Аналитическая группа «Акыл-Эс» – специально для Elgezit.kg
Одной из главных причин «октябрьского» переворота в Кыргызстане стала полная потеря сакральности властью. Это случилось не за один день и даже год. Проблемы с легитимностью высшего порядка, а именно это является «краеугольным камнем» для власти, не воспринимаемой народом, как сакральная, копились и множились десятилетия.
Власть в Кыргызстане – это уже не нечто, данное СВЫШЕ лучшим представителям народа для того, чтобы работать на его благо. Во-первых, давно уже нет ощущения, что во власть приходят лучшие в плане профессионализма, образовательного уровня, стратеги и харизматики. Во-вторых, в обществе закреплено представление, что власть можно купить или захватить, если есть ресурсы для этого. А наличие ресурсов – финансовых, человеческих, тоже давно не воспринимается, как показатель наличия каких-то особых талантов. Если есть деньги, значит наворовал, если есть поддержка активной группы сторонников – значит купил или собирается поделиться потоками, когда придет во власть.
Вместе с тем, общество всякий раз продолжает выдавать «кредит доверия» тому, кто оказывается на вершине «политического Олимпа», рассматривая его не как сакральную фигуру, а, скорее, как потенциального эффективного управленца. Правда, процесс разочарования тоже ускоряется.
По-видимому, Садыр Жапаров намерен стать президентом Кыргызстана с абсолютной властью. Во всех своих интервью после того, как он стал и.о. президента и премьер-министром, Жапаров открыто говорит о том, что намерен провести конституционную реформу с целью возвращения к президентской форме правления. Он хочет объединить полномочия главы государства и главы правительства и исключить опасность противостояния с законодательной ветвью власти, потому что лоббирует отказ от партийных списков и переход к выборам по одномандатным округам или мажоритарно-пропорциональной системе. С небольшим (сокращение депутатов тоже в планах Жапарова), олигархическим и клановым парламентом, договориться можно будет без проблем. Если будет о чем договариваться, ведь такой парламент, фактически, превращается в декоративный демократический институт, от которого ничего не зависит.
Роль органа, который хоть как-то должен обеспечить систему сдержек и противовесов, чтобы окончательно не скатиться к диктатуре, Жапаров отводит, судя по всему, институту курултая.
Пока неизвестно, как этот орган будет работать, на каких принципах и основаниях. В мире нет подобных прецедентов, разве что, туркменский Халк Маслахаты (Народный совет), от которого, кстати, официальный Ашхабад отказался, приняв поправки в конституцию, предусматривающие создание двухпалатного парламента с 2021 года.
Даст ли общество шанс Садыру Жапарову на такую реформу политической системы Кыргызстана? Скорее всего, да. Демократическая общественность, которая могла бы объединиться против предполагаемых преобразований, сегодня разобщена. Вместо того, чтобы объединиться и показать тандему силу, с которой он вынужден будет считаться, большинство партий, политиков, гражданских активистов погрязли в дискусе вокруг сроков парламентских выборов, обвиняя друг друга в их переносе. Свою инертность в отношении планов Жапарова демократы объясняют еще и тем, что пока ничего официально по поводу содержания конституционной реформы новой властью заявлено не было. Хотя, повторим, еще в интервью телеканалу Al Jazerra после событий 5-6 октября Садыр Жапаров сказал, что у него есть готовый проект конституции, в котором предполагается возвращение к одномандатным округам, потому что «мы слишком рано перешли к парламентской системе правления».
Сможет ли Садыр Жапаров вернуть сакральность кыргызской власти? Пока однозначного ответа нет.
В современном понимании сакральность власти – это, по сути, ее эффективность для подавляющего большинства, а не только для ограниченной группы. Базисом такой эффективности является понимание властью того, чего хочет народ, его менталитета и, обязательно, объективных закономерностей развития общества. Иначе говоря, те решения, которые могли стать стабилизирующим фактором для страны еще каких-то пять-десять лет назад, сегодня могут, наоборот, стать триггером турбулентности.
Судить о том, понимает ли это Садыр Жапаров, сложно. Слишком мало он пребывает во власти и оценивать его управленческие таланты и интуицию рано.
Контуры конституционноей реформы — это пока единственный план, объявленный Садыром Жапаровым, не считая традиционных лозунгов о борьбе с коррупцией и криминалом.
Но переформатирование политической модели в сторону укрепления президентской власти – это не та ясная и большая цель, которая обеспечит развитие страны и позволит начать движение по пути возвращения власти сакральности.
Это опять реставрация фасада, без капитального ремонта здания.
Она не даст ответы на все исторические вызовы и не станет началом решения общественных проблем.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять
ему нужны умные советники, которые умеют превращать его минусы в плюсы