Уроки истории. Быть учителем, а не учеником

Аналитика,Лента событий,Статьи 02 Дек 2019 10:55
1 отзыв

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин КУРМАНОВ — специально для Elgezit.kg.

Малолетний Иван Грозный много насмотрелся хамства во время правления бояр. В то время он был больше известен как «Мучитель». «Грозным» он стал далеко после смерти.

Это был период «русского парламентаризма» в истории Московии, который назывался «семибоярщиной». На деле это было не время демократии и верховенства права, а запомнилось людям как время лютой ненависти бояр к друг другу, споров на заседаниях Боярской думы до мордобития и кровавых стычек между ними. И время безмерного воровства, когда бояре нахально тащили все из казны покойного великого князя. Все это видел и наматывал на ус молодой Иван, чей жесткий характер складывался под впечатлением увиденного беспредела. По достижении совершеннолетия он стал решительно действовать. Первым делом он велел притащить из думы самого нахального князя Андрея Шуйского, который посмел свои грязные сапоги закинуть на постель умирающего отца Ивана. По его приказу князя жестоко забили до смерти. Бояре ужаснулись. В них в тот же миг проснулся забытый холоп. Вчерашнее хамло стало ползать на животе и юлить перед новым великим князем Московии, подхалимничать и угодничать. В стране по приказу Ивана засвистел беспощадный топор, язык которого наводил на всех ужас. И полилась боярская кровь рекой. «Своих холопов, — сказал Иван IV громогласно, — я буду миловать, когда захочу, и казнить, когда мне вздумается». Таким образом он показал всем, кто господин в княжестве и что отныне он будет править страной единолично. Он больше не будет учеником, а будет учителем, который поведет народ и государство в нужном ему направлении.

Идея о единоличном правлении к нему пришла, во-первых, после того, как пала Византийская империя, где монарх обладал абсолютной властью. Иван объявил, что Москва станет третьим Римом, а четвертому Риму не бывать. Во-вторых, начав активную внешнюю политику на Востоке и Западе, захватив Казанское и Астраханское ханства и Ливонию, он внезапно заболел и лежал при смерти.  Вот тогда он увидел истинную цену своих советников и своего окружения, которые мгновенно предали его, изменились и стали делить его власть. Но он внезапно выздоровел и снова засвистел топор. С тех пор Иван взял за правило совет одного монаха, не брать себе больше в советники людей умнее себя, и быть для всех учителем и поводырем. Иван провозгласил себя царем, одновременно сохранив титул великого князя. По существу до Ивана не было ярких и харизматичных правителей, все были в основном «серыми мышками». Иван заложил основы для традиций абсолютистской власти в России, которая продолжается и поныне.

Другую традицию мы наблюдаем сейчас в развитых странах. Это традиция коллективного правления, разделения ветвей власти, верховенства права, прав человека и т.д. Разделенную и сбалансированную власть легче передавать другому. В отличие от Московского царства, где все — и  высшие аристократы и простолюдины,  были царскими холопами, мы видим здесь, на всех этажах социальной лестницы, свободных граждан. Но есть определенная восточная специфика. На Востоке, как известно, подхалимаж и лесть стала издревле традицией, играет во власти большое значение. Чтобы добиться правдивой картины о состоянии дел нужно прилагать большие усилия. Президент Ю.Кореи Пак Чон Хи, премьеры Сингапура Ли Куан Ю и Малайзии Мохатхир Мохаммад были вынуждены ввести должности советников, которые должны были быть умнее своих начальников. Им вменялась в обязанность не холопствовать перед начальством, а говорить правду и критиковать их за неправильные действия и политику. Если они этого не делали, то они тогда увольнялись. И дела сразу пошли в гору. Может быть следует и в Кыргызстане, чтобы эффективнее проводить реформы и преобразования, тоже следует ввести такие должности — говорить правду. И навести строгий порядок во власти без свиста топора.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Одна мысль о “Уроки истории. Быть учителем, а не учеником

  1. Большевик

    Уважаемый автор, следующая статья надеюсь будет о том, что Вы будучи спикером ЖК, советовали Бакиеву К.С. как обуздать его самого и его родственников. Заранее благодарен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.