Политические и правовые особенности предстоящих выборов в Жогорку Кенеш VII созыва

Аналитика,Лента событий,Статьи 25 Июн 2020 09:00
0 отзывов

Заслуженный юрист КР Мурат Укушов – специально для Elgezit.kg

Выборы — всегда значимое общественно-политическое событие для любого государства, будь они местные, парламентские или президентские.Однако COVID-19 (коронавирус) лишил ряд государств, в которых весной-осенью 2020 года должны были состояться выборы, возможности провести голосование в привычном формате и в запланированные сроки. Рост количества зараженных инфекцией в марте-мае текущего года привел к отмене массовых мероприятий по всему миру, закрытию границ и приостановке авиасообщения между странами. На фоне ухудшения ситуации вокруг коронавируса правительства ряда стран, в том числе – Кыргызстана, решают, как противостоять угрозе дальнейшего распространения COVID-19 в условиях необходимости проведения массового мероприятия как выборы.

Напомню, что парламентские выборы в Кыргызстане назначаются главой государства не ранее чем за 100 календарных дней и не позднее чем за 90 календарных дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва. Исходя из этого, очередные выборы в Жогорку Кенеш должны быть назначены на воскресенье 4 октября 2020 года, а решение о назначении выборов может быть принято с 26 июня по 6 июля 2020 года.

В настоящее время глава государства Сооронбай Жээнбеков и правительство принимают необходимые меры по недопущению распространения коронавируса, и есть надежда, что до выборов удастся стабилизировать эпидемиологическую ситуацию в стране.

Когда коронавирус выборам не помеха

На сегодня главным примером возможности успешно и без негативных последствий проводить выборы в эпидемиологической ситуации считается Южная Корея. Между прочим, эта страна — один из первых очагов распространения COVID-19. В ней 15 апреля 2020 года состоялись парламентские выборы. Как известно, в тот период пандемия была в самом разгаре по всему миру, и не имелось никаких гарантий, что проведение массового мероприятия возможно без новой вспышки числа заболевших.

Однако опыт Кореи показал, что соблюдения небольшого ряда простых санитарных мер достаточно, чтобы предотвратить заражение даже при самом масштабном голосовании. При этом гарантии безопасности здоровью всех участников никак не ограничивают демократические стандарты всеобщего доступа к волеизъявлению. В период проведения выборов в Южной Корее около 60 тысяч человек соблюдали режим строгого карантина. Однако голосование прошло при рекордной явке за последние 28 лет: на участки пришли более 66 процентов тех, кто имеет право голоса. После выборов не было зафиксировано никакого всплеска числа зараженных.

Какие меры позволили достичь такого результата? Проверка температуры на входе: те, у кого выявляются признаки болезни могут проголосовать в отдельной зоне. Использование масок, одноразовых перчаток и дезинфекторов. Жесткое слежение за дистанцией между голосующими. Для дезинфекции всех 14 тысяч избирательных участков привлекли более полумиллиона человек. На полу нанесли специальную разметку для соблюдения социальной дистанции. Бюллетени в урну за тех, кто контактировал с заболевшими, опускал сотрудник избирательной комиссии в защитном костюме. Также большую роль сыграло широкое применения досрочного голосования: им воспользовалось 11 миллионов человек — 26,7 процента населения. Для больных и изолированных проводилось надомное голосование, в больницах были организованы мобильные урны.

Пример Южной Кореи стал «заразительным». В африканской стране Бурунди 20 мая состоялось голосование на президентских, парламентских и местных выборах. Никаких существенных эпидемиологических последствий после них зафиксировано не было. Так же, как и в других государствах Африки, где в период пандемии прошли выборы различного уровня: в Мали, Гвинее, Бенине — общее число избирателей превысило 5 миллионов человек. Однако о новом росте количества заразившихся среди них ничего не сообщается.

