Мурат Укушов, заслуженный юрист КР — специально для Elgezit.kg.
27 июня 2010 года в нашей стране был принят принципиально новый Основной Закон, который закрепил важнейшие элементы парламентской формы правления: формирование правительства Жогорку Кенешем, подотчетность и ответственность правительства перед ним. Тогда определенные политические силы в стране, а также зарубежные «оракулы» указывали на фактическое отсутствие реальных предпосылок для радикальной трансформации формы правления. В повестке дня стоял вопрос: станет ли новая Конституция ценностной платформой государственного строительства на десятилетия вперед и принесет ли стабильность и прочность государству?
С тех пор прошло 10 лет. Полагаю, что сегодня уже имеются все основания для утверждения о том, что конституционная реформа 2010 года фактически оказалась неудачным социальным экспериментом. Постапрельские власти и, в первую очередь, законодательная ветвь власти – Жогорку Кенеш, так и не сумели выстроить за прошедшие годы политическую систему, соответствующую букве и духу действующей Конституции. То есть, не реализовали те возможности, которые предоставляла Конституция для развития и совершенствования государственного строительства.
Для наполнения реальным содержанием новых конституционных положений необходимо было переформатировать политическую систему государства, сформировать правовую базу для реальной партизации политической жизни общества, усиления роли партий в политическом процессе, создания современной, ориентированной на интересы общества и государства системы общенациональных политических партий.
О необходимости стратегии партийного строительства и реформировании политической системы
Любая жизнеспособная политическая система предполагает наличие основы – фундамента, на который впоследствии надстраиваются все политические институты, обеспечивающие политическое и экономическое развитие страны. Чем прочнее фундамент – тем более сложные и эффективные политические конструкции страна может себе позволить. Фундамент политической системы современного государства – это политические партии.
Например, в США роль основы политической системы играет жесткая двухпартийная модель, которая институционально закрепляет роль политической элиты и обеспечивает стабильность в принятии ключевых политических решений. Это становится особенно заметно, если посмотреть на практические идентичные программы двух ведущих американских партий — демократической партии и республиканской партии. Любой человек, имеющий политические амбиции, вынужден принять определенный набор этих базовых идеологических установок. Именно это гарантирует сохранение основных элементов американской политики вне зависимости от смены администраций в «Белом доме».
Европейская партийная система значительно мягче по сравнению с американской системой, однако официальные государственные институты и бюрократия здесь играют значительно более важную роль. Так, в Великобритании и в Германии все министры являются партийными, а их постоянные заместители – беспартийными и не меняются даже с приходом оппозиции к власти. Фактически беспартийная европейская бюрократия выполняет функцию гаранта преемственности политического курса, неподвластного смене политических предпочтений простых избирателей.
Действующая Конституция Кыргызстана предоставляет возможность выстроить в стране целостную конструкцию многопартийной политической системы. Принятая модель формы правления в целом соответствуют международным стандартам. Речь идет о введении выборов по партийным спискам, формировании правительства победившей на выборах партией либо коалицией партий, праве партий назначать своих выдвиженцев на ключевые государственные посты и т.д. Все это предполагает курс на партизацию общественно-политической жизни страны, придание партиям реального политического значения.
Между тем в Кыргызстане сегодня партии не выполняют свое общественное предназначение. Количество зарегистрированных партий не есть показатель уровня развития партийной системы и, соответственно, уровня политической культуры общества в целом. Партии больше имитируют политический процесс, чем развивают его. Программная составляющая всех партий сводится к занудным благим пожеланиям, партии не в силах разработать и предложить обществу идеологию политического, социального и экономического развития, конкретные предложения по противодействию коррупции и преступности, политическому экстремизму, национальной апатии, безразличию и безверию в свое государство, практически не проводят системную работу с молодежью и подрастающим поколением. За большинством действующих политических партий закрепился образ «вождистских», что противоречит самому смыслу партии.
