Мурат Укушов, заслуженный юрист КР — специально для Elgezit.kg
Институту Президента Кыргызской Республики исполняется 30 лет: 24 октября 1990 года Верховный Совет Киргизской ССР 12-го созыва, впоследствии названный «легендарным парламентом», принял Закон «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР». За прошедшие три десятилетия институт президентства в нашей стране прошел тернистый путь, пережив взлеты, кризисы и падения.
Институт президентства получил распространение во многих странах. Из 183 стран, входивших в начале 90-х в ООН, более 130 имели в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный правовой статус.
Учреждение в Кыргызстане института президентства открыло новый этап в развитии кыргызской государственности, свидетельствовало об огромных переменах, происходящих в нашей стране, переходе Кыргызстана к принятым в современном мире системам правления. Учреждение поста Президента Кыргызской Республики не означает одномоментного возникновения института президентства в нашей стране. Институт президентства в Кыргызстане имеет сравнительно короткую историю, и его корни неразрывно связаны с учреждением и развитием этого института в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в декабре 1991 года.
Становление института президентства в СССР и Союзных республиках
В СССР отношение к институту главы государства в целом и, к институту президентства в частности, было фактически отрицательным. Эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах, о чем, например, свидетельствует анализ текстов Конституций СССР 1924, 1936, 1977 годов. В научной литературе институт главы государства (президента) трактовался в основном как чисто буржуазный институт, служащий интересам подавления буржуазией трудящихся. Считалось, что в СССР не должно быть единоличного главы государства (президента). В СССР существовал коллегиальный глава государства — это Президиум Верховного Совета, включая Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого Верховным Советом и подотчетного Верховному Совету. Аналогичная система действовала во всех союзных республиках.
В целом необходимо констатировать, что институт президентства был органически чужд советской системе правления. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти единоличного института главы государства — президента. Важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решались Политбюро Центрального комитета КПСС во главе с Генеральным секретарем ЦК. В союзных республиках – Бюро Центрального комитета республиканской партийной организации во главе с первым секретарем ЦК. Таким образом, это давало возможность на практике соединить в одних руках партийного лидера большие властные полномочия, чем мог бы дать пост главы государства — президента.
Для СССР конец 80-х годов 20-го века — период системных социально-экономических кризисов, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни. Почти повсеместно в союзных республиках обострились межнациональные отношения. В конце 1989 года в СССР обстановка приближалась к критической черте. Положение в политической, социально-экономических сферах осложнялось. Острота межнациональных отношений в многонациональном государстве, каковым являлся СССР, приобрела опасный характер. Стали ослабевать межреспубликанские экономические связи, исполнительская дисциплина и правовой порядок, из-за экономических неурядиц и острой нехватки товаров народного потребления страна переходила на талонную систему обеспечения населения товарами первой необходимости, возрастала преступность, в том числе организованная.
Начался распад механизма союзной исполнительной власти, все больший размах начали приобретать центробежные устремления союзных республик, и в особенности, прибалтийских республик (Латвия, Литва, Эстония). Непоследовательность в разграничении функций высших органов государственной власти, разрыв между их полномочиями и степенью ответственности снижали действенность механизма государственной власти. Все сильнее ощущалось отсутствие связующего звена между парламентом, правительством и правоохранительными и судебными органами — звена, обладающего достаточно широкими единоличными полномочиями. На всем пространстве СССР складывалась чрезвычайная внутриполитическая и социально-экономическая обстановка.
Все это ускорило процесс учреждения в марте 1990 года поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями оперативного характера.
После оживленных дискуссий на протяжении всего 1989-го года на третьем Съезде народных депутатов СССР 14 марта 1990 года был принят Закон СССР о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию СССР, которым и был учрежден пост Президента СССР.
Острота социально-экономической и политической обстановки в стране затрудняла избрание первого Президента СССР всенародным голосованием, к тому же отсутствовала соответствующая нормативная база. Поэтому, сначала на сессии Верховного Совета СССР, а затем и на третьем Съезде народных депутатов СССР, было признано целесообразным избрать первого Президента СССР на Съезде народных депутатов СССР — необычайно широком по составу представительном органе, состоявшем из 2250 депутатов. Первым Президентом СССР, и, как потом оказалось последним, был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев.
После учреждения должности Президента СССР в союзных республиках практически повсеместно стали выдвигать идею о необходимости учреждения поста Президента. «Передовиками» выступили среднеазиатские республики.
Так, в Узбекистане учреждение института Президента последовало практически сразу после учреждения поста Президента СССР. Уже 24 марта 1990 года Верховный Совет Узбекской ССР избрал первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Ислама Каримова на пост Президента, который правит бессменно до настоящего времени.
В Казахстане 24 апреля 1990 года был принят Закон Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР». В этом же месяце Верховный Совет Казахской ССР избрал первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева Президентом Республики (также правит бессменно до настоящего времени).