Решение о проведении голосования в эпидемиологической ситуации было принято в России — 1 июля там состоится общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. В ближайшее время выборы также пройдут и в других странах мира, каждая из которых откроет избирательные участки для проведения очного голосования. 21 июня парламентские выборы состоялись в Сербии, где распространение коронавируса было столь масштабным, что был объявлен даже режим чрезвычайного положения. 24 июня пройдут парламентские выборы в Монголии. В Хорватии и Северной Македонии 5 июля пройдут выборы в парламент. В Республике Беларусь на 9 августа назначены президентские выборы.

Национальный съезд Республиканской партии, на котором нынешний глава Белого дома должен быть утвержден в качестве кандидата в президенты, пройдет с 24 по 27 августа в городе Шарлотт (штат Северная Каролина). Национальный съезд Демократической партии, на котором будет названо имя соперника Трампа на предстоящих выборах, пройдет 13-16 июля в Милуоки (штат Висконсин). Сами президентские выборы в США состоятся 3 ноября.

Таким образом, обязательное проведение 4 октября 2020 года очередных выборов в Жогорку Кенеш VII созыва не только полностью соответствует общемировому тренду, но и поддержано проверенными опытным путем в Южной Корее и других странах мерами по обеспечению гарантий для здоровья всех участников этого важнейшего для судеб Кыргызстана мероприятия. В настоящее время кыргызским властям предстоит поиск адекватных ответов на сложные вопросы, которые ставит реальная жизнь: каким путем обеспечить баланс между необходимостью обеспечения безопасности, жизни и здоровья граждан и соблюдения императивов законности.

Значение предстоящих выборов в Жогорку Кенеш

Значение предстоящих выборов трудно преуменьшить, хотя в Кыргызстане в последние два десятилетия от выборов к выборам мы сталкиваемся с постоянно растущим недоверием избирателей к ним. Высокая значимость избирательной кампании 2020 года обусловлена чрезвычайно важными в кыргызских политико-правовых условиях результатами выборов.

Кыргызстан — парламентско-президентская республика, и глава государства, хоть и не «декоративная» фигура с исключительно представительскими полномочиями, как в большинстве стран Европы, но все-таки вынужден согласовывать большую часть своих действий с Жогорку Кенешем. Без поддержки большинства депутатов в парламенте президент бессилен сделать что-либо действительно серьезное. Он может, например, назначить своим указом судей местных судов, но вот правительство страны по Конституции все-таки формирует Жогорку Кенеш.

Ближайшие три года (2021-2023) пройдут в условиях нарастающего поиска ответа на вопрос для политической власти — кто будет безопасным преемником? Поэтому для действующей власти и политической системы предстоящие выборы в Жогорку Кенеш VII созыва на самом деле являются промежуточными к президентским выборам в октябре 2023 года. Власти так или иначе необходимо обеспечить если не подавляющее, то хотя бы убедительное большинство в Жогорку Кенеше. Называются одна-две партии, которые обеспечат данное большинство.

От результатов парламентских выборов зависит статус и авторитет политических партий. Партии, избранные в Жогорку Кенеш, приобретают множество преимуществ по сравнению с внепарламентскими партиями. Так,парламентские фракции партий участвуют в формировании коалиции парламентского большинства и соответственно — в формировании состава правительства; принимают участие в дележе «подведомственных партиям» министерств и административных ведомств; получают возможность для проталкивания своих кадров в органы исполнительной власти; участвуют в «распиле республиканского бюджета»; депутаты Жогорку Кенеша до известной степени защищены от давления со стороны силовых органов, пусть и в весьма узких пределах; депутаты могут обращаться к правительству с официальными запросами, задавать чиновникам неудобные вопросы на заседаниях фракций, комитетов и парламента, а также посещать регионы с «инспекционными» поездками и тому подобное.

Поэтому неудивительно, что общественно-политические деятели, политологи, эксперты уже сегодня предсказывают, что предстоящие парламентские выборы пройдут в жесткой конкурентной борьбе между участниками выборов за голоса избирателей.

Важная особенность предстоящих выборов в Жогорку Кенеш – отсутствие доминирующей политической партии

Предстоящие 4 октября 2020 года выборы депутатов Жогорку Кенеша VII созыва будут иметь отличительную особенностьэто отсутствие на политическом поле доминирующей партии.