Буква и дух действующей Конституции буквально требуют от партий постоянного участия в политической жизни страны. К сожалению, мы видим, что большинство партий пока не осознали этот вызов — они не участвуют в общественно-политических дискуссиях, не выдвигают собственных антикризисных программ, они не заявляют свою позицию по актуальным и злободневным вопросам государственной и общественной жизни и т.д. В результате граждане лишены возможности реально влиять на власть через партии, которые призваны отражать и отстаивать их интересы.
Именно поэтому активно действующие в стране неправительственные организации (НПО) в настоящее время более заметны и эффективны на фоне пассивности и недееспособности политических партий. Неправительственные организации сегодня фактически являются основным катализатором идей по модернизации государства и общества и рупором в выражении общественного мнения.
При нынешней общественно-политической ситуации в Кыргызстане не просто присутствует, но непосредственно востребована необходимость выработки и скорейшей реализации стратегии партийного строительства. Общая задача стратегии – придать смысл существованию и развитию предсказуемой, стабильной и полноценной многопартийной политической системы. Реализация партийного проекта сработает на упреждение любых попыток использовать в Кыргызстане сценарии типа «афганизации» или «украинизации», обесценивающие любые гарантии и утверждающие в обществе произвол и хаос.
Для нас сегодня важно осознать, что в переживаемой ситуации не действовать и выжидать – значит, отдавать дело на откуп политическим интриганам, а также экстремистским течениям, которые постепенно набирают силу и выжидают. Тем, у кого не было и не предвидится никаких позитивных ценностей, превышающих личные амбиции. И если власти и общество не будут активны в практической реализации национального проекта по внедрению принципов парламентаризма сегодня, то завтра отдадим политическое пространство им и можем потерять государство.
Чтобы в стране все-таки заработал реальный парламентаризм властям необходимо принимать неотложные меры по реальной партизации политической жизни, чтобы партии из «фантомов» политического процесса превратились в реально функционирующие политические механизмы. Политтехнологические фантомы, существующие исключительно в выборный период и отмирающие сразу после окончания избирательной кампании, такие псевдопартии никогда не были и не могут стать опорой политической системы. Напротив, их существование наносит политической системе только вред.
Нынешняя политическая система обречена. Или она, потеряв способность к позитивным переменам, рассыплется с грохотом, или сумеет эволюционировать, снизив градус напряжённости в обществе, приспособляясь к его запросам. И чем быстрее это произойдет – тем лучше для общества и государства.
Предложения по совершенствованию партийной системы
Предлагаемая концепция реформы политической системы является в некоторой степени способом искусственной стимуляции партийной деятельности. Но это оправдано тем, что сегодня мы впервые пытаемся построить реальную политическую жизнь на партийной основе. Без камуфлирующих структур, без экстремистского подполья, без партий-двойников и без партий-однодневок. И в обновленной на основе партийности политической системе место должно остаться только для настоящих массовых общенациональных партий, которые будут готовы соответствовать предъявленным новой Конституцией требованиям по управлению государством и обществом.
Соответственно многократно возрастают и требования к созданию и деятельности политических партий. К политическим партиям, которые берут на себя ответственность определять внутреннюю и внешнюю политику государства должны предъявляться повышенные требования. В первую очередь, политические партии, претендующие на власть должны быть общегосударственными объединениями граждан, т.е. их деятельность должна охватывать всю территорию страны. Не может партия, имеющая региональный характер претендовать на определение и реализацию внутренней и внешней политики целого государства. Во-вторых, партия не может строиться на мононациональном и религиозном признаке. Исходя из этого, предлагается закрепить в законе жесткие требования к созданию политических партий.
Для проведения реформы политической системы, в первую очередь необходимо разработать и принять основополагающие Законы «О политических партиях» (действующий Закон был принят в июне 1999 года и на сегодняшний день морально устарел) и «О гарантиях оппозиционной деятельности в Кыргызской Республике».
