Ученые обнаружили в тающих ледниках Тибета древние вирусы

Лента событий 21 Июл 2021 17:35

Американские ученые обнаружили в образцах древнего льда с Тибетского плато около трех десятков видов неизвестных вирусов. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Microbiome, пишет РИА Новости.

Биологи из Университета штата Огайо проанализировали два керна, которые в 2015 году отобрали на леднике Гулия в западном Китае. Возраст льда оценивается в 15 тысяч лет. В нем обнаружили генетические коды 33 вирусов, четыре из которых уже были известны, а 28 — совершенно новые, непохожие на современные.

Ледники сохраняют массу информации об истории Земли, поскольку улавливают из окружающей среды частицы пыли, следы газа, микробы и растительное вещество. Из кернов, взятых при бурении ледников, можно получить данные о древнем климате, составе атмосферы и о том, какие биологические виды существовали в различные моменты истории.

«Эти ледники образовывались постепенно, и вместе с пылью и газами во льду откладывалось множество вирусов, — приводятся в пресс-релизе слова ведущего автора статьи Чжи-Пин Чжона (Zhi-Ping Zhong), микробиолога из Центра полярных и климатических исследований и Центра изучения микробиома Университета штата Огайо. — Ледники в западном Китае плохо изучены, и наша цель — использовать эту информацию для отражения окружающей среды прошлого. И вирусы — часть этой среды».

По словам исследователей, как минимум половина обнаруженных вирусов вернулись к жизни после того, как лед растаял. Это очень важная информация, так как ежегодно ледники Тибета уменьшаются в размерах и по мере их таяния древние вирусы выходят на поверхность.

«Возможно, этот метод поможет нам найти генетические последовательности и в других экстремальных ледовых обстановках, например на Марсе, Луне или ближе к нам — в пустыне Атакама», — говорит Салливан.

У вирусов нет общего универсального гена, поэтому их идентификация и присвоение им имени проходит в несколько этапов. Для этого сравнивают наборы генов новых вирусов и известных, уже занесенных в базы данных.

Анализ показал, что только четыре вируса из ледяной шапки Гулия ранее встречались ученым. Они относятся к бактериофагам — вирусам, которые заражают бактерии. По мнению исследователей, они, скорее всего, зародились в почве или растениях, а не в животных или людях.

Авторы работы надеются, что их открытие поможет проследить историю эволюции вирусов и лучше понять, какие изменения происходили в окружающей среде в прошлом.