Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Интересную международную конференцию 27-30 октября 2020 г. провел в Бишкеке проект «Эсимде» под руководством Э.Ногойбаевой, где мне было поручено выступить на тему политических репрессий. В ходе подготовки к своему выступлению узнал много нового и интересного.
Политические репрессии оказываются известны с древнейших времен. Они были подпорками автократии. Политические репрессии часто сопровождаются насилием, которое может быть законным или незаконным в соответствии с внутренним законодательством. Насилие может устранять политическую оппозицию напрямую, убивая ее членов, так и косвенно, вселяя населению всеобщий страх и ужас.
Это была жестокая эпоха, когда властвовало не право, не всеобщий закон, одинаковый для всех, а право сильного. Им было разрешено все! О гуманизме в то время, как тенденции общественного развития, не было и речи. Убить человека в то время было проще простого. Понятие гуманизма придет гораздо позже, хотя автократии редко меняются. Они везде одинаковы. Как две капли воды. Как возникают и как уходят? И что оставляют за собой?
Политические репрессии нередко перерастают в геноцид, как это было, например, в фашистской Германии. Геноцид – это истребление отдельных групп населения или целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам.
Самый известный ранний способ политической борьбы известен как «остракизм» (по др. греч. «черепок», «скорлупа»), имевший место в Древних Афинах и «проскрипции» ( по лат. «письменно обнародовать») в Древнем Риме.
В первом случае один раз в год народное собрание проводило голосование, на которых греки в «глиняных табличках» указывали лиц, которые угрожали демократии. Их потом высылали из страны. Остракизм — это было не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, тирании или захвата власти. Был введен по законодательству Клисфена после Марафонской битвы и как норма нес на себе значительный груз родоплеменных обычаев и традиций. Афины тогда состояли из представителей 4 племен. Подозреваемых не убивали и не лишали имущества, а лишь отправляли в ссылку.
В этом то нам и видится налет архаических времен. У кыргызов, например, не было жестоких казней, а за совершенные преступления максимум могли наложить материальный штраф (кун), который должен был обязательно выплачен либо самим преступником, либо его семьей, родом или племенем. Т.е. от штрафа нельзя было уйти, сбежать. Самым тяжким наказанием было изгнание из рода, что делало преступника беспомощным. Он мог быть безнаказанно убит, обращен в рабство и т.п. никто не должнн был за это мстить. К смерти приговаривали только за узурпацию власти. Поэтому кыргызы в прошлом были очень законопослушным народом.
В период греко-персидских войн усилилась роль греческих военачальников, которых политики стали подозревать во властных амбициях. В связях с бывшими тиранами, шпионаже в пользу Спарты или Персии. Надо было собрать 6 тыс. черепков, чтобы начать процедуру. Эти черепки откладывались в сторону. И тот, чье имя чаще упоминалось в них, изгонялся из Афин на 10 лет без конфискации имущества.
Вскоре остракизм превратился в средство внутриполитической борьбы между афинскими «партиями», позволившие изгонять неугодных народу и/или популярных среди демоса политиков. Отрицательное последствие остракизма – это отстранение от участия в политической жизни страны выдающихся политиков и государственных деятелей. Например, афинский адмирал Фемистокл, один из отцов афинской демократии и победитель морской битвы над персами при Саламине, в 471 г. подвергся остракизму. Бежал и умер в Персии на службе у персидского царя Артаксеркса, который назначил его губернатором одной из своих провинций. Но который так и не согласился поднять оружие и повести персидские войска против своей родины. Всего в истории Афин было подвергнуто этой процедуре 18 граждан, из которых 10 точно были наказаны. Остальные под вопросом?
Римские проскрипции – это список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство полагалась казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния. В этом отношении «проскрипции» чем-то напоминают сегодняшние требования «люстрации» граждан, зарекомендовавших себя в сотрудничестве с антинародными режимами.
Изобретённая диктором Суллой как орудие массового политического террора (82-81 гг. до н. э.), проскрипция использовалась им и его приближёнными также для сведения личных счётов и как средство собственного обогащения. После сулланского правления проскрипциями также ознаменовал свой приход к власти в 43 г. до н. э. второй триумвират (Октавиан, Лепид и Антоний). Самым известным из проскрибированных был бывший консул и выдающийся философ и оратор Марк Туллий Цицерон — личный враг Марка Антония, друга Гая Юлия Цезаря.
Количество врагов в период массовых репрессий увеличивалось геометрически. В списки включались уже не только «враги государства», но и личные враги, друзья, родные, знакомые «врагов», враги врагов, короче, кто угодно, и т.д. и т.п. Молох репрессий расширялся и становился неуправляем, включая абсолютно случайных людей. Появились планы по уничтожению «врагов народа», каратели начали договариваться, кого репрессировать в следующий раз, чтобы завладеть его имуществом. Массовые убийства стали даже планироваться государством. В Камбодже, например, «красные кхмеры» в первую очередь уничтожили тех, кто носил очки, имел высшее образование. За 5 лет было убито около 3 млн. человек из 8.