Как известно, на парламентских выборах 2015 года доминирующей политической силой была партия СДПК, неформальным лидером которой был глава государства Алмазбек Атамбаев. Тогда он использовал преимущества своего должностного положения в целях обеспечения подавляющей победы на парламентских выборах именно партии СДПК, которую сам же и называл «президентской партией» вопреки официальному приостановлению в ней своего членства. Соответственно аппарат президента, правительство, местные государственные администрации и органы местного самоуправления «отработали» на победу этой партии.

При этом следует отметить, что стратегия по превращению СДПК в доминирующую партию была выстроена задолго до парламентских выборов 2015 года. В период 2011-2015-х СДПК постепенно утверждала свое главенство в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления, расставляя повсеместно на должности глав местных государственных администраций и органов местного самоуправления своих ставленников, а также получив большинство депутатских мандатов на выборах в местные кенеши. К осени 2015 года вся власть в стране «принадлежала» СДПК.

Другое дело, что эта стратегия быстро канула в Лету после прекращения президентских полномочий своего создателя. События 2018-2019 годов ясно показали иллюзорность надежды на лояльность парламента после перехода власти в другие руки.

Между тем действующая политическая власть до сих пор публично не определилась — на какую партию будут делать ставку на предстоящих выборах депутатов Жогорку Кенеша. Поэтому общественно-политические деятели, политологи, всякого рода эксперты сегодня усиленно гадаю» на эту тему: на слуху у общественности наименования одной-двух партий, которые еще в начале года находились на задворках политического процесса в стране.

Учитывая кыргызскую политическую традицию, и в целях гарантированного обеспечения лояльного большинства — хотя бы на 2021-2023 годы, политическая власть будет вынуждена определиться на какую партию она будет делать – хотя бы даже негласную — ставку на предстоящих выборах. При этом следует иметь в виду, что эта партия или, возможно, еще одна-две партии — ее клоны, не будет доминирующей силой на предстоящих выборах, как в свое время была партия СДПК. Потому что не была выработана и реализована стратегия для полнокровного «взятия власти» — как это происходило в 2011-2015 годы. Соответственно эти партии в основном будут вынуждены опираться на финансовую составляющую выборов и на административный ресурс.

В Кыргызстане голос избирателя превратился в «рыночный товар»

Выборы в государстве, основанные на международно-правовых стандартах, являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. Посредством выборов органы власти получают легитимацию – то есть народную поддержку и признание.

Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (часть 3 статьи 21).

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, предвыборные программы которых показались наиболее убедительными. Но все это в идеале.

В Кыргызстане выборы имеют свои особенности. У нас далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Нередко выбор приходится делать между плохим и худшим. Отсюда такие негативные явления, как абсентеизм избирателей, то есть их осознанная неявка на выборы, а также продажа/подкуп голосов избирателей.

Действующая Конституция Кыргызстана, инициированная Временным правительством и принятая референдумом 27 июня 2010 года, закрепила пропорциональную систему выборов в Жогорку Кенеш. То есть на парламентских выборах избирателям предлагается избирать политические партии, зарегистрированные Центральной избирательной комиссией и допущенные к выборам. Каждая из этих партий регистрирует в комиссии список кандидатов в депутаты в количестве не менее 120 человек.

Так, на выборах депутатов действующего Жогорку Кенеша VI созыва, состоявшихся 4 октября 2015 года, были допущены 14 партий. В совокупности партии включили в свои списки 1680 кандидатов в депутаты. Поскольку списки кандидатов закрытые (в избирательном бюллетене указывается только наименование политической партии), избиратель не имеет возможности персонификации (персонализации) кандидата.

Участвуя в избирательном процессе, граждане вынуждены голосовать за партии, а не выбирать своих представителей в Жогорку Кенеш из числа кандидатов в депутаты. В условиях Кыргызстана избиратель, лишенный возможности осознанного выбора, или не принимает участие в выборах, или голосует «по просьбе» близкого, знакомого, или же просто «продает» свой голос тому, кто заплатит больше.

