Совместно с Россией разработано ТЭО строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан — Узбекистан». Об этом «Азаттыку» сообщил глава дирекции по проектированию и строительству железной дороги ГП «НК «Кыргыз темир жолу» Жамшитбек Калилов.
«Совместно с Россией написано ТЭО — где будет проходить дорога, какие месторождения могут разрабатываться параллельно строительству дороги и так далее. Россия обещает рассмотреть вопрос финансирования. Были в Узбекистане, там также обещают оказать помощь», — сказал Калилов.
Инициатива о строительстве железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» была озвучена еще в начале 2000-х, но с тех пор дело так и не дошло до реализации. В 2002 году Пекин уточнил технико-экономическое обоснование будущей ветки и определил ее направление. По той задумке предполагалось, чтобы дорога через перевал Торугарт пролегала через джайлоо Арпа, а потом через Узгенский район достигла города Кара-Суу и оттуда уже шла в Узбекистан. Общая протяженность должна была составить 268 километров.
Бывший президент Алмазбек Атамбаев после прихода к власти предложил вместо маршрута «Китай – Кыргызстан — Узбекистан» построить ветку «Таджикистан – Кыргызстан – Казахстан — Россия». Но эта идея не нашла ни у кого поддержки. После этого власти КР вновь вернулись к проекту дороги «Китай – Кыргызстан — Узбекистан» и предложили новый маршрут.
В 2017 году была создана трехсторонняя рабочая группа по строительству дороги «Китай – Кыргызстан — Узбекистан», и сообщалось о рассмотрении трех разных вариантов реализации.