Какая диктатура нужна Кыргызстану?

Аналитика,Лента событий,Статьи 07 Дек 2020 15:48
0 отзывов

Семетей Аманбеков — главный редактор Elgezit.kg

Сегодня в кыргызском обществе все чаще упоминается слово «диктатура». Противники проекта новой Конституции опасаются, что новый Основной закон превратит новоизбранного президента в диктатора. По их мнению, новая Конституция установит в стране суперпрезидентскую форму правления, где глава государства будет обладать необъятными, никем и ничем неограниченными правами. Роль других институтов власти будет нивелирована – Жогорку Кенеш, правительство, суды и даже Курултай будут абсолютно подконтрольны президенту страны.

Примеры поздних Акаева и Бакиева, а также Атамбаева всего периода, показывают, что единоличная власть превращает президента в диктатора, который подминает под себя всю экономику и устанавливает в стране «кланово-шоферо-телохранительскую» власть, которая работает лишь на семейку №1.

Сторонники новой Конституции парируют: прошедшие годы показали несостоятельность парламентаризма (о том, был ли он у нас, поговорим в другой статье), где царят правовая анархия и коллективная безответственность. Посему, стране нужен крепкий хозяин, с твердой рукой, который наведет в республике порядок и единолично перед народом будет нести персональную ответственность.

Мировая (да и кыргызская) практика показывает, что диктатуры любых форм изжили себя. Многие тираны окончили свои дни в тюрьмах, два диктатора «кыргызстанского розлива» сбежали из страны, третий может провести остаток дней в местах, где Асан (Макар) телят не пас. Экономики диктаторских стран лежат в руинах.

Так какая же тогда диктатура нужна Кыргызстану, чтобы обеспечить стране выход из ставшего перманентным политического и экономического кризиса? 

Диктатура закона – как залог экономического прорыва

По признанию нынешних светил политологии и мировой экономики, в современном обществе необходимым условием устойчивого экономического развития является наличие демократических институтов. В первую очередь базовые институты, под которыми понимают основные права и свободы: неприкосновенность личности, защита частной собственности, свобода предпринимательства, гарантия безопасности инвестиций и т.д. Все эти базовые институты должны быть закреплены соответствующей нормативно-правовой базой, гарантирующей исполнение этих прав и свобод. Основной закон страны – Конституция должна гарантировать всем справедливость, независимые суды должны обеспечивать равенство закона, правоохранительная система страны стоять на страже законных интересов всех граждан.

Иными словами, экономическое процветание возможно только в государстве, где есть один «диктатор» — закон!

В юриспруденции есть даже такой термин «Диктатура закона»— правовая доктрина, при которой все граждане страны независимо от материального или социального положения равны перед законом, и закон, а также его исполнение, является высшей ценностью, и никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Диктатура закона в современном понимании является синонимом термина правовое государство.

По мнению международного экономиста Александра Щербицкого, именно в таких условиях складывается высокий уровень доверия между обществом и властью, который приводит к экономической и политической стабильности. 

Принцип очень прост: в стране, где закон и беспристрастный суд справедливо защищает права всех граждан, гарантирует право на труд, предпринимательство и безопасность человека, люди спокойно трудятся, бизнесмены торгуют с другими странами, инвесторы вкладывают деньги, экономика процветает.

А какие проблемы в проекте новой Конституции?

Почему многие международные и национальные эксперты считают, что проект новой Конституции в том виде, который сейчас существует, несет огромную угрозу базовым естественным институтам демократии? Если даже отбросить легитимность инициирования народного референдума и последующего голосования за проект новой Конституции, тут есть несколько проблемных моментов.