В Таджикистане весной 1990-го года прошли выборы в Верховный Совет 12-го созыва. 12 апреля 1990 года на пост председателя Верховного Совета был избран первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана Кахар Махкамов. Осенью того же года был учрежден пост Президента Таджикской ССР. 30 ноября 1990 года в стенах Верховного Совета состоялись первые президентские выборы, на которых Махкамов К. стал первым президентом Таджикистана и одновременно возглавил правительство.
В Туркменистане первый секретарь ЦК Компартии Туркмении Сапармурат Ниязов в январе 1990 года стал председателем Верховного Совета, а 27 октября того же года – первым президентом Туркменистана (правил до самой своей смерти в 2006 году). Причем в отличие от всех остальных коллег — президентов центральноазиатских государств, которые были избраны Верховными Советами (парламентами), первые выборы Президента Туркменистана были проведены путем всенародного голосования. За Сапармурата Ниязова тогда отдали свои голоса 98,3% избирателей.
Учреждение поста Президента в Кыргызстане и избрание первого Президента
В Кыргызстане уже на первой сессии Верховного Совета Киргизской ССР 12-го созыва, состоявшейся в апреле 1990 года, отдельными демократически настроенными депутатами был поднят вопрос об учреждении в республике поста Президента Киргизской ССР. Однако консервативная часть депутатского корпуса во главе с партийно-номенклатурной верхушкой Верховного Совета Киргизской ССР выступила против этой инициативы. Аргумент противников идеи учреждения поста президента республики сводился к тому, что данный вопрос прежде нужно согласовать с Центром (т.е. с Москвой).
Однако жизнь взяла свое. Под напором объективных и субъективных причин, стремительно ухудшавшегося социально-экономического положения в республике, консервативное руководство Верховного Совета Киргизской ССР было вынуждено созвать на 22 октября 1990 года внеочередную 2-ю сессию Верховного Совета Киргизской ССР 12-го созыва. Под пунктом вторым в повестке дня сессии значился вопрос: «О вопросах Президентства».
На очередном заседании 24 октября 1990 года Верховным Советом Киргизской ССР был принят Закон Киргизской ССР «Об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР». Пост Президента Киргизской ССР — главы государства был учрежден в целях развития политических и социально-экономических преобразований в республике, обеспечения гарантий деятельности и необходимого взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти, повышения ответственности и эффективности работы государственных органов и, исходя из общественной потребности укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан. В Конституцию Киргизской ССР 1978 года была включена дополнительно глава, закрепившая правовой статус Президента Киргизской ССР.
На следующий день — 25 октября 1990 года состоялось пленарное заседание Верховного Совета, где обсуждались вопросы выбора Президента Республики. Были приняты постановления об образовании счетной комиссии по выборам Президента Киргизской ССР, о порядке проведения тайного голосования и определения его результатов по выборам Президента Киргизской ССР.
В первом туре голосования кандидатами в Президенты Республики были выдвинуты: Масалиев А. — первый секретарь компартии республики, Джумагулов А. — председатель Совета Министров республики, Аманбаев Дж. — первый секретарь Иссык-Кульского обкома компартии и Сааданбеков Дж. — председатель постоянной комиссии Верховного Совета республики. При этом Сааданбеков Дж. сразу взял самоотвод. Результаты тайного голосования принесли следующие результаты: Аманбаев Дж. — 83 голоса «за», 253 голоса – «против»; Джумагулов А. – 96 голосов – «за», 237 голосов — «против»; Масалиев А. – 154 голоса — «за», 179 голосов – «против».
В следующий тур вышли Масалиев А. и Джумагулов А., набравшие наибольшее число голосов в первом туре голосования. Во втором туре Масалиев А. получил 171 голос «за», 169 – «против», Джумагулов А. — 169 голосов – «за», 171 голос – «против».
Согласно Закону об учреждении поста Президента Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР, избранным считался кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов Киргизской ССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набирал больше половины голосов, проводилось повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов. Если и в этом случае ни один из двух кандидатов не набирал больше половины голосов от общего числа народных депутатов Киргизской ССР, то проводилось выдвижение новых кандидатов.
Оба кандидата – Масалиев А. и Джумагулов А., вышедших во второй тур голосования, не набрали нужного количества голосов. Таким образом, Первый секретарь ЦК Компартии Кыргызстана Масалиев А. в отличие от своих коллег – партийных руководителей других центрально-азиатских республик, проиграл президентские выборы – не хватило всего 5 голосов депутатов.
Новое выдвижение кандидатов на пост Президента республики и голосование состоялись 27 октября 1990 года. На этот раз список претендентов был еще шире. Среди кандидатов числились: Исанов Н. — председатель Иссык-Кульского облисполкома, Дуйшеев Э. — первый заместитель председателя Совета Министров республики, Туменбаева Ж. — заместитель председателя Совета Министров республики, Асанкулов Ж. — председатель Комитета государственной безопасности республики, Койчуев Т. — вице-президент Академии наук республики, Аблесов С. — председатель Госстроя республики, Муралиев А. — председатель Фрунзенского горисполкома, Осмонов Б. — первый секретарь Токтогульского райкома компартии, Баекова Ч. — председатель постоянной комиссии Верховного Совета республики, Шеримкулов М. — секретарь ЦК компартии республики, Асейинов М. — заместитель председателя Совета Министров республики и Акаев А. — президент Академии наук республики, депутат Верховного Совета СССР. Кандидаты Туменбаева Ж., Асанкулов Ж., Койчуев Т., Баекова Ч., Шеримкулов М. и Асейинов М. взяли самоотвод.
