Уроки истории. О героях и батырах

Аналитика,Лента событий,Статьи 21 Апр 2021 10:58
3 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Недавно на международной конференции посвященной 150-летию великому казахскому палвану Хаджимукану Мунайтпасову ученые из многих стран снова заговорили о роли личности в истории и политическом феномене героев. Я выступил с докладом о параллелях в судьбах казахского батыра с нашим национальным героем, гордостью кыргызского народа Кожомкулом Каба — уулу. Оба они были олицетворением человеческого мужества, справедливости, достоинства, были любимы и уважаемы народом, а в конце своей жизни позабыты властями, остаток жизни прожили в нужде и бедности. Я сказал, что судьба наших героев как-то очень похожа на судьбы других народных героев, боровшихся за честь и справедливость. Эти судьбы как бы вытканы из одного печального полотна.

Редко кто из истинных героев дожил в полном счастье и до глубокой старости.

В связи с чем​ посчитал нужным обратить на эту проблему особое внимание, т.к. в условиях независимого государства наши граждане потеряли ориентиры и способность верно определять и оценивать своих истинных героев от ложных. Так много желающих в условиях публичной политики натянуть на себя героические одежды и маски.

В возникновении института героев все люди, независимо от расы, происхождения, языка и культуры, оказываются очень похожи друг на друга и прошли одинаковый путь от мифических героев до реальных, настоящих. Слово «герой» (Heroi) имеет древнегреческое происхождение, но имеет аналоги у тюркских народов (батыр) и иранских (кахрамон). Под героями понимаются люди исключительной храбрости и доблести. В древнегреческих мифах​ ​ герои это дети и потомки богов и человека. Герои были посредниками между богами и людьми.

Древние греки изображали общественное устройство в виде пирамиды: на вершине находились бессмертные боги, на второй ступени — герои и на нижней — простые смертные люди. Главное отличие героев от богов состояло в их смертности, которую они пытались перебороть, преодолеть. Чаще не сами герои, а их родители, но тщетно. Например, Фетида пыталась закалить в огне своего сына Ахиллеса, но дело не удалось довести до конца. Все время вмешивался какой-то случай. У Ахиллеса незащищенной оказалась пята, за которую над огнем держала его мать. Отсюда появление всем знакомого понятия «ахиллесовой пяты» — слабого места. Туда он и получил стрелу от Париса, которая убила его почти бессмертного.

Некоторые герои получили бессмертие в награду от богов — Геракл, Персей и др. Большинство героев это воины, которые защищают людей,​ ​ уничтожая всяких чудовищ и борясь со злом — Минотавром, Химерой, Горгоной, Кракеном и т.д. Иногда герои борются между собою, как Ахиллес и Гектор — герои Троянской войны. Эти события характеризуются как подвиг, который приносит славу. Ахиллес едет на войну, чтобы совершить подвиги и обрести вечную славу, чтобы никто не забыл его имя. И действительно, именам героев Троянской войны нет срока давности и износа. Прошло несколько тысяч лет, но все знают имена и деяния Ахиллеса, Гектора, Одиссея, Париса, прекрасной Елены, Аякса и др. О них продолжают писать книги и снимать фильмы.

С развитием античной культуры герои стали наделяться и другими качествами — мудростью, хитростью, даром предвидения, музыкальными талантами и др. Тесей стал известен как герой-законодатель, а Одиссей — герой-хитрец. Без его хитрости и изобретательности​ греки так и не смогли бы захватить непобедимую Трою.

Жили герои в Героическую эпоху, которой предшествовали бронзовый и железный век — время обычных людей. В это время герои уничтожили всех чудовищ, а закончилась эпоха Троянской войной, где погибли​ все герои. Они перебили друг друга.​ Последним героем стал Клеомед, кулачный боец и участник 72-й олимпиады из 5 в. до н.э.

В философско-этическом понимании герой был человеком, свершающим акт самопожертвования ради общего блага. По Гегелю герой​ трактуется как воплощение национального духа. Отсюда тот массовый общественный пиетет перед героями, который наблюдается во все века. Древние греки хорошо разбирались в философии, ее политической составляющей, создали в целом как таковую науку. Их опыту и знаниям можно как никому верить и доверять.

В разные времена в обществе рождаются образы героя своего времени. Сейчас тоже идет процесс героизации, возведения человека в статус героического. Это осуществляется путем массированной рекламной кампании ради разных целей и интересов. Подчас сомнительных и преступных. Отсюда среди новых героев много случайных и коньюктурных людей, которые извращают первоначальный смысл героизма — беззаветно служить ради общего блага.

Герои в древние времена нередко выбирались правителями. Люди доверяли им свою жизнь и судьбу.

