Семетей Аманбеков — главный редактор Elgezit.kg
Сегодня в кыргызском обществе все чаще упоминается слово «диктатура». Противники проекта новой Конституции опасаются, что новый Основной закон превратит новоизбранного президента в диктатора. По их мнению, новая Конституция установит в стране суперпрезидентскую форму правления, где глава государства будет обладать необъятными, никем и ничем неограниченными правами. Роль других институтов власти будет нивелирована – Жогорку Кенеш, правительство, суды и даже Курултай будут абсолютно подконтрольны президенту страны.
Примеры поздних Акаева и Бакиева, а также Атамбаева всего периода, показывают, что единоличная власть превращает президента в диктатора, который подминает под себя всю экономику и устанавливает в стране «кланово-шоферо-телохранительскую» власть, которая работает лишь на семейку №1.
Сторонники новой Конституции парируют: прошедшие годы показали несостоятельность парламентаризма (о том, был ли он у нас, поговорим в другой статье), где царят правовая анархия и коллективная безответственность. Посему, стране нужен крепкий хозяин, с твердой рукой, который наведет в республике порядок и единолично перед народом будет нести персональную ответственность.
Мировая (да и кыргызская) практика показывает, что диктатуры любых форм изжили себя. Многие тираны окончили свои дни в тюрьмах, два диктатора «кыргызстанского розлива» сбежали из страны, третий может провести остаток дней в местах, где Асан (Макар) телят не пас. Экономики диктаторских стран лежат в руинах.
Так какая же тогда диктатура нужна Кыргызстану, чтобы обеспечить стране выход из ставшего перманентным политического и экономического кризиса?
Диктатура закона – как залог экономического прорыва
По признанию нынешних светил политологии и мировой экономики, в современном обществе необходимым условием устойчивого экономического развития является наличие демократических институтов. В первую очередь базовые институты, под которыми понимают основные права и свободы: неприкосновенность личности, защита частной собственности, свобода предпринимательства, гарантия безопасности инвестиций и т.д. Все эти базовые институты должны быть закреплены соответствующей нормативно-правовой базой, гарантирующей исполнение этих прав и свобод. Основной закон страны – Конституция должна гарантировать всем справедливость, независимые суды должны обеспечивать равенство закона, правоохранительная система страны стоять на страже законных интересов всех граждан.
Иными словами, экономическое процветание возможно только в государстве, где есть один «диктатор» — закон!
В юриспруденции есть даже такой термин «Диктатура закона»— правовая доктрина, при которой все граждане страны независимо от материального или социального положения равны перед законом, и закон, а также его исполнение, является высшей ценностью, и никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Диктатура закона в современном понимании является синонимом термина правовое государство.
По мнению международного экономиста Александра Щербицкого, именно в таких условиях складывается высокий уровень доверия между обществом и властью, который приводит к экономической и политической стабильности.
Принцип очень прост: в стране, где закон и беспристрастный суд справедливо защищает права всех граждан, гарантирует право на труд, предпринимательство и безопасность человека, люди спокойно трудятся, бизнесмены торгуют с другими странами, инвесторы вкладывают деньги, экономика процветает.
А какие проблемы в проекте новой Конституции?
Почему многие международные и национальные эксперты считают, что проект новой Конституции в том виде, который сейчас существует, несет огромную угрозу базовым естественным институтам демократии? Если даже отбросить легитимность инициирования народного референдума и последующего голосования за проект новой Конституции, тут есть несколько проблемных моментов.
- Из проекта Конституции убран принцип верховенства права и заменен на «верховенство нравственных ценностей и социальной справедливости». При этом в международном праве верховенство права считается главным принципом правового государства. Согласно естественно-правовой теории, верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе Конституция и законодательство) и вся деятельность государственной власти были подчинены защите достоинства, свободы и прав человека. Потому, как в современном мире нет ничего важнее жизни и прав человека. А права и свободы – самое ценное, что может даровать государство своим гражданам. Кстати, принцип верховенства права закреплен во всех Конституциях прогрессивных стран (Великобритания, Германия и др).