В первом туре тайное голосование показало следующие результаты: Аблесов С. – 17 голосов – «за», 313 голосов – «против»; Дуйшеев Э. – 19 голосов – «за», 311 голосов – «против»; Муралиев А. – 31 голос – «за», 299 голосов – «против»; Осмонов Б. – 16 голосов — «за», 314 голосов – «против»; Исанов Н. – 74 голоса – «за», 256 голосов – «против», Акаев А. – 137 голосов — «за», 193 голоса – «против». По большинству голосов во второй тур вышли Акаев А. и Исанов Н.
При голосовании во втором туре депутаты Верховного Совета отдали предпочтение А.Акаеву — 179 депутатов проголосовали «за», 147 депутатов – «против». За Исанова Н. – 62 депутата проголосовали — «за» и 264 депутата – «против». Таким образом, Аскар Акаев стал первым Президентом Кыргызстана.
Год спустя, 12 октября 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Кыргызстана. Единственным кандидатом был действующий Президент А.Акаев. За него отдали голоса 1 млн. 968 тыс. 781 граждан, то есть 95,3% всех граждан страны. Эти выборы стали, по сути, подтверждением полномочий Президента, избранного парламентом в октябре 1990 году в соответствии с Конституцией Киргизской ССР 1978 года, в новом качестве уже главы независимого государства. Впоследствии А.Акаев переизбирался главой государства в декабре 1995 года и в октябре 2000 года и правил до 24 марта 2005 года.
В настоящее время среди общественности (что интересно, в основном среди поколения 30-40 летних), годы правления А.Акаева представляются односторонне и исключительно в «черном», зачастую в откровенно «ненавистническом» свете. Есть такие, которые только по известным им историческим «фактам» считают, что в годы его правления «мы не пострадали настолько даже при вторжении монголов в XIII—XIV вв., вторжении калмыков в XVIII веке.»
Бесспорно, в деятельности А.Акаева имели место разного рода недостатки, просчеты и упущения (об этом он и сам не раз признавался), приведшие в конечном итоге к мартовским событиям 2005 года и выезду из страны. Между тем правда в том, что на весах истории положительные стороны в деятельности первого Президента в любом случае перевешивают недостатки и ошибки. Сошлюсь на мнение второго Президента К.Бакиева о своем предшественнике (из его книги «Дорогу осилит идущий»): «Можно по-разному относиться к событиям и людям, которые в них участвуют. Но 1991 год навеки войдет в историю кыргызов. С 31 августа 1991 года начинается новая эпоха — эпоха независимого Кыргызстана. И это эпохальное событие навеки будет связано с именем Аскара Акаева — первого Президента суверенной Кыргызской Республики. Вместе со своими соратниками и единомышленниками он начал в 1990 году путь новаторского поворота к демократическому обществу, к рыночной экономике, прорыв в мировое сообщество. Именно А. Акаеву судьба доверила принять самое историческое из всех решений, которые только доводится принимать руководителю страны — решение о независимости, о свободе для кыргызского народа. А затем — не менее исторические решения о введении национальной валюты, частной собственности на землю и многие другие». А ведь К.Бакиев был одним из самых яростных критиков деятельности А.Акаева.
Сегодня в нашем обществе среди общественно-политических деятелей, политологов, юридической общественности нет однозначного понимания современного конституционного статуса Президента – главы государства. Некоторые считают его «английской королевой» и предлагают вновь усилить его полномочия, другие наоборот обвиняют институт главы государства чуть ли ни в узурпации власти.
Многие общественно-политические деятели, «эксперты», не говоря уже о простых гражданах, на самом деле имеют поверхностные знания о том, что представляет собой институт президентства в современном государстве, его функции и роль в системе органов государственной власти. Особенно это стало заметным в период прошедшей избирательной кампании в Жогорку Кенеш — все без исключения кандидаты в своих предвыборных программах путали функции и полномочия главы государства с функциями Правительства и Жогорку Кенеша.
Дискуссия, связанная с сегодняшними инициативами по совершенствованию организации государственной власти и повышению эффективности их деятельности, широкое обсуждение общественностью, в том числе юридическим сообществом, последствий проектируемых мер представляются исключительно важным делом. Высказываются полярные суждения, и без тщательной оценки правоведами всех «за» и «против» каждого из предложений невозможно избежать ошибок — результата скоропалительных решений.
Как показывает наш собственный опыт, конфликт между ветвями власти, а тем более игнорирование их мнения, могут быть опасны для политической жизни страны. Последствия несогласованных действий могут не только негативно отражаться на взаимоотношениях ветвей власти, но и привести к ухудшению общеполитической ситуации в стране.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.