Таким образом, в условиях низкой политической и правовой культуры кыргызского общества в настоящее время выборы фактически превратились в рыночные отношения — голоса избирателей превратились в товар. Все как на базаре: после объявления выборов в селах, в городах появляются так называемые «сотники», «тысячники», которые предлагают свои «услуги» партиям, участвующим на выборах. У них имеются списки граждан, за которых они «ручаются» и которые могут проголосовать за те или иные партии в зависимости от того, кто больше заплатит. При этом ни биометрия, ни голосование на автоматических считывающих устройствах не являются препятствием для продажи/подкупа голосов.

Следует отметить, что купле-продаже голосов избирателей напрямую потворствует также и норма конституционного Закона о выборах, которая устанавливает так называемый «региональный избирательный порог»: партия должна получить не менее 0,7 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкеку и Ошу. В настоящее время в стране нет массовых общенациональных партий, по сути партии, участвующие на выборах, являются региональными, и фактически не имеют своего электората в других регионах. Поэтому для преодоления регионального избирательного порога партии вынуждены «платить» избирателям других регионов.

Как известно из публикаций в СМИ, в последние день-два до голосования на выборах 2015 года «цена голоса» в среднем составляла 3-4 тысячи сомов. Учитывая социально-экономическое положение в стране в условиях пандемии коронавируса, ухудшение благосостояния большей части населения в городах, сельской местности можно с уверенностью предположить возрастание «цены голоса» избирателей на предстоящих выборах в Жогорку Кенеш. «Знатоки» избирательных технологий, СМИ и социальные сети предсказывают, что за день-два до дня голосования «цена голоса» может подскочить до 7-8 тысяч сомов. Следовательно, на предстоящих парламентских выборах расходы участников выборов могут многократно возрасти.

На предстоящих выборах в Жогорку Кенеш на первый план вновь выйдут финансовые ресурсы партий

Согласно официальным отчетам о движениях из избирательных фондов партий, в Жогорку Кенеш в октябре 2015 года прошли партии, потратившие на выборы больше всего денег. Так, политические партии, баллотировавшиеся в парламент Кыргызстана, с начала предвыборной деятельности официально потратили 781 миллион 680 тысяч 844 сома. И это, не считая неофициальных затрат, которые, возможно, были в разы больше.

Согласно отчету о движении денежных средств из избирательных фондов партий на 4 октября 2015 года, партией, официально потратившей на выборы самое большое количество средств, стала «Республика – Ата Журт» — 131 миллион 540 тысяч 711 сомов. Следующими по количеству израсходованных денег стали партии «Онугуу — Прогресс» — 119 миллионов 110 тысяч 197 сомов и СДПК — 103 миллиона 279 тысяч 107 сомов.

Во вторую «тройку лидеров» по количеству потраченных на выборы денежных средств заняли «Бир Бол» — 89 миллионов 404 тысячи сомов, «Ата Мекен» — 80 миллионов 629 тысяч 839 сомов и партия «Кыргызстан» — 80 миллионов 188 тысяч 551 сом.

Партийное объединение «Бутун Кыргызстан-Эмгек», от которого ожидались большие финансовые затраты и, соответственно, предполагали увидеть его в составе фаворитов выборов, официально потратило меньше других – всего 67 миллионов 146 тысяч 992 сома. И, соответственно, эта партия не прошла в VI созыв Жогорку Кенеша.

Вышеизложенные цифры наглядно демонстрируют то, что прошедшая в 2015 года избирательная компания по выборам депутатов Жогорку Кенеша была не столько конкуренцией между политическими партиями, их программами, лозунгами, личностями, а сколько конкуренцией величины денежных средств, собранных в официальных и неофициальных фондах партий.

