Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Конституционное совещание подходит к концу. Сегодня послушал по телевизору, как один член этого собрания подводил итоги и понял, что главный вопрос конституционной реформы о курултае ему так и не удалось решить. За курултаем закреплен статус общественной организации типа «общественного наблюдательного совета», от которых, как показал наш опыт, толку не было. И убежден, не будет на более высоком уровне. Конституционному совещанию помешало решить эту проблему незнание или узость мышления членов собрания, боязнь выйти за рамки международных стандартов, стереотипы и тому подобное. А значит, не избежать недовольства. А новую власть будут обвинять в манипуляции и обмане. Как обвиняли и прежних властителей.
Курултай надо сделать государственным органом, перед которым отчитывались бы все ветви власти. Этого же хочет народ?
Как можно это сделать? Очень просто. Курултай можно сделать верхней палатой парламента, сенатом, который состоит из представителей народа. Ими могли бы стать главы местного самоуправления и кенешей. Это около 800 делегатов. Можно добавить в их число, чтобы поднять качество, еще 100 представителей национальной ассамблеи, гражданского общества, трудовых коллективов. Всех их подкупить невозможно. Дайте им право утверждать республиканский бюджет и заслушивать отчеты спикера, президента, генпрокурора, Счетной палаты, Верховного суда, правильно расписав и сбалансировав эту процедуру. «Горячий душ» народного гнева им не повредит, но может улучшить качество работы под угрозой импичмента. Пусть курултай работает в сессионном режиме, заседает один-два раза в год. Зарплату им платить не надо, они уже получают ее по месту своей работы. Одновременно этим шагом можно поднять роль МСУ, общественных организаций, представителей культуры и науки в принятии политических решений.
То есть не будет двух парламентов, чего опасаются теоретики, не «нюхавшие пороха», а будут две палаты одного парламента — курултай и Жогорку Кенеш. Назовите его «Национальным конгрессом». Этот вариант очень похож на последний советский парламент, называвшийся «Съезд народных депутатов СССР», который состоял из 2, 5 тысяч депутатов и работал в сессионном порядке, собирался один-два раза в год. Из этого состава затем сформировался Верховный Совет из 660 депутатов, который работал на постоянной основе, ежедневно принимал законы и постановления. Можно еще подумать над тем, что можно сделать, чтобы он работал более эффективно. Сразу исчезнут подозрения в узурпации и установлении диктатуры. Власть, как никогда, будет подконтрольна народу. Исчезнут основания для ее свержения.
Можно посмотреть и на опыт Германии. У них сейчас практически сосуществуют два парламента — Бундестаг и Бундесрат. Первый орган играет роль нижней палаты, второй — верхней. Второй орган укомплектован из глав регионов — глав немецких земель и городов. Так что не надо бояться института курултая, надо вспомнить забытое старое и найти курултаю не «театрализованное», а достойное место в политической системе Кыргызстана.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.