В средние века как классический образец политических репрессий можно привести «опричнину» царя Ивана Грозного во второй половине 16 в. Это было средство обуздания «боярской вольницы», укрепления самодержавия и централизации власти. Территория Московии была увеличена почти вдвое. Была создана из дворян опричная служба, которая терроризировала население, имея на это неограниченные права. Не только бояр, но и вообще всех, кто не нравился режиму. Убивали ради наживы и просто так. Ради скуки и удовольствия, получения новых поместий и богатств.
Опричная армия царя Грозного разгромила Новгород, где было убито около 5 тыс. человек, Псков, где погиб каждый третий из 35 тыс. населения. После этих походов эти города – республики, цвет русской культуры и торговли, члены Ганзейского клуба, больше никогда не поднялись. Людей убивали зверским способом, проводили массовые казни, варили живьем в котлах, жарили в казанах в кипящем масле, топили в реках… Просуществовала эта система 7 лет и завершилась отменой опричнины в 1572 г. после того, как опричники сбежали и не позволили царю отразить нападение на Москву очередного татарского набега. Москва была захвачена и сожжена. Вот тебе и мощное централизованное государство, которое строил царь и загубил столько жизней?! А через несколько лет началась великая смута, поставившая вообще Московское государство на грань гибели и утраты суверенитета.
Последствиями всех этих политических репрессий был упадок экономики и страны, гибель лучших людей, гражданские войны, распад государства, разорение и нищета, бедность, бездуховность, тотальный страх, криминализация населения, усталость людей, отсутствие перспектив, трагедии человеческих судеб, смерть множества людей. Вследствие этого рождались новые поколения людей – стукачей, исчезла гражданственность и гражданство, перерождись старые поколения. Уродливо и неузнаваемо менялось психология и сознание людей, канула в лету мораль.
В СССР массовые репрессии начались с первых дней победы партии большевиков. В первые дни которой были без суда и следствия убиты 2 министра временного правительства, депутаты Госдумы Шингарев и Коллегаев, обладавшие неприкосновенностью, закрыты вопреки заявленной свободе слова буржуазные газеты и партии. Потом объявлен «красный террор» 1918-1920 гг. Началась кровавая гражданская война, в которой погибло около 10 млн. чел.
Репрессии начались под предлогом строительства социализма в крестьянской стране, находящейся в кругу империалистического окружения. Затем коллективизация и массовый голод, когда в мирных условиях погибло несколько миллионов людей.
В 1918 г. в Кыргызстане произошел Беловодский, крестьянский левоэсеровский мятеж. Ревтрибунал Пишпекского уезда, который разбирался в этом событии, после подавления восстания крестьян, стонувших от грабительской продразверстки, когда у них изымались «излишки продовольствия», а на деле, все, что можно было забрать, расследовал, что лидер Пишпекских коммунистов Хаснулла Хасанов, хотел привлечь к уголовной ответственности группу кыргызских манапов – членов партии «Алаш», а конфискованное у них имущество присвоить. Он предлагал это тем, кто покажет на них как на участников беловодского мятежа. Хотя они к нему не имели никакого отношения. Большевикам тогда и потом не удалось доказать, что восстание было организовано левоэсеровско-алашевским руководством.
Позднее в 1933 г. был арестован по делу СТП бывший алашевец и советский госслужащий Касымбай Тельтаев. Имущество, а жил он зажиточно, было конфисковано и не возвращено, несмотря на все его попытки вернуть собственность, т.к. жить после заключения было не на что. Ему была выписана пенсия в 30 руб., которую он получал до конца жизни.
современном законодательстве политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде:
— лишения жизни или свободы,
— помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения,
— выдворения из страны и лишения гражданства,
— выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение,
— привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Репрессии значит были и после смерти Сталина и продолжаются и поныне. Репрессивная система и соответствующее репрессивное сознание все еще живо в головах политиков и даже современной молодежи. Знаком недобрый огонек в глазах, готовых уничтожить любого инакомыслящего. Следовательно, репрессии в той или иной форме будут продолжаться и продолжаются. Надо с изменением конституции и форм правления также менять существующий политический режим и политическое поведение.
Сейчас, чтобы предотвратить возможности политических репрессий, геноцида и т.п. создан Уголовный трибунал в Гааге (Нидерланды), который может привлечь лидеров государств к уголовной ответственности за совершенные преступления против человечности. Но привлечь к ответственности действующих президентов очень сложно. Они стараются получить убежище в странах, которые игнорируют существование данного трибунала. Надеюсь решение этой проблемы не за горами. Демократические страны умеют ставить цели и добиваться их.
В современном мире исследователи отмечают существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. В нашем же упрощенном представлении политический режим, если отбросить ее некоторые идеологические штучки, это несколько тысяч прихвостней, примазавшихся к президенту.
Это собственно даже не сам президент. Это его друзья, родственники, собутыльники, сослуживцы, соседи, шофера, прислуга, охрана, их друзья, их сослуживцы, их прислуга, их шофера и их охрана, т.е. все те, которые извлекают личную выгоду из несправедливого устройства общества. Все те, кто пользуясь близостью к телу тупо грабят бюджет, захватили страну как скотный двор. Все те, кто ради собственного благополучия отбросили развитие страны на многие десятилетия назад и готовы это делать бесконечно.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.