Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Всенародно у нас выбирали только депутатов. Выборы президента — это новое явление. Поэтому непривычное. В СССР при учреждении института президента в союзных и автономных республиках первоначально президенты избирались в местных парламентах. Это было похоже на избрание первого секретаря на пленуме ЦК, крайкома или обкома компартии. Тоже привычная процедура, где партийные чиновники и интриганы набили руку, всегда выбирая тех, кто больше нужен партаппарату. Потом даже научились свергать неугодных, как, например, Н.С.Хрущева. Сталин с неугодными не чикался, сразу отправлял с помощью карательных органов на тот свет.
Во время перестройки первым президентом СССР был избран М.С.Горбачев, а президентом Республики Кыргызстан — академик А.Акаев. Это был первый сюрприз. Президентом союзной республики был избран не 1-й секретарь ЦК Компартии, как это было в других советских республиках, а академик и президент Национальной академии наук, человек либеральных и демократических убеждений. Страна пошла по демократическому пути и быстро снискала почетное звание «демократического островка». Такой статус очень многое значил для мировой политической элиты, но наши элиты ничего не поняли и все остальное время занимались сворачиванием демократии — этого очень дорогого политического товара. Причем всегда себе во вред. Другой сюрприз преподнесли белорусы, избравшие президентом депутата Верховного Совета РБ А.Лукашенко, директора совхоза, который пришел к власти на волне антикоррупционной риторики. С тех пор он ее никому не отдает, каждый раз переизбираясь на новый срок.
В конституциях постсоветских республик было написано: отдавая дань политической моде, президентом можно быть не более двух сроков подряд. Но когда сроки стали приближаться к концу, начались всякие политические финты, которые давали возможность президентам остаться у власти. И началось. Свои сроки они стали удлинять через референдум, меняя конституции или обнуляя президентство. Но всех переплюнул лидер Туркменистана С.Ниязов. Он был объявлен Халк Маслахаты пожизненным президентом, как бы насмехаясь над всеми своими постсоветскими коллегами. Все подумали, что сейчас грохнет гром, и земля низвергнется в тартар. Но этого не произошло. После чего лидеры СНГ перестали стесняться и стали откровенно, без всяких искусственных ухищрений идти на новые выборы и сроки. Благо к этому времени они научились выигрывать любые выборы с помощью не только силы, но и пряников, посылов, пропаганды.
Но в Грузии, Украине и Кыргызстане произошел сбой, и власть впервые перешла в руки официальной оппозиции. Кое-где из происшедшего сделали уроки, у нас никаких уроков сделано не было. Во власть приходили новые лица, но ничего для простых людей не менялось. Перевороты стали повторяться. У других стран СНГ появилась другая проблема, как поменять власть, ничего не меняя. Появилась идея преемников. В Азербайджане президент Гейдар Алиев передал власть своему сыну, выпускнику МГИМО и достойному политику Ильхаму. Благо это для Азербайджана не было новинкой, и население спокойно приняло эту рокировку. Но в Кыргызстане институт преемников дал сбой, а экс-президент сел на нары. На нары сели и бывшие президенты Армении Кочарян и Саргсян, когда к власти на волне народного недовольства пришел Никол Пашинян.
Сейчас в Кыргызстане проводятся новые президентские выборы, в которых заявили участие 64 кандидата, но сейчас осталось 18. На что они рассчитывают? Многие из них неизвестны общественности, не имеют заслуг, но рассчитывают на победу. Только на победу! Хотя все должно закончиться в первом туре, а многие кандидаты не наберут даже одного процента. Таковы законы выборов. Избиратели предпочитают голосовать за победителя. Они у нас не могут быть непредсказуемы и держать в напряжении до конца гонки, когда конкурируют равновеликие фигуры. Или, как их называют, лидеры «национального масштаба». Они и являются фаворитами. Остальные кандидаты сельского, районного и городского масштабов им достойную конкуренцию не составят и соберут крохи — главным образом голоса своих родственников и друзей.
О том, что многие это понимают и участие в президентских выборах будет для них успокоительным призом, свидетельствуют суммы, которые кандидаты внесли или собрали на свои выборы. Суммы в основном смешные в пределах 1 миллиона сомов, кроме нескольких кандидатов, но и там разрыв между ними велик. Это означает, что кандидаты сами не верят в свою победу. А как им тогда убедить голосовать других людей? Кто-то участвует в выборах, чтобы отнять голоса у фаворитов, другие, чтобы поторговаться. Третьи, чтобы получить известность на всю страну. Во время одной моей зарубежной командировки я прослушал выступление директора одной из первых политтехнологических компаний страны «Никколо М» Игоря Минтусова. Он рассказал, как проводил предвыборную президентскую кампанию Амангельды Тулеева, который поставил цель — набрать 6 процентов голосов. И эта планка была взята: Тулеев — казах по национальности, у которого не было никаких шансов выиграть выборы в России, более 20 лет был губернатором в Челябинской области, что для него, инородца, было выше крыши. Хотя мужик был красавчик, умен и харизматичен. И лишь недавно ушел на пенсию.
Правила президентских выборов в Кыргызстане поэтому после этих выборов надо пересмотреть и продумать, чтобы они были интересны, как, например, в США, где в финале сражаются самые сильные кандидаты, а не ублажать чьи-то амбиции и не создавать видимость конкурентных демократических выборов, которые лишь мешают избирателям сделать ответственный и правильный выбор.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.