Жизнь после пандемии нового коронавируса уже не будет прежней: социальная дистанция, маски в общественных местах, мытье и обработка рук и вообще сплошная дезинфекция… А что изменится в здравоохранении? И изменится ли? На эти и другие вопросы журналиста Елены Баялиновой дала ответы эксперт по здравоохранению Нинель Кадырова.
Пандемия во всем мире вскрыла проблемы здравоохранения и обратила внимание правительств на острую необходимость обеспечения стабильности работы и устойчивости систем здравоохранения, включая адекватное финансирование, обеспечение ресурсами, медицинскими кадрами, поставками лекарственных препаратов и средств индивидуальной защиты, а также инвестициями в современные технологии… «Это не про нас! Хоть бы заплатили то, что обещали…», — так думают многие медицинские работники, которые пока получили своевременно только обычную заработную плату.
Сейчас распространение вируса взято под контроль, но вирус никуда не исчезнет, имеется высокий риск второй волны… Многие случаи заражения COVID-19 проходили бессимптомно или в легкой форме, а значит эта часть населения не обращалась за медицинской помощью и этим людям не проводилось тестирование. Вирус мутирует и в любой момент может появиться в том или ином месте. Есть время до осени, когда вновь может возрасти нагрузка на врачей и необходимо не терять времени, начать готовиться уже сейчас.
Первым вызовом является то, что системы здравоохранения должны быть более квалифицированными и лучше подготовлены к будущим чрезвычайным ситуациям. В дополнение к укреплению потенциала на уровне стационара и интенсивной терапии, необходимы меры по улучшению профилактической и медицинской помощи на уровне местных сообществ, где работают преимущественно семейные врачи, фельдшеры и медсестры. После смягчения карантинных мер основная нагрузка ляжет именно на их плечи. Персонал центров ПМСП после выявления положительных результатов на COVID-19 у своих коллег испытывал страх за свою жизнь и своих близких. Готова ли наша система здравоохранения к новым испытаниям?
Восстанавливая хронологию событий, вспоминаю, что еще до 18 марта медицинские работники без надлежащих средств индивидуальной защиты проводили обход лиц, прибывших из-за рубежа и находящихся на домашнем карантине. Возникает вопрос: «Почему такой мониторинг нельзя было осуществлять дистанционно?» У каждого врача ЦСМ/ГСВ есть компьютеры, куда они вносят данные о пациентах, в том числе и тех, которые находятся под наблюдением. Есть контактные данные о таких пациентах. Во всем мире стали широко использовать дистанционный мониторинг, зачем же нужно было подвергать врачей дополнительному риску? Где пролегает грань ответственности каждого человека за свое здоровье, здоровье своих близких и ответственности медицинских работников, работающих на переднем крае – в первичном здравоохранении?
В Кыргызстане, несмотря на ограниченные ресурсы, уже давно внедрены информационные технологии, пусть они не совершенны, но даже при существующих ресурсах дистанционный мониторинг возможен и крайне необходим. В течение как минимум пяти последних лет мы говорили о создании пациенто-ориентированной системы, интегрированной системы здравоохранения, ориентированной на потребности населения. Пришла пора активнее внедрять онлайн-сервисы для пациентов, улучшать коммуникации пациентов с врачом или семейной медсестрой, где личный кабинет пациента может быть у него в смартфоне, а там, где эти технологии еще не доступны, население от мала до велика уже давно широко пользуется различными мессенджерами.
Условия соблюдения социальной дистанции, предотвращение скопления пациентов при посещении медицинских учреждений, и другие меры по инфекционной безопасности в полной мере касаются и организаций здравоохранения.
Что же должно измениться?
Первое. Это мониторинг состояния пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, которых мы относим к группе повышенного риска. Регулярные коммуникации врача и пациента с сообщением определенных параметров состояния здоровья возможны уже сейчас. При наличии симптомов прогрессирования неинфекционного заболевания уже сейчас возможна организация консультация специалистов, которые при необходимости назначат время индивидуального приема и обследования.
Второе. Непосредственные коммуникации пациента и врача/медсестры до записи на прием, где пациент будет информирован о мерах предосторожности в случае наличия симптомов вирусной инфекции, либо к пациенту будут направлены соответствующие специалисты.
Третье. При наличии у пациента симптомов, подозрительных на новую вирусную инфекцию, необходима организация отдельного входа, размещения указателей для таких пациентов, выделение специального медицинского персонала и соответствующих средств индивидуальной защиты как для персонала, так и пациентов.
На входе в медицинское учреждение (ЦСМ/ГСВ) необходима организация фильтров для помещения пациентов с симптомами вирусной инфекции в отдельную комнату. Ничего нового – в советское время такой подход был использован во всех детских поликлиниках, куда помещали детей с температурой или сыпью. То есть сейчас, вместо красивых аптечных пунктов на входе нужно организовать фильтр и специальные комнаты для пациентов с наличием симптомов любой инфекции.
Четвертое. Посещение врача должно быть только по предварительной записи, чтобы не создавать скопление пациентов в медицинском учреждении, а также своевременно принять меры по изоляции пациентов с симптомами вирусной инфекции.
Пятое. Для пациентов, обращающихся без записи, а у нас культура еще такова, что пациентам проще организовать живую очередь и дождаться, когда его примет врач, чем воспользоваться предварительной записью на прием, необходимо организовать зоны ожидания не у кабинета врача, а в области регистратуры, где будет терминал – с записью на прием, а также табло, приглашающее пациента к врачу. Опять ничего нового – в банках и центрах обслуживания населения эти механизмы уже давно практикуются. Но, зоны ожидания должны обеспечивать дистанцию между ожидающими пациентами, при необходимости на входе их должны обеспечивать масками, бахилами.
Шестое. Пандемия показала, насколько беззащитны медицинские работники и насколько они необходимы обществу и общество должно помочь сегодня здравоохранению. Для первичного здравоохранения нужны ресурсы – дополнительное финансирование, чтобы наши медицинские работники не уволились и могли выполнять с достоинством свой долг необходимо существенное увеличение заработной платы, включая дополнительные надбавки за риски, связанные с их профессией, дополнительные средства потребуются на обеспечение персонала и пациентов средствами индивидуальной защиты, а также на приобретение дезинфицирующих средств. Также дополнительные ресурсы сейчас потребуются для проведения на первый взгляд простых, но очень важных мер, по реорганизации работы учреждения и обеспечения готовности к новым вызовам, новым всплескам заболеваний. И здесь финансирование со стороны ФОМС по подушевому нормативу может быть применено только для увеличения капитационной ставки, а для обеспечения готовности учреждения к новым всплесках заболеваемости необходима дополнительная помощь местных органов власти, министерства здравоохранения, и заметьте, это все нужно сделать до осени! В этом и будет поддержка общества.
Седьмое. Тенденции в оказании медицинской помощи стационаров заключаются в оказании неотложной помощи пациентам и сокращении сроков госпитализации. Организация стационара на дому – это дополнительная нагрузка на первичное здравоохранение, но в этом заключается поддержка пациентов старшего возраста, а также пациентов с хроническими заболеваниями. Это и есть тот самый принцип интегрированного оказания медицинской помощи.
Сможем ли мы помочь системе здравоохранения, особенно на первичном уровне, подготовиться к новым вызовам, это зависит только от наличия политической воли и признания того, что система здравоохранения – это инвестиции в экономику страны, инвестиции в здоровье своего народа.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.