Принятие нового Закона о политических партиях позволит утвердить в стране осмысленную политику строительства многопартийной системы. Политические партии, претендующие на власть должны быть общенациональными объединениями граждан, то есть их деятельность должна охватывать всю территорию страны и партия не может быть мононациональной. Одним из составляющих реформы партийной системы должно стать введение фиксированного членства в политической партии и установление нижнего порога численности членов партий для государственной регистрации, например – не менее 20-25 тысяч членов, с обязательным введением механизма контроля со стороны уполномоченного государственного органа.
В чем заключается смысл контроля над численностью партий? Дело в том, что данная мера должна стать фильтром против популистских и сиюминутных избирательных проектов. Установление законом нижней планки, например, в 25 тысяч зарегистрированных членов, позволит создать заслон мимикрирующим под партии фантомным структурам, за которыми стоят не реальные партийцы и избиратели, а «коммерсанты от политики», нацеленные исключительно на приобретение депутатских мандатов.
Таким образом предлагается закрепить в законе следующие основные требования к созданию политических партий: партия должна иметь территориальные отделения в каждой области, районе и городе страны; членство в партии должно быть фиксированным; в партии должны состоять не менее, например, 25 тысяч зарегистрированных членов (примерно по 4 тысяч членов в каждой области и г. Бишкек); уполномоченный государственный орган должен иметь полномочия по контролю за численностью партий.
Также большое внимание необходимо уделить вопросам обеспечения прозрачности при финансировании политических партий: должны быть конкретизированы источники финансирования партий, принципы финансирования — законность, открытость, гласность доступность сведений о финансировании членам партии, общественности и компетентным государственным органам; целевое использование финансовых средств; введение ежегодной финансовой отчетности политических партий.
В законе также следует закрепить механизм эффективного контроля фискальных органов за финансированием политических партий — нельзя забывать о возможности финансирования партий иностранными государствами и их гражданами, зарубежными экстремистскими организациями. И соответственно должен быть закреплен механизм привлечения к ответственности политических партий за несоблюдение Конституции и законов страны.
«Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции»
Так выразился о месте и роли оппозиции известный английский политический деятель середины 19-го века Бенджамин Дизраэли. Именно в тот период Англия изобрелаформулу сосуществования провластной и оппозиционной партий — «оппозиция Ее (Его) Величества». И это была первая система правления, в которой критика правительства стала столь же неотъемлемой частью политики, как и само правительство.
Полагаю, что необходимость в принятии Закона «О гарантиях оппозиционной деятельности в Кыргызской Республики» уже объективно назрела. Оппозиция — это важнейшее орудие саморегулирования общества. К сожалению, в нашем обществе оппозиционная деятельность фактически приравнена едва ли не к государственной измене, и любое критическое выступление в адрес властей вызывает с их стороны болезненное восприятие. Нетерпимость к инакомыслию – давняя и серьезная проблема нашей правовой и политической культуры. Она перешла к нам от советской политической культуры, которая исповедовала принцип «кто не с нами – тот против нас».
Мы должны двигаться в сторону нормального отношения к наличию у части граждан мнения отличного от мнения властей. Любая разумная критика является благом для людей, принимающих ответственные решения, тем более — для руководителей государственных органов. Ведь критика помогает им учесть все возможные варианты и нюансы, нередко предохраняет от ошибок. Оппозиция как раз и существует для того, чтобы подмечать и подчеркивать все просчеты действующей власти.
Инициирование Закона об оппозиции властями станет ответом на обвинения, которые стали раздаваться в обществе — о якобы взятом курсе на «охоту на ведьм». Тогда политическая оппозиция будет существовать в рамках Закона. Легальной оппозиционной деятельностью будет дозволено заниматься политическим партиям, принявшим решение о переходе в оппозицию; при этом они должны быть включены в Реестр оппозиционных партий, который будет вести уполномоченный государственный орган. Вся их оппозиционная деятельность должна будет осуществляться согласно требованиям, прописанным в данном Законе.
