Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
С принятием Конституции с президентской формой правления в Кыргызстане стали чаще говорить о возможном становлении диктатуры и тирании. Ну и как всегда толпа подхватила этот вопль, в связи с чем хочется напомнить о том, что это такое и о чем идет речь. Ибо тема актуальная для не
демократических стран, которых в мире еще немало. То там, то здесь снова и снова появляются новые диктаторы и тираны.
Под тиранами, это термин древнегреческий, раньше называли политиков, которые свергали жестоких царей, чтобы передать власть народу. Но со временем захватившие эту власть в собственные руки. Поэтому это хорошее первоначально по смыслу слово потом превратилось в нарицательное. Ну, а с диктаторами проще. Это люди, которые правят в своих интересах или какой-то группы, не соблюдая законов и принимая законы под себя.
Раньше у римлян была должность диктатора, на которую назначали политика с чрезвычайными полномочиями на 6 месяцев, чтобы единолично правя он мог побороть какой-то кризис. Это некоторым понравилось и они перестали отдавать власть, стали диктаторами. Например, Юлий Цезарь, который провозгласил себя пожизненным диктатором и был убит, заподозренный в монархических амбициях.
Все диктаторы и тираны, как правило, расправляются с оппозицией и несогласными разными путями. В Древних Афинах использовался «остракизм» (на глиняных черепках писали имя человека, которого надо изгнать из города), а в Древнем Риме — составлялись «проскрипции» — списки «врагов Рима», по которым они уничтожались без суда и следствия, а имущество отходило государству и тем, кто совершал возмездие. Этот метод часто применялся при незаконной смене власти. В средние века врагов убивали через суд, хотя были известны и внесудебные расправы. Эпоха была жестокой и свирепой. Было не до правил, как сейчас. Либо через церковь, обвиняя противников власти в колдовстве, еретичестве… Жгли на кострах, топили в воде, гноили в казематах, используя институт инквизиции, а затем светский суд принимал решение о наказании.
Сейчас с оппозицией борются с помощью силовых структур, посадок, либо путем уговоров. Уговоры и милость применяли всегда. Но они были недейственны в борьбе с принципиальными врагами. А большевики и гитлеровцы в борьбе с ними даже не заморачивались, просто ставили к стенке и точка. Хотя иногда, чтобы не выглядеть варварами и дикарями в глазах мирового сообщества, использовали квазисудебные институты, как «двойки», «тройки», «народные суды», которые проводились без адвокатов, без профессиональных судей и без апелляции. И даже без законов, лишь бы был человек, а нужный закон всегда находился. Погибли миллионы людей, в том числе ни в чем не виноватые.
Но, превзошел, на мой взгляд, по изощренности и массовости всех диктаторов китайский руководитель Мао Цзедун, который объявил в 1966 г. «культурную революцию» и бросил клич о революционном перевоспитании кадров. Дело взяли в свои руки молодежные группы революционных фанатов — «хунвэйбины» и «цзяофани», которые за короткое время зачистили всю оппозиционную и вольнодумствующую часть общества. Начиная от высших руководителей партии как Лю Шаоци до простых профессоров и крестьян. Погибло свыше миллиона человек. И это при том, что Великий Кормчий не просил никого убивать. Все было списано на народное творчество революционных масс, которые решили искоренить «буржуазное перерождение».
Если сказать о современном Кыргызстане, то мы тоже прошли свою диктатуру, причем два раза. Первый — в период массовых сталинских репрессий в 30-50 гг., а второй в период президентства псевдосоциал-демократа и популиста Атамбаева, заставивший снова вспомнить времена, ставшие годами отчаяния и крушения государства, управляемого кухарками. Жертвой этих репрессий стал даже нынешний президент Кыргызской Республики. Но об этих репрессиях у нас почему то предпочитают молчать.
Нужен анализ феномена происшедшего. Ничего просто так не возникает. Но об этом в другой раз.
А сейчас на память приходят события, когда премьером России в 1989 г. в период мирового кризиса был назначен и избран Госдумой РФ академик Е.Примаков. Что только о нем не говорили, что он кондовый коммунист, вернет диктатуру, начнет репрессии против неугодных. Но ничего этого не произошло. Наоборот, он начал выправлять ситуацию, отчего о нем заговорили как о следующем президенте. Но Ельцин не допустил этого из-за личных соображений. Ему нужен был преемник, а Примаков был очень принципиальный человек.
Поэтому очень важно уметь верить и доверять людям. И видеть разницу между разными моделями демократии, ее фиктивной и реальной формами. Не путать демократию, которая есть ответственность и порядок, с нынешней охлократией.
Садыр Жапаров не будет никогда диктатором, это западные выдумки и враки. И он делает правильные вещи. Сажает тех, по кому тюрьма давно плачет. Это не диктатура, это возмездие за совершенные перед народом Кыргызстана коррупционные преступления, за разграбление Кыргызстана. В добрый путь Садыр и Камчи!
чиновники так привыкли к коррупции, которая стала что то вроде обычного насморка, что у них полностью потерялось чутье, они не чувствуют опасность, которая сгущается над ними и предупреждает » беги дурак, пока не схватили». Инстинкт самосохранения подводит и ряды коррупционеров пополняется. И ничего их теперь не спасет, ни родственники, ни деньги. Бог все видит. Это называется бумеранг. придется за все ответить.
Господин З. Курманов прекрасно знает, что Кыргызстан пережил диктатуру при Бакиевых. В те времена убивали людей. И господин Курманов стоял в одном ряду с Бакиевыми.