есть 3 фундаментальные идеологии: консерватизм, либерализм и социализм (социал-демократия). Идеология — это не наука. Каждая из них возникла в разную эпоху с целью решения задач, выдвинутых своим временем. Первым возник в средние века в эпоху феодализма консерватизм. Это была идеология правящего класса — аристократии. Ценностями консерватизма были религия, семья, мораль, нравственность, культура, обычаи, история… В новое время, когда феодализм стал уходить в прошлое, из консерватизма выросло новое политическое течение либерализм — идея о свободе, равенстве и братстве, мира во всем мире, гуманизме, верховенстве закона, плюрализме и тому подобное.
В новейшее время, когда на политическую арену вышел многочисленный рабочий класс, от либерализма отпочковалось новое течение — социализм, признававший в основном все предыдущие ценности, но с одной существенной поправкой — требованием материального равенства для всех членов общества. Причем все идеологии признавали права человека и святость, неприкосновенность частной собственности. Эти ценности в указанные идеологии пришли из античной культуры и христианства. Либералы признавали юридическое равенство, так как считали, что невозможно обеспечить для всех материальное равенство. Материально, считали они, надо поддерживать не всех, а слабых — матерей, детей, пожилых, сирот и инвалидов. Отсюда и разность в политике тех стран, где у власти находятся те или иные партии. Разные идеологии не носят антагонистический характер, а избиратель имеет возможность выбирать ту партию, которая больше всего соответствует чаяниям человека в данный момент. Если страна испытывает недостаток средств, то избиратели выбирают в парламент консерваторов и либералов, которые зарекомендовали себя во всем мире, как хорошие и рачительные хозяйственники. Когда в казне становится много денег, избиратель выбирает в парламент социалистов, которые умеют тратить деньги на нужды простых людей. И политический маятник всегда работает в этом режиме, а партии меняются местами и помогают стране развиваться. Вот почему демократические государства демонстрируют высокий уровень и качество жизни.
У нас в Кыргызстане до сих пор нет настоящих политических партий с конкретной идеологией. И поэтому они провалились перед своими избирателями, не оправдали их надежд. Забыли, да и не знали, как накормить и как обеспечить народ. Больше думали о своих интересах. Антиподами вышеперечисленных идеологий являются поочередно фашизм, анархизм и коммунизм. В качестве идеологии иногда рассматривают национализм, который на деле есть смесь национальной идеи с этими идеологиями. Есть центризм — это не идеология, а доктрина, смесь этих идеологий. И вообще, практика показывает, что чистых идеологий в жизни не бывает. Всегда есть особенности, священные со спецификой культуры, менталитета, традиций и исторического опыта страны. Все идеологии возникли исторически, были осмыслены, обобщены и переосмыслены выдающими философами, экономистами и юристами, теоретиками и практиками, и стали важным инструментом для достижения общества всеобщего благоденствия. Роль политических идеологий в преобразовании общества не стоит недооценивать, как это имеет место в слаборазвитых странах, где элиты заняты самообогащением. Это готовые модели, инструменты. Ничего нового не надо выдумывать, изобретать, все сделано было до нас. Только надо научиться ими правильно пользоваться и адаптировать эти идейные установки, механизмы и инструменты к местным условиям.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.