Снова обратимся к цифрам парламентских выборов в октябре 2015 года. При этом следует учесть, что на тех выборах избирательный порог составлял 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по республике. В списке избирателей было зарегистрировано 2 миллиона 761 тысяча 297 избирателей. Из них 1 миллион 630 тысяч 125 избирателя приняли участие в голосовании, что составило 59,03 процента. Для прохождения в Жогорку Кенеш в 2015 году требовалось набрать не менее 114 тысяч 108 голосов избирателей.

По данным Центральной избирательной комиссии, на апрель 2020 года в Кыргызстане зарегистрировано 3 миллиона 385 тысяч 767 избирателей. Если на избирательные участки в день голосования придут, допустим, 60 процентов избирателей, то это составит 2 миллиона 31 тысячу 460 избирателей. 7 процентов из этого числа – это 142 тысячи 202 голоса избирателей. Столько голосов избирателей должна набрать партия по республике, чтобы пройти в Жогорку Кенеш в октябре 2020 года.

Следовательно, официальные расходы политических партий для прохождения в Жогорку Кенеш VII созыва также возрастут. И чтобы преодолеть на этих выборах сильную разочарованность населения в партиях, как в неэффективных посредниках между обществом и государственной властью, партии, участвующие в выборах, по всей вероятности, будут вынуждены решать эту проблему с помощью все возрастающего подкупа голосов избирателей. Знатоки избирательных технологий уже подсчитал», что для того, чтобы гарантированно войти в состав Жогорку Кенеша VII созыва партиям, участвующим на выборах необходимо израсходовать не менее 10 миллионов «зеленых».

Таким образом, парламентские выборы 2020 года, возможно, станут самыми дорогими по расходам участников выборов в истории независимого Кыргызстана.

Выборы по пропорциональной системе как источник политической коррупции

Помнится, в 1987 году в СССР на большой экран вышел последний советский вестерн «Человек с бульвара капуцинов». В этом фильме персонаж известного актера Михаила Боярского — «Черный Джек» пророчески предрекает: «Запомните джентльмены, эту страну погубит коррупция». Несомненно, этот афоризм актуален сегодня и для Кыргызстана с небольшим дополнением: «…эту страну погубит политическая коррупция».

Сегодня уже не является секретом и то, что «рыночная» атмосфера имела место и внутри партий при составлении списков кандидатов. «Конкурс на проходное место» в списке партий — фаворитов на выборах зависело не столько от политического, профессионального уровня и личностных качеств кандидата в депутаты, сколько от суммы средств «вносимый» лицом в избирательный фонд (официальный и неофициальный) партии.

О продаже мест в парламенте в СМИ заявлял депутат Жогорку Кенеша двух созывов Дастан Бекешев. Он утверждал, что стоимость депутатского кресла может доходить до миллиона долларов! Депутат назвал парламент «клубом миллионеров». При этом следует отметить, что ни один депутат Жогорку Кенеша не стал опровергать утверждения своего коллеги.Также в октябре 2019 года на Facebook появился пост политолога Дениса Бердакова о том, что одна из партий предложила ему внести $350 тысяч, чтобы стать кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша на выборах в 2020 года. И это с учетом, как он считает, скидки как известному политологу, а также по молодежной и национальной квоте согласно закону.

В обществе и раньше было известно из публикаций в СМИ, и все понимают, что большинство депутатов покупают проходные места в списках кандидатов партий – фаворитов выборов. То есть выборы по пропорциональной системе в нашей стране превратились в источник политической коррупции.

Политическая коррупция на самом деле стала главной движущей силой коррупционной системы, сформировавшейся в течение последних двух десятилетий, а зоной поражения ее являются государственные интересы. Чрезмерная финансовая зависимость политических партий от внутренних и, возможно, внешних «кошельков», особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов и избирательных фондов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности.

Таким образом, парламентские выборы 2020 года, возможно, окончательно могут превратить Кыргызстан в государство с олигархической формой правления.

В итоге возникает опасность не только дискредитации продекларированных политическими партиями идеологических и политических целей, но самое главное – существуют риски прямого воздействия корыстных интересов отдельных лиц и олигархических групп, а также внешних «кошельков» на процессы принятия государственных решений.