За ними они были как за крепостной стеной. Ахиллес и Одиссей были царями, а Гектор принцем, ибо именно такие люди, думающие о народе, в древнем представлении, да и сейчас, должны были возглавлять общество и государство. Такое же отношение к героям — батырам царило в кыргызском и казахском обществе.

В своих воспоминаниях «Исповедь юриста» ( Бишкек, 2017) мой отец Карпек Курманов так писал о своем деде Курмане-батыре: » …Был он очень сильным человеком и физически, его называли батыром. Это качество отмечала даже большевистская печать в 1926 году во время судебного процесса над Курманом Лепесовым и группой кыргызских родоначальников и партийных руководителей. «Такого богатыря, — писал редактор «Батрацкой правды» Н.Прохоров, — обычная кыргызская лошадь не снесет».

Мощь и сила в кыргызской степи и горах тоже были важными аргументами в борьбе за власть и влияние. Поэтому становление моего пассионарного деда сначала аткаминером, а затем и родоначальником племени саяков было скорее закономерным, чем случайным явлением».

Курман-батыр был чон-манапом. А великий ученый- тюрколог В.В Бартольд писал, что «манапами у кыргызов становились избранные люди, выделявшиеся храбростью и мудростью среди прочих и становившиеся во время внешних нашествий во главе народа».

Выдающиеся правители и заслуженные люди , как правило носили этот почетный титул — батыр, который они получали из рук или уст народа. Его надо было заслужить своими благородными поступками и делами. Джантай- батыр, Шабдан-батыр, Тайлак-батыр, Курман-батыр, Балбай-батыр, Ормон-батыр, Байтик-батыр и другие были именно такими людьми, имевшими перед народом большие заслуги. Не случайно у кыргызов есть сейчас Народный доктор Эрнст Акрамов или Народный генерал Феликс Кулов…. К сожалению, увы еще не было ни одного Народного президента…

А ведь были и у нас реальные великие народные правители — Барс-бег, Мохаммед — Кыргыз, Ормон-хан, прославившие кыргызское оружие и доблесть. Барс-бега боялись тюркские каганы, а при Мохаммеде-Кыргызе иранцы называли нас «Львами Моголистана», а его самого «падишахом»- царем кыргызов. Ормон-батыр воссоздал Кыргызский каганат, просуществовавший с 1842 по 1854 гг. Были у нас и другие правители, отражавшие и защищавшие народные чаяния и интересы. В советское время Абдыкерим Сыдыков, Юсуп Абдрахманов, Иманалы Айдарбеков, Ишеналы Арабаев, Исхак Раззаков, Ахматбек Суюмбаев, Султан Ибраимов и многие другие наши сограждане, которые стали героями своего времени.

Куда они сейчас все подевались?

Батыры были политиками, защищали свой народ от агрессоров, сами вели войны за территории и пастбища, заключали мир и союзы, вели торговлю, обеспечивали процветание своих родов и племен, думали о будущих поколениях. Война в древние и средние века считалось уделом мужчин, благородным занятием. Все мальчишки хотели стать батырами, героями, воинами. Поэтому был очень высок в кочевом мире их авторитет. Они правили и жили на основе своего авторитета, а не запугивания населения своей силой. Большую роль батыры играли и в политической жизни народа, страны: Богенбай-батыр, Карасай-батыр, Кабанбай-батыр и другие обьединили казахские рода и племена против джунгарского нашествия, сохранили свой народ от истребления. Обратите внимание, не хан, а батыры, которые могли быть даже простолюдинами. Но с превращением наших стран в колонии царской России изменилась роль батыров в политической системе кочевого общества. Имперская администрация запретила кочевые законы: степную вольницу, барымту, захватывать земли и имущество врагов, совершать набеги и т.д. и институт батыров стал трансформироваться, изменяться в другую сторону.

Казах Хаджимукан Мунайтбасов и кыргыз Кожомкул Кабай уулу жили в то время, когда Героическая эпоха кончилась, хотя чудовища и враги все еще не были до конца разбиты. Эти две легендарные личности, яркие исторические персонажи, батыры, палваны, родились и жили почти в одно и то же время — новое и новейшее. Хаджимукан был старше Кожомкула на 17 лет и поэтому им не пришлось встретиться на борцовском ковре. Хаджимукан стал известен на весь мир как великий спортсмен и циркач. Чемпион мира по вольной борьбе. Чемпион многих стран. Он и выступал за Россию, Турцию, Японию, Маньчжурию и другие страны и тоже был там чемпионом. Весть о нем разнеслась далеко за пределы казахской степи. А личность обросла легендами, которые не возникают около неинтересных людей и незначимых событий. А Кожомкул как палван нечеловеческой феноменальной силы. Если бы они родились раньше в героическую эпоху, возможно они бы стали великими правителями и полководцами, которые изменили историю своего народа, а может быть и мира, как, например, полководец и великий воин Субудай-батыр. Но в новое и новейшее время им приходилось заниматься тем, что не было запрещено законом. Заниматься спортом, радовать глаза соплеменников и зрителей на соревнованиях. Прославлять свою страну и народ своими подвигами на спортивной или цирковой арене.