- В проекте исчез целый ряд естественных прав человека, например, право на доступ к информации, на свободное предпринимательство, на свободное собрание, на труд и т.п. Это существенный откат назад, который показывает, что «нравственные ценности и традиции» у нас выше интересов и прав человека. Что неприемлемо в правовом государстве.
- Нарушен принцип независимости судей. Теперь всех служителей Фемиды, включая председателей местных судов, будет назначать президент. Согласно судебной реформе, которая до этого шла в стране, блюстителей закона должен был назначать Совет по отбору судей, дабы минимизировать давление 7-го этажа Белого дома. Теперь же судебная система страны может опираться не на нормы закона, а на прямые приказы аппарата президента.
- Нарушен принцип «сдержек и противовесов», когда ветви власти (ЖК, президент и премьер) контролируют друг друга и не дают превратится в очередного «дракона». Ведь это было возможным лишь при равном распределении полномочий. Теперь же львиная доля полномочий принадлежит главе государства, контролировать и сдерживать которого абсолютно некому. Обладание абсолютной властью может поставить человека выше закона и обеспечить не диктатуру закона, а законную диктатуру.
Закон суров, но нам то что?
Помимо проекта Конституции в стране наблюдается низкий уровень общественного правосознания. Революции, перевороты, бесконечные митинги, тотальная коррумпированность чиновников нивелировали престиж и сакральность государственных институтов, авторитет и веру в закон.
К примеру, в Южной Корее существует абсолютно нелогичный закон, по которому нельзя купаться в водоемах раньше 1 июня и позже 30 августа. Хотя уже ранней весной там устанавливаются сильнейшая духота и жара. Граждане Кореи неукоснительно соблюдают закон и не лезут в воду. У нас же не смогли реализовать даже норму о штрафе за плевки в общественных местах.
Если в странах Скандинавии чиновники, уличенные в коррупции, помимо законного наказания подвергаются и общественному презрению (с ними всю жизнь не заговорит ни один гражданин), то у нас коррупционерам завидуют и даже восхваляют, мол, красавчик, классно обогатился. Бандитов возводят в ранг героев и детвора мечтает быть похожими на них.
В результате в стране после событий 5 октября воцарилась полная правовая вакханалия – многие политические процессы пошли не по правовому полю, кадровые назначения осуществлялись под давлением толпы, пострадали многие иностранные инвесторы, начались внесудебные преследования под лозунгами «кустурабыз» (грабь награбленное). В результате чего Кыргызстан свалился в крутое экономическое и политическое пике, оказался в международной изоляции, под угрозой встала государственность страны.
Вывод
Единственный способ выправить ситуацию – установить неукоснительную диктатуру закона. Народ действительно устал от анархии и хочет крепкой, твердой руки. Но не диктатора, а закона. Не так давно, разговаривая с коллегами из Казахстана, я не разделил их зависти к нашим постоянным переворотам и митингам. Со своей стороны, я позавидовал странам, в которых нет никаких волнений, экономика растет, благосостояние людей увеличивается, закон работает.
Уверен, что если нам и надо менять Основной закон, то необходимо принять Конституцию, которая обеспечит устойчивость незыблемых естественных демократических институтов, эффективную систему госуправления в соответствии с системой сдержек и противовесов, независимые суды. Для этого потребуются месяцы долгих общественных обсуждений и прений. Нельзя принять Конституцию за несколько месяцев, если мы хотим, чтобы она обеспечивала нам будущее на десятки лет вперед.
Потребность в установлении правового порядка сегодня для кыргызстанского общества как никогда остра. Все политические силы и, прежде всего, будущий президент страны, получили исторический шанс: добиться того, чтобы в нашей стране, может быть, впервые за всю ее тысячелетнюю историю восторжествовал правовой Закон. Но для этого мы должны не допустить установления любой личной диктатуры, от кого бы она не исходила.