  1. Из проекта Конституции убран принцип верховенства права и заменен на «верховенство нравственных ценностей и социальной справедливости». При этом в международном праве верховенство права считается главным принципом правового государства. Согласно естественно-правовой теории, верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе Конституция и законодательство) и вся деятельность государственной власти были подчинены защите достоинства, свободы и прав человека. Потому, как в современном мире нет ничего важнее жизни и прав человека. А права и свободы – самое ценное, что может даровать государство своим гражданам. Кстати, принцип верховенства права закреплен во всех Конституциях прогрессивных стран (Великобритания, Германия и др).
  2. В проекте исчез целый ряд естественных прав человека, например, право на доступ к информации, на свободное предпринимательство, на свободное собрание, на труд и т.п. Это существенный откат назад, который показывает, что «нравственные ценности и традиции» у нас выше интересов и прав человека. Что неприемлемо в правовом государстве. 
  3. Нарушен принцип независимости судей. Теперь всех служителей Фемиды, включая председателей местных судов, будет назначать президент. Согласно судебной реформе, которая до этого шла в стране, блюстителей закона должен был назначать Совет по отбору судей, дабы минимизировать давление 7-го этажа Белого дома. Теперь же судебная система страны может опираться не на нормы закона, а на прямые приказы аппарата президента.
  4. Нарушен принцип «сдержек и противовесов», когда ветви власти (ЖК, президент и премьер) контролируют друг друга и не дают превратится в очередного «дракона». Ведь это было возможным лишь при равном распределении полномочий. Теперь же львиная доля полномочий принадлежит главе государства, контролировать и сдерживать которого абсолютно некому. Обладание абсолютной властью может поставить человека выше закона и обеспечить не диктатуру закона, а законную диктатуру.

Закон суров, но нам то что?

Помимо проекта Конституции в стране наблюдается низкий уровень общественного правосознания. Революции, перевороты, бесконечные митинги, тотальная коррумпированность чиновников нивелировали престиж и сакральность государственных институтов, авторитет и веру в закон.

К примеру, в Южной Корее существует абсолютно нелогичный закон, по которому нельзя купаться в водоемах раньше 1 июня и позже 30 августа. Хотя уже ранней весной там устанавливаются сильнейшая духота и жара. Граждане Кореи неукоснительно соблюдают закон и не лезут в воду. У нас же не смогли реализовать даже норму о штрафе за плевки в общественных местах.

Если в странах Скандинавии чиновники, уличенные в коррупции, помимо законного наказания подвергаются и общественному презрению (с ними всю жизнь не заговорит ни один гражданин), то у нас коррупционерам завидуют и даже восхваляют, мол, красавчик, классно обогатился. Бандитов возводят в ранг героев и детвора мечтает быть похожими на них.

В результате в стране после событий 5 октября воцарилась полная правовая вакханалия – многие политические процессы пошли не по правовому полю, кадровые назначения осуществлялись под давлением толпы, пострадали многие иностранные инвесторы, начались внесудебные преследования под лозунгами «кустурабыз» (грабь награбленное). В результате чего Кыргызстан свалился в крутое экономическое и политическое пике, оказался в международной изоляции, под угрозой встала государственность страны.  

Вывод

Единственный способ выправить ситуацию – установить неукоснительную диктатуру закона. Народ действительно устал от анархии и хочет крепкой, твердой руки. Но не диктатора, а закона. Не так давно, разговаривая с коллегами из Казахстана, я не разделил их зависти к нашим постоянным переворотам и митингам. Со своей стороны, я позавидовал странам, в которых нет никаких волнений, экономика растет, благосостояние людей увеличивается, закон работает.

Уверен, что если нам и надо менять Основной закон, то необходимо принять Конституцию, которая обеспечит устойчивость незыблемых естественных демократических институтов, эффективную систему госуправления в соответствии с системой сдержек и противовесов, независимые суды. Для этого потребуются месяцы долгих общественных обсуждений и прений. Нельзя принять Конституцию за несколько месяцев, если мы хотим, чтобы она обеспечивала нам будущее на десятки лет вперед.  

Потребность в установлении правового порядка сегодня для кыргызстанского общества как никогда остра. Все политические силы и, прежде всего, будущий президент страны, получили исторический шанс: добиться того, чтобы в нашей стране, может быть, впервые за всю ее тысячелетнюю историю восторжествовал правовой Закон. Но для этого мы должны не допустить установления любой личной диктатуры, от кого бы она не исходила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.