Из-за отсутствия установленных законом требований к оппозиционной деятельности, в настоящее время страдает безопасность государства, так как радикальная часть оппозиции может сомкнуться с подпольной деятельностью экстремистских религиозных организаций, чего никак нельзя допускать. Кроме того, законом следует закрепить гарантии от политических преследований гражданам, состоящим в оппозиционной партии.
Принятие закона позволит направить деятельность политических партий в русло исполнения своих уставных задач, как того требует законодательство. В Кыргызстане стоит принципиальный вопрос: переформатировать имеющуюся оппозицию в более конструктивную силу или же формировать новую системную оппозицию, которая сможет вести равноправный диалог с властями в стенах Жогорку Кенеша, но не на улицах.
Оппозиция должна осознавать, что бороться нужно не с государством, как таковым, а с правительством, если оно будет проводить внешнюю и внутреннюю политику не соответствующую интересам граждан, общества и государства. При этом было бы неплохо, если наша оппозиция будет руководствоваться принципом одного из величайших английских политических деятелей Уинстона Черчилля: «Я никогда не критикую правительство своей страны, находясь за границей, но с лихвой возмещаю это по возвращении.»
Международный опыт показывает, что соблюдение баланса в отношениях общества и власти, стабильности общественного и государственного устройства является важнейшей обязанностью политических партий. В странах, где установилась реально действующая многопартийная система, не страшен никакой левый или правый экстремизм, охлократические, авторитарные или тоталитарные поползновения в обществе. Сами партии — это живой организм. Они постоянно в изменении, набирают силу или слабеют, пульсируют, перетекают одна в другую, распадаются, но их практический опыт (положительный или отрицательный) уберегает государство от ошибок. Даже становясь в оппозицию, они остаются лабораторией поиска оптимальных путей развития общества.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.
Вроде всё правильно, но по моему опора государственной системы, это всё же народ, его реальное участие в управлении государством. В настоящее время народ отделён от государства. …Отсюда и проблемы с партийным строительством и даже развал партийной системы, отсюда и рождается беспредел госструктур, какой мы и наблюдаем сегодня воочию. … Партии конечно должны быть сильными, но нельзя отдавать им власть…. Партии должны иметь право на быть оппозиционными, но оппозиционность должна быть предложена на совет народа и обсуждаться на этом совете. …Для этого должны быть созданы курултайские площадки во всех областях и городах страны, куда вход свободен для всех граждан, независимо от места жительства, а депутаты того или иного района, области, города, — имеют право голоса на любом совете народа, на любой курултайской площадке страны. Авторитет партии будет утверждаться совершенно естественно, к её голосу будут прислушиваться в любой точке страны: и простые граждане и депутаты и правители. Представители партии могут выдвигаться на государственную службу не по праву принадлежности к партии и по закону о партиях, а по уму. … И так по каждому человеку, персонально надо рассматривать, а не всех подряд и не только членов партии, но и беспартийных. … У партий не должно быть права утверждать состав правительства и кандидатов на пост главы государства. Только советы народа, только народные представители на курултайских площадках районов, областей, городов должны решать судьбу правителей страны. … А если не так, если всю власть отдать партиям, то тогда говорить о власти народа, о его участии в управлении государством нет смысла.
Хороший анализ, в плане жестких требований к политическим партиям поддерживаю и еще ужесточить и обязательном порядке нужен закон «об оппозиции». касательно реестра оппозиционных партий предлагаю политических партия которые участвовали и остались за бортом, то есть не прошли в ЖК их надо включить в первую очередь а потом тех политических партий которые соблюдали нулевой уровень. региональная квота должно в обязательном порядке сохранится и если надо будет надо спустить до районного уровня. и прикрепить пункт об обязательном порядке отчитывание перед минюст или ГНС (хотя бы нулевой отчет) два раза в год. касательно других не отчитывающих партий исключить из реестра политических партий и соответственно изменить и дополнить закон » о политических партиях».