Негромкое свободомыслие Карпека Шамсединовича

Аналитика,Лента событий,Статьи 27 Апр 2020 10:05
1 отзыв

Эта статья была опубликована 12 декабря 2013 года в газете «Общественный рейтинг». 24 апреля 2020 года Карпека Шамсединовича Курманова не стало. Из уважения к его памяти данная статья публикуется еще раз.

Отзыв на книгу «Исповедь юриста»

Книга известного юриста, заслуженного деятеля науки Карпека Шамсединовича Курманова написана в жанре очерков и очень искренне. Я не буду делать обстоятельный обзор всех аспектов и сюжетов книги, а остановлюсь только на том, что обратило внимание лично меня.

Прежде всего, это автобиография свидетеля становления и крушения советской цивилизации и ее издержек в виде сталинизма и развитого социализма. Это беспристрастный, но не равнодушный документ эпохи. Он содержит в себе глубокие и ценные рассуждения о нашем прошлом и будущем. Этим книга напоминает мне «Размышления» – личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им 19 веков назад — в 70-е годы II века нашей эры. Это произведение также позволяет наблюдать не столько даже личную жизнь, сколько напряженную личную работу над собой.

Оба автора через призму своей личной истории раскрывают историю своей эпохи и этим интересны, и будут интересны.

От моего деда я унаследовал сердечность и незлобивость. От славы моего родителя и оставленной им по себе памяти – скромность и мужественность. От отца – кротость и непоколебимую твердость в тщательно обдуманных решениях, отсутствие интереса к мнимым почестям, любовь к труду и старательность.

От богов – то, что у меня хорошие деды, хорошие родители, хорошая сестра, хорошие учителя, хорошие домочадцы, родичи, друзья, почти все. И то, что я никого из них ничем не обидел, хотя у меня есть такая склонность, и при случае я мог бы это сделать.
М.Аврелий.

Книга Карпека Шамсединовича Курманова подкупает своим ненавязчивым, я бы сказал негромким свободомыслием. Не в смысле обличения власти и все такое. А в смысле свободы от стереотипов, штампов, условностей. Вообще, это поразительно: свободомыслие, идущее из глубин несвободной эпохи…

Он пишет, что есть и как есть, не подстраивается под то, как это воспримет «прогрессивная общественность». Он не обходит стороной неудобные темы типа «антисемитизма», «лиц кавказской национальности», бытовой коррупции в советское время, «которой не было». Но и пишет об этих темах неудобно для обывателя, и интересно для думающих людей.

Карпек Шамсединович практически никого не обвиняет и не поучает. Это также роднит его со стоицизмом Марка Аврелия. Единственно, что поучает в книге – это личный пример ее автора.

Больше вообще не рассуждать, каков там достойный человек, но таким быть.
М.Аврелий.

Эту книгу я воспринимаю как обращение свободного человека несвободной эпохи к несвободным людям свободной эпохи. Хотелось бы, чтобы молодежь, прочитав ее, также обрела негромкое свободомыслие, которого так не хватает сейчас нашему обществу и стране.

Автор прошел через трудности и лишения середины двадцатого столетия, сохранив не только нравственное, но и физическое здоровье. Долгих лет ему жизни.

И то, что я настолько еще сохранил свое здоровье при такой жизни.
М.Аврелий.

Мурат Суюнбаев, профессор КРСУ.

Одна мысль о “Негромкое свободомыслие Карпека Шамсединовича

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.