Уроки истории. О роли науки и просветительства

Аналитика,Лента событий,Статьи 17 Ноя 2020 12:49
0 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Недавно наша республика с большой помпой отметила день науки, который мы стали под грузом наших проблем забывать. Нынешний бурный ренессанс – развитие культуры, науки, знаний, прогресс в общественных отношениях, серьезный сдвиг в развитии цивилизаций считается начался в эпоху Возрождения, у которой есть и другое менее известное название – эпоха Просвещения. Это было время, когда на место мрачного средневековья с его ужасами, пытками и деградацией человеческого общества,​ пришло абсолютно другое время.

Началось господство науки, красоты, культуры, искусства, возрождение античной цивилизации, появилась огромная плеяда ученых-энциклопедистов, которые обладали разносторонними и обширными знаниями, которые они стали нести в массы через печать, книги, открывающиеся газеты, эпистолярные документы ( письма). Это было время, когда все стали писать друг другу и делиться самыми сокровенными мыслями. Людей, являющихся носителями новых идей и знаний, которые появились на основе творческого обобщения античного наследия, стали также называть просветителями.

К ним относились Вольтер, Дидро, Фома Аквинский, Монтескье, Адам Смит, Сен-Симон, Фурье и многие другие. Они несли человечеству свет новых знаний и развитие оного резко ускорилось. На них стали равняться и нести просвещение в своих странах национальные философы и политики, которые стали писать труды по переустройству своего общества, стали бурно развивать политическую философию. В этом серьезное отличие античной, западной философии от восточной, которая зациклилась на морали и нравственности. Конфуций, Маоцзы и Лаоцзы, за исключением нашего Махмуда Кашгари,  больше занимались не рассуждениями о природе власти, законов или формами правления, а категориями добра и зла, их влияния на честное и справедливое правление и т.п.

С эпохи Просвещения появились ученые, которые видели свое признание, свою миссию в распространении научных знаний, в популяризации их среди политиков и лиц, принимающих решения, в обобщении пройденного пути и опыта, чтобы найти правильный путь, не не допускать больше ошибок. Школа просветительства получила широкое развитие на Западе, в связи с чем стало наблюдаться значительное отставание Азии от Европы. На Восток оно пришло значительно позже. В начале 20 в. просветители пришли в Среднюю Азию в виде джадидов, которые пропагандировали идеи реформ и модернизации восточного общества на принципах ислама. Из этого направления появилось светское движение “Алаш”, исламские партии “Шуро-Исламия”, “Шуро-Улема”, национально-патриотические движения как демократический союз “Букара”, “Иттифак” и т.д. Они стояли на позициях модернизации Туркестана либо на принципах тюркского, либо мусульманского единства. Благодаря чему, многие кыргызские аристократы и политики, общественные деятели занимались просветительством, строили школы, обучали кыргызскую молодежь современным знаниям, умению пользоваться этими знаниями и созданию новых знаний.

На этой целине стали трудиться лучшие умы, которые приближали будущее, как Ишеналы Арабаев, Дуур Сооронбаев, Узбек Сыдыков, Курман Лепесов и многие другие лидеры, занимавшиеся широкой гблаготворительностью. Из этих школ – мусульманских мактабов и медресе, как они тогда назывались,​ впоследствии вышли такие таланты, как Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Иманалы Айдарбеков, Касым Тыныстанов, Султан Лепесов и другие. Но большевики были против и эти альтернативы социализму со временем были подавлены и разрушены. Развитие пошло по другому пути, но зерна в будущий прогресс заложили первоначально национальные деятели. Русские колониальные власти стали создавать в Туркестане сеть русско-туземных школ, начальных школ и училищ, привилегированных гимназий. Вслед за этим в Кыргызстане появились специалисты с высшим образованием, которые закончили центральные российские и советские вузы, кыргызские ученые, которые стали штурмовать научные вершины и добились на этом поприще высоких успехов.

В области литературы – академик Ч.Айтматов, истории – академик Б.Джамгерчинов, медицины – академики А.Ахунбаев и Э.Акрамов, юриспруденции – академик К.Курманов, горно-минералогических науках – академик М.Адышев, в физике – доцент Самат Кадыров, в​ математике – А.Борубаев и многие другие. Теперь мы можем похвастать не только самым длинным чучуком, изготовленным нашими мастерами кухни, но и такими интеллектуальными достижениями, которые многим народам не по плечу.​ Мы можем еще удивлять мир. В Центральной Азии мы сейчас единственные, кто задает новые тренды и дискурсы, посылает всему миру новые импульсы, заставляющие автократии меняться. Вслед за нашими джадидами и алашевцами, считаю нужным нашим ученым быть просветителями и заниматься просветительством, т.к. это направление сейчас находится в загоне. А мы сами не можем правильно обобщить свой опыт развития, поставить ясный и четкий диагноз происходяшему.  За нас это пытается сделать внешний мир, который не знает глубоко наших особенностей.

Сейчас наука в стране находится в упадке и кажется нет выхода из тупиковой ситуации. Но всегда есть надежда вырваться из мрачного и смутного времени. Напирая на экономический рост современники, особенно политики,  должны понимать, что с экономикой мы когда-нибудь справимся, но можем за это время потерять науку и культуру. Если они погибнут, то у нашей страны и нашего народа не будет ясного и понятного  будущего, чего мы так очень хотим. ​ ​

На фото Председатель ВЦИК Кирг АССР Абдыкадыр Орозбеков и Председатель СНК Кирг. АССР Юсуп Абдрахманов во время беседы, 1927 год.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.