В первый раз я услышал о Хаджимукане и Кожомкуле будучи ребенком, когда ездил на каникулы к бабушке в село «Бакайыр», откуда была родом знаменитая айтматовская Джамиля. Сельские мальчишки бредили стать Хаджимуканом или Кожомкулом, устраивали между собой борцовские соревнования, где состязались в силе и ловкости. Они не знали ни Кеннеди, ни Черчилля, но хорошо знали наших палванов, казахского Шолак — палвана, например, и др. Они и сейчас не знают большинства политиков, но знают своих спортивных кумиров. Благо мы стали заниматься и другими, прежде неизвестными видами спорта, как футбол, теннис, баскетбол, фигурное катание, хоккей, шахматы и уже имеем там определенные успехи и т.д. Спорт стал доступен всем и стал массовым явлением, бизнесом, а великие спортсмены стали популярнее артистов и политиков. Впрочем, так было всегда. Например, по своей популярности гладиаторы превосходили всех, кого можно было знать.

Мой сельский опыт потом пригодился и мне. Когда я решил выбрать спортивную секцию, мой старший брат Айдар Курманов, впоследствии кандидат юридических наук, учившийся в детстве в этом селе и слывший большим силачом и грозой всех мальчишек, привел меня в секцию штангистов и степенно по-взрослому сказал, что мне надо заниматься мужскими видами спорта, чтобы стать настоящим мужчиной. Он потом ушел в вольную борьбу и там покорял свои спортивные высоты, а я стал членом молодежной сборной Киргизии по тяжелой атлетике, а в студенческие годы даже побывал чемпионом ЛГУ, где я учился в качестве студента. А мой старший друг и товарищ по сборной Киргизской ССР Каныбек Осмоналиев стал олимпийским чемпионом 1980 г. в Москве. Он пока единственный из кыргызов на протяжении уже более 40 лет, обладающий этим высочайшим международным спортивным титулом. Поэтому вклад наших палванов и спортсменов в развитие наших народов и стран, рост национального самосознания, патриотизма, достоинства, духовности и культуры, экономики огромен и заслуживает самого глубокого изучения и применения.

Очень символично, что вступление в должность нового 5-го президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова совпало в апреле 2021 г. с торжественным открытием им памятника Бишбеку-батыру, одному из наших известных народных героев, основавших нашу столицу и защищавшего кыргызский народ от внешних и внутренних врагов.

Одним из своих указов новое политическое руководство страны обратило внимание на развитие духовного и физического здоровья нации, которое подверглось в эпоху приватизации и всеобщего воровства значительной эррозии. Это чувство упадка не покидает каждого кыргызстанца, в связи с чем Кыргызстан, у которого моральные и нравственные ценности и героизм всегда стояли на первом месте, впервые открыл кочевую олимпиаду, Всемирные игры кочевников, чтобы возглавить тюркский мир в этом направлении и дать ему новый импульс. Третьи игры пройдут в 2022 г. Анкаре.

Ну и продолжая тему о наших палванах, хотелось бы отметить, что наш великий кинорежиссер Болот Шамшиев незадолго до своей внезапной кончины написал и опубликовал кинороман о Кожомкуле — истинном кыргызском народном батыре. Не случайно наш великий мыслитель и художник, всю жизнь находившийся в поисках вечного и справедливости, обратился к личности нашего истинного батыра Кожомкула. Надеюсь, что новая кыргызская власть, пришедшая на доверии народа и общественности, сумеет реализовать этот пока еще несбывшийся сценарий великого мастера национального и мирового кино, обратить лицо нации к истинным ее героям и делам.

Мнение автора редакция может не разделять, и ответственности за содержание публикации не несет

3 мысли о “Уроки истории. О героях и батырах

  1. Эркин

    Очень интересная и поучительная статья. Советую всем прочитать, прочистить свои мозги. Браво профессор.

  2. АШИМБАЙ

    Кыргызстан надо назвать Кыргызской народной республикой, чтобы власть о людях никогда не забывала. Чтобы умнас было народное образование и народное здравоохранение. Народный суд, народные депутаты. Народные контролеры и народная элита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.