Сегодня состоялась встреча президента Сооронбая Жээнбекова с активистами и волонтерами, которые принимают участие в борьбе с пандемией коронавируса.
О том, что обсуждалось на встрече, какие вопросы и проблемы были подняты, в интервью редакции Elgezit.kg рассказала активистка, лидер волонтерского движения «Поколение Best» Нуриля Чолпонбаева.
— Нуриля, каковы были ожидания от этой встречи с президентом страны и насколько они совпали с реальностью?
— Еще до встречи диванные эксперты соцсетей критиковали нас, утверждая, что мы идем на формальную встречу, пользы от которой не будет. На самом деле мероприятие получилось максимально прозрачным, не было никаких регламентов, каждый из нас имел возможность выступить столько, сколько хотел. Вопросы и предложения президенту задавались очень острые, порой жесткие. Не было никакого подобострастия или раболепия перед главой государства, наоборот, все мы чувствовали себя равными за одним столом. Не было хвалебных речей. Порадовал состав участников – не было дежурных или провластных активистов. Президент Жээнбеков оказался открытым и доступным человеком, выслушал каждого из нас и обещал многие вопросы взять под личный контроль.
— Какие вопросы поднимались перед президентом?
— Мероприятие открыл сам глава государства, выступив с речью, в которой он поблагодарил всех нас за проделанную работу, отметил, что сейчас у волонтеров очень высокий кредит доверия, и предположил, что возможно, мы даже владеем информацией о борьбе с коронавирусом даже лучше, чем он, так как сами непосредственно работаем «на полях».
Открыл мероприятие Бабур Тольбаев, который прочитал Коран по всем умершим от коронавирусной инфекции. Как экономист, он рассказал президенту о мерах, которые нужно принять чтобы оживить финансовый сектор страны. В частности, он призвал отказаться от шестипроцентного льготного кредитования, так как люди и так сейчас по уши в кредитах. Вместо этого Бабур Тольбаев предложил выплатить компенсации нуждающимся людям наличными деньгами. В качестве примера он привел США, где каждому гражданину власти выплатили по $1200 компенсации. Выплаченные суммы, по мнению Тольбаева, помогут перезапустить экономику страны уже к осени, а также снизят социальное напряжение в стране.
Многие просили освободить от налоговых и таможенных пошлин гуманитарный груз. В частности, из России должна была прибыть помощь на $6 млн., но из-за бюрократических проволочек связанных с налогообложением, груз до сих пор не прибыл в Кыргызстан.
Эркин Рыскулбеков предложил установить день единого траура в стране по погибшим от коронавирусной инфекции. А также рассказал о коррупции, завышенных ценах при закупке гумпомощи со стороны госорганов. Были приведены примеры, что волонтеры закупали эти же предметы по гораздо более низким ценам. Президент обещал взять этот вопрос под личный контроль.
Также были высказаны страхи медиков, которые боятся своих главврачей, чиновников из Минздрава и не могут открыто высказаться о своих проблемах, о недостатке СИЗов, лекарств, невыплате компенсаций и многих других проблемах. Сооронбай Жээнбеков также пообещал взять эту проблему под личный контроль, и призвал врачей открыто выступать и рассказывать обо всех проблемах и вопросах.
— На своей странице Facebook вы обещали сказать президенту правду. В чем заключалась ваша правда?
— Во-первых, я коснулась проблем по выплате компенсаций медикам. Просила установить страховку для врачей, которые работают в «красной зоне». Также были подняты вопросы о строительстве новых больниц. Президент пообещал, что уже к сентябрю в городах Бишкек и Ош будут построены две инфекционные больницы из легких конструкций. Также я просила обратить внимание на людей, которые болеют другими болезнями и которые сейчас остались в стороне. Особенно речь идет о диабетиках, онкобольных и людях, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сейчас многие люди принимают разжижающие кровь препараты, но не получим ли мы к осени массу инфарктов и инсультов? Поэтому необходимо ремонтировать, оснащать все больницы, которые будут принимать разного рода больных. И, наконец, я сказала президенту, что идет недостаточное информирование людей о том, что делается лично им. Мы услышали многое, что делается лично главой государства от него самого. Но об этом не знает народ, который считает что он ничем не занимается. Мы понимаем, что он не любит пиариться. Но ему нужно почаще выходить к народу, устраивать онлайн-эфиры. Может приходить к нам, к волонтерам и видеть как мы ведем свою работу.
— Каким образом в дальнейшем будет строиться ваша коммуникация с президентом?
— Сооронбай Жээнбеков предложил продолжить наши встречи после определенного времени. И разговаривать уже по результатам нашей работы. Также он обещал, что будет проводить онлайн встречи с другими активистами, врачами. Помимо этого, мы создали WhatsApp-чат, куда присоединились все участники сегодняшней встречи и пресс-секретарь президента Толгонай Стамалиева, замруководителя аппарата президента Алмаз Кененбаев и вице-премьер Аида Исмаилова. Президент поручил все возникающие вопросы и проблемы писать в этот чат, вплоть до недостающего стула или катетера. Надеюсь, это схема позволит решить многие вопросы.
— На ваш взгляд, президент услышал вас всех?
— Лично у меня от встречи остались очень хорошие впечатления. Президент открыт и продемонстрировал желание работать сообща в борьбе с коварным вирусом. Если в ближайшие две недели от нашей сегодняшней встречи появятся положительные результаты, то тогда можно считать встречу плодотворной. Поэтому давайте посмотрим, как пойдут дела.
Беседовал Семетей АМАНБЕКОВ