Политическая коррупция серьезно затрудняет функционирование государственных органов, препятствует политическим и социально-экономическим преобразованиям и модернизации государства, вызывает в обществе серьезное недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и является одной из главных угроз национальной безопасности кыргызского государства.

Кыргызским властям и политикам в вопросе противодействия политической коррупции необходимо обратить внимание на опыт Сингапура времен правления знаменитого Ли Куан Ю. Он подчеркивал, что большие расходы на избирательную кампанию являются проклятием многих азиатских стран. Затратив значительные средства на выборы, победители должны не только вернуть потраченные деньги, но и накопить средства для следующих выборов. Это служит побудительным мотивом для реализации коррупционных схем. Поэтому лидеры Сингапурской Партии народного действия во главе с Ли Куан Ю постарались снизить издержки на ведение избирательных кампаний. У партии не было необходимости пополнять казну после выборов, и раздавать подарки избирателям в период между выборами.

«Мы добивались того, что люди вновь и вновь голосовали за нас тем, что создавали рабочие места, строили школы, больницы, общественные центры. Эти социальные блага изменили жизнь людей и убедили их в том, что будущее их детей – с ПНД. Оппозиционные партии также не нуждались в деньгах. Они побеждали наших депутатов, потому что избиратели хотели, чтобы оппозиция в парламенте оказывала давление на правительство», — подчеркивал Ли Куан Ю (прим. выделено автором статьи).

К сожалению, последние масштабные поправки, внесенные в конституционный Закон о выборах летом 2019 года, никак не решили актуальных проблем, связанных:

с политической коррупцией при формировании партийных списков кандидатов в депутаты и избирательных фондов;

с необходимостью снижения расходов партий на выборах;

— с продажей/подкупа голосов избирателей;

с обеспечением на выборах конкуренции предвыборных программ партий, а не «толщины» официальных и неофициальных избирательных фондов;

— с открытыми списками кандидатов от партий;

— с необходимостью снижения избирательного порога до уровня международных практик (до 3-5 процентов).

Необходимо привести избирательные процедуры в соответствие с современными информационными технологиями

Как известно, нет худа без добра — в любом негативном событии есть некий позитивный элемент. На самом деле уроки пандемии коронавируса должны заставить кыргызские власти активизировать и ускорить работы по совершенствованию избирательных процедур и их приведение в соответствие с реалиями так называемого «века информационных технологий и цифровизации».

В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии применяются во многих областях жизнедеятельности человека, в целом – общества и государства. Как правило, такие технологии способствуют повышению эффективности деятельности, сокращению затрачиваемого времени, улучшению качества, объективности и многих других характеристик. Одной из сфер применения информационных технологий в развитых странах за последнее десятилетие стали выборы различного уровня – от корпоративных выборов до выборов органов местной власти, парламента и президентских выборов.

Таким образом, в настоящее время использование электронных технических средств в избирательном процессе не далекое будущее, а почти наступившая реальность. К сожалению, Кыргызстан в этой сфере пока сильно отстает.

В указе президента Сооронбая Жээнбекова «Об объявлении 2019 года Годом развитии регионов и цифровизации страны» от 11 января 2019 года отмечено, что теперь «предстоит дать новый импульс развитию регионов и стране в целом, используя новые технологии на всей территории страны и получение выгод от цифровизации нашим обществом… цифровые технологии должны внедряться в приоритетном порядке в такие сферы, как образование, здравоохранение, туризм, сельское хозяйство, телекоммуникации, банковский сектор, легкая промышленность и строительство». Однако избирательная система почему-то не вошла в перечень приоритетов цифровизации.

Сегодня переживаемые уроки пандемии коронавируса требуют от государства принятия своевременных и современных мер для совершенствования организации и проведения выборов. Учет зарубежного опыта в цифровизации и информатизации выборного процесса, применение последних технологий и разработок в сфере IТ-технологий, позволят сделать весь избирательный процесс максимально прозрачным, а деятельность органов государственной власти наиболее эффективной. Кроме того, подобные нововведения повысят доверие граждан к власти и вовлекут в процесс развития гражданского общества и государства молодежь.

При этом, чтобы ввести в избирательную практику современные информационные технологии, необходимо проводить значительную просветительскую работу по информированию граждан, а также требуется внесение значительных изменений в избирательное законодательство Кыргызской Республики.

IT-технологии дают возможность: 1) усовершенствовать стадии избирательного процесса; 2) сократить расходы на проведение выборов; 3) упростить организацию выборов; 4) привлечь большее число избирателей, в том числе — молодежь; 5) сделать процедуру голосования более доступной и объективной.

Регистрация избирателей. Применение инновационных технологий при регистрации избирателей позволяет избежать фальсификации и неточностей в списках: к примеру, включение одного и того же избирателя в реестр голосования на двух разных участках. Остается лишь открытым вопрос идентификации личности. Биометрические технологии (сканирование отпечатков пальцев, сетчатки глаза) которые были введены избирательное законодательство и впервые применены на парламентских выборах в Жогорку Кенеш в 2015 году, способны решить эту проблему.

Цифровые партии. В развитых странах современные политические партии полностью переносят свою деятельность на интерактивную платформу. «Цифровые» партии стали активно работать с гражданами через интернет и социальные сети. Некоторые из них обязывают своих членов и сторонников партии голосовать на местных, парламентских и президентских выборах, именно так, как проголосуют в сети избиратели. В Кыргызстане переход политических партий на современные информационные технологии пока что практически не ощущается, чаще они встречаются в странах Европы — Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Франции, Эстонии, России и других, а также в США.

Предвыборная агитация. Сегодня во многом успех избирательной кампании политической партии, кандидатов зависит от активности и умения «показать себя» в интернете и социальных сетях – Facebook, Telegram, «Одноклассники», группы в WhatsАpp и Instagram. Участники выборов на стадии предвыборной агитации стараются взаимодействовать с избирателями через мобильные приложения, группы и страницы в социальных сетях.

Оптическое сканирование. В Кыргызстане, начиная с парламентских выборов 2015 года, при голосовании активно применяется автоматически считывающая урна (АСУ) — устройство, предназначенное для автоматического подсчета голосов избирателей. Для выборов пока еще используются бумажные бюллетени, которые помечаются гражданами, а после сканируются АСУ. Данный способ обработки голосов избирателей известен уже давно, его используют многие страны: Канада, США, Южная Корея.

Прямая запись. В данном случае машины для голосования не используют бумажные бюллетени, вся информация выводится на экран интерфейса. Они записывают голос избирателя и сохраняют его в электронном виде. Такая система давно применяется в Индии и Бразилии, ее пробуют внедрить – США, Канада, Бразилия.

Интернет-голосование. В настоящее время голосование через Интернет – мало встречающаяся форма виртуального избирательного процесса. Этот вид был пробно введен в Армении, Франции, Швейцарии, Канаде, Норвегии и так далее.

Эстония, начиная с 2007 года, использует систему интернет-голосование (электронное голосование) на всей территории страны. Она является ведущей страной, которая максимально использует IT-технологии на выборах – местных, парламентских и президентских. Своим опытом эстонцы доказывают, что применение электронной системы голосования не несет рисков, а лишь упрощает избирательный процесс как для избирателей, так и для организаторов выборов.

Контроль над ходом выборов. В настоящее время во многих странах избирательные участки оборудованы системами видеонаблюдения, также организуется видеотрансляция с открытым доступом. Через Интернет граждане в прямом эфире могут наблюдать за ходом выборов. Это обеспечивает открытость и прозрачность избирательного процесса.

Таким образом, один из уроков переживаемой Кыргызстаном пандемии коронавируса заключается в том, что современные информационные технологии необходимо, не откладывая на потом, внедрить в избирательную систему Кыргызстана. Они призваны упростить и улучшить избирательный процесс на любых его стадиях и помочь проводить выборы даже в форс-мажорных условиях, которые мы переживаем сегодня.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Фото: Sputnik